alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Categories:

КРЕСТОНОСЕЦ КРАСНОЙ КРЕПОСТИ (начало).

- …Мо-то-ров-нет… Мо-то-ров-нет… Мо-то-ров-нет… - Михаил Иосифович смотрел в окно, за которым проплывали столь привычные русские пейзажи, мелькали полустанки, мелкие речушки со склонившимися к воде ивами, деревеньки и городки.

 - …Мо-то-ров-нет… Мо-то-ров-нет… - стучали колеса. …Моторов –не-е-е-т!!... – взвыл паровозный гудок, приветствуя очередную станцию…

Поезд подходил к Москве. - …Мо…То…Ров…Нет-т-т… - медленно говорили, тяжело проворачиваясь, колеса останавливающегося состава. - …Мо…То…Ров… …Нет.


 

Нет моторов.

 

- Нет моторов, Михаил Иосифович, и не будет – Воронин собирал разбросанные по столу бумаги и складывал аккуратной стопкой – и в ближайшее время никакой надежды нет. У меня на заводе штук 20 стоит в ящиках. Страшное дело, какое качество… Краше, как говорится, в гроб кладут. Нагнетатели – дрянь, карбюраторы – дрянь… Ресурс «на станке» редко-редко когда больше 20 часов пробежим. Микулин обещает, что можно поставить с «тридцать пятого», только я – не верю. То есть поставит, конечно, только с туполевским СБТ в варианте тяжелого истребителя мы всё равно поспорим только теоретически. Что-то там «поп» недодумал, не доисследовал,… если не что похуже…

- Последнее директор завода произнес как-бы между делом, самому себе, но Гуревич понимал скрытый подтекст. Получив поликарповский проект истребителя И-200 пока сам Поликарпов был в Германии, новоиспечённые руководители КБ (числившееся на бумаге как Опытный конструкторский отдел) во главе с бывшим военпредом завода Артёмом Микояном с жаром взялись за работу. Получилось так – как получилось. По большому счёту, весь актив КБ представлял собой поликарповских питомцев, причем – лучших. Естественно, без «Самого».

В том и цель и, как выяснилось, просчёт. Только оказавшись наедине с братом «сталинского наркома» Михаил Иосифович почуствовал, насколько важен был шеф. И насколько «поповский сын» представлял реалии конструирования самолетов в СССР…


 В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна.

  Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ.


Спасибо, родной, за вдохновенный труд!

Всем спасибо – все свободны. Пока.

…Сам Гуревич был человек не простого ума – природные склонности его сложились не сразу и под влиянием людей неординарных. Окончил Курскую мужскую гимназию с серебряной медалью, учился на механическом факультете Харьковского университета. Так сложилось, что продолжил он её – учёбу – не сразу и уже в университете на факультете математики г. Монпелье во Франции.

Далее пришлось прерваться по «объективным причинам» и в 1917 вновь поступить в Харьковский университет, который с перерывами, вызванными гражданской войной, закончил лишь в 1925. Темой его дипломного проекта стал "Пассажирский самолет".

Как бы пошла жизнь Михаила неизвестно, но в1929 он переехал в Москву и поступил в конструкторских бюро Пьера Ришара, которого советское правительство пригласило для создания первых советских гидросамолётов. Свободно владея английским, немецким, французским, итальянским и латинским языками, Гуревич блестяще сдал Ришару "вступительный экзамен" на французском языке.

После отъезда Ришара на родину Гуревич выполнил первую самостоятельную работу - проект штурмовика ТШ-3. Правда, злые языки утверждали, что самолет-то придумал «папаша Пьер», но к делу досужие выдумки обывателей от инженерного дела не пришьёшь…

…Как говорят в России: трудом праведным не наживёшь палат каменных… и не выполнишь приказ товарища Партии…

…Мда…

 

Доводка МиГ-1, как назвали после госиспытаний новый истребитель, прошла более-менее гладко. Незримая, но тяжелая рука «сталинского наркома» и, по совместительству, старшего брата, помогла решить многие неинженерные вопросы, каковым Михаил Иосифович предпочитал время не посвещать. Микоян – младший хорошо знал, что говорить и как говорить, кому что обещать и когда и какими словами угрожать. Сам - же Гуревич предпочитал заниматься собственно самолетом, точнее самолетами. Уже вначале работы по И-200 возникали разные мысли; уж больно продуманной и перспективной казалась поликарповская конструкция. Хотелось попробовать получить и то, и это. Вот уже испытывается ПБШ – пикирующий бомбардировщик-штурмовик, прямой конкурент илюшинского ЦКБ-57