alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Baby-cobra или нетипичный американец. Легкий истребитель Bell XP-77. США

Когда речь заходит о легких истребителях Второй Мировой войны, то первое, что придет на ум - французские истребители фирм Arsenal (VG-30/VG-39) и Caudron (CR.760/CR.770) и итальянские истребители фирмы Ambrosini (SAI 402/SAI 403 Dardo). Кто то к этому списку добавит советские истребители Яковлева, но мало кому в голову придет включить в этот список США. Однако в этой стране, во время войны выпускавшей исключительно цельнометаллические самолеты и, более того, поставлявшей по ленд-лизу дюралюминий, проектировали и испытывали деревянный истребитель.


Начавшаяся вторая мировая война потребовала многократного увеличения объема выпуска всех видов боевой техники, в том числе, конечно же, и самолетов. Соответственно, выросла необходимость в сырье и материалах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в промышленных и военных кругах Соединенных Штатов стали появляться опасения по поводу возможностей полного удовлетворения этих потребностей, особенно в свете все более явной угрозы скорого вступления страны в войну.




подготовка и испытания модели XP-77 в аэродинамической трубе 


Одним из наиболее вероятных претендентов на попадание в список дефицитных ресурсов были легкие алюминиевые сплавы. Вопрос об их возможной замене нестратегическими материалами, и в первую очередь деревом, становился все более злободневным. поэтому внимание военных было обращено на концепцию легкого истребителя, интересовавшую конструкторов уже много лет. И поскольку в Европе маневренные деревянные истребители уже были построены и применены с некоторой степенью успеха, командование армейских ВВС решило получить в свое распоряжение мобилизационную дешевую машину.




сборка модели XP-77 в макетной мастерской 


В октябре 1941 года командование ВВС армии США поручило главному инженеру авиастроительной компании «Белл» Роберту Вудсу заняться вышеназванной проблемой. И уже через шесть месяцев тот представил проектные предложения по легкому истребителю, построенному почти полностью из дерева, но имеющему тем не менее металлическую обшивку. Проект назывался «Tri-4» (обозначение фирмы, впоследствии переименованное в D-6) - «три четверки», что расшифровывалось как 400 лошадиных сил, 4000 фунтов, 400 миль/ч, — именно такими были основные пожелания заказчика к новому самолету. По проекту машина представляла собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом ламинарного профиля и трехопорным колесным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран оснащенный турбокомпрессором 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Ranger XV-770-9 мощностью 500 л.с.




макетирование системы охлаждения XP-77 


Военные предложение Вудса скорректировали и выпустили ТЗ на создание деревянного истребителя с расчетной максимальной скорости в 410 миль/ч на 27000 футов (660 км/ч на высоте 8200 м), с вооружением, состоявшим из 20-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов, и взлетным весом всего 3700 фунтов (1680 кг). Вооружение должно было состоять из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа, и одной 20-мм пушки, стрелявшей через полый вал воздушного винта.



макетирование носовой части XP-77 


Таким образом, крошечный Белл XP-77 был попыткой решить две проблемы, вставшие перед американской авиационной промышленности после начала Второй мировой войны:



  • вероятность нехватки легких сплавов, используемых в строительстве планера;

  • появление высокоманевренного японского истребителя A6M2, который при равной скорости с тогдашними массовыми истребителями американских армии (P-40) и флота (F4F), в воздушном бою оставлял последним мало шансов. 





сборка прототипа XP-77


16 мая 1942 года ВВС армии США заказали 25 истребителей Tri-4 для проведения всесторонних испытаний и одновременно выдвинули требование обеспечить возможность нести бомбовую нагрузку весом не менее 136,2 кг (300 фунтов), что вынудило разработчиков отказаться от пушки.



Макет самолета 21-22 сентября 1942 года был проинспектирован комиссией из паредставителей как фирмы-изготовителя, так и инспекционной группы ВВС США. Комассия констатировала превышение веса самолета сверх установленного и задержки в реализации программы из-за несоблюдения субподрядчиками графика поставок деревянных конструкций. Кроме того, для самой фирмы Bell, загруженной военными заказами как на производство P-39, так и на его модернизацию XP-77 был второочережным проектом, имевшим более низкий приоритет для исследований и разработки по сравнению с более перспективным и денежным XP-63.




схемы XP-77



Задержки с поставкой двигателей с турбонаддувом привели к сокращению первоначального заказа до шести машин, получивших армейский индекс ХР-77. Контракт на их постройку был подписан 10 октября 1942 года. Чтобы не тормозить программу, было принято временное решение устанавливать безнаддувные моторы Ranger XV-770-6. Но работы все равно шли очень медленно. Помимо загруженности специалистов «Белл» другими, более приоритетными проектами, развитие проекта тормозили проблемы с чрезмерной массой ХР-77. Борьба буквально за каждый килограмм отнимала немало времени и вела к удорожанию самолетов. Это стало причиной сокращения числа строившихся прототипов с шести до двух. Такое решение было принято 3 августа 1943 года.





чертежи XP-77


Однако к этому времени необходимость в самолетах отвечавших вышеупомянутым принципам, отпала. С "Зеро" успешно боролись серийные "Хеллкеты" и "Корсары", а металла хватало не только на производство самолетов для нужд собственных ВВС, но и для экспортных поставок. Контракт с фирмой Белл был аннулирован из-за отсутствия потребности в этих истребителях. Тем не менее, руководство фирмы сумело получить от правительства средства для завершения постройки и испытаний второго опытного экземпляра, переведя работу в разряд исследовательских. Все-таки эта тема - тема легких "деревянных" самолетов-истребителей - была совершенно не разработана в Америке, в отличие, например, от ряда европейских стран, где подобные машины выпускались серийно.





  двигатель Ranger XV-770  


Наконец, 1 апреля 1944 года летчик-испытатель Джек Вулэмс поднял в воздух первый опытный образец ХР-77. Испытательные полеты показали, что установленные на прототипах двигатели Ranger XV-770-7 мощностью 520 л.с. позволяли достичь лишь скорости 530 км/ч против заявленных 660. По всем остальным летным характеристикам ХР-77 также заметно уступал практически всем основным американским истребителям. К тому же жестко закрепленный двигатель на некоторых режимах полета вызывал сильные вибрации конструкции планера (мотор устанавливался непосредственно на планер без виброизоляции), что представляло реальную опасность в эксплуатации.



малыш и великан: XP-77 и B-29


2 октября 1944 года один из ХР-77 потерпел катастрофу во время испытательного полета на пилотажные качества, сорвавшись в перевернутый штопор при попытке выполнить иммельман (летчику удалось выпрыгнуть с парашютом и спастись). Ровно через два месяца, 2 декабря 1944 года, программа была официально закрыта, тем более что мрачные прогнозы относительно возможного дефицита алюминия не оправдались.



В заключение можно сказать, что данный истребитель не имел перспективы развития и причин этому несколько.


Во-первых это двигатель: несмотря на разработку с 1931 года и производство с 1937 года авиамотор XV-770 удалось довести только к 1941 году (на более ранних стадиях двигатель перегревался на малых скоростях полета). Таким образом, 1941 год - это самый ранний срок появления P-77 при условии одновременной доводки как мотора, так и планера. Однако данный путь - более чем рискованный, о чем может свидетельствовать как история разработки PZL-38 Wilk, так и опыт первых разработок фирмы Bell.






А во-вторых, при более раннем обращении армейских ВВС к концепции легкого истребителя в 1941 году у них уже был самолет обладавший такими характеристиками и вооружением, какие необходимы для борьбы с основными истребителями японских армии и флота (Ki-43 и A6M2 соответственно). Конечно Curtiss-Wright CW-21 Demon был цельнометаллический самолет, но ставка на этот истребитель взамен более тяжелых машин также могла привести к экономии дюраля, т.е. выполнению обеих задач ставившихся перед P-77.



































































































Модификация


XP-77


Размах крыла, м


8,38


Длина, м


6,98



Высота, м


2,49


Площадь крыла, м2


9,29


Масса, кг


пустого самолета



1296


нормальная взлетная


1829


Силовая установка



Тип двигателя


ПД Ranger V-770-7


мощность, л.с.


1×520


общая мощность, л.с.


520


Максимальная скорость, км/ч


531


Крейсерская скорость, км/ч


446



Практическая дальность, км


885


Максимальная скороподъемность, м/мин


1097


Практический потолок, м


9200



Экипаж, чел.


1


Вооружение (по проекту)


стрелковое



пушки


1×20-мм Hispano-Suiza HS.404


пулеметы



2×12.7-мм М2


бомбовое


1×136-кг или 1×148-кг








Если вы оборудываете у себя в загородном доме мансарду. То вам наверняка будет полезно знать как правильно устанавливаются мансардные окна. По этой ссылке вы найдёте великолепную статью по этой теме.

Subscribe
promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments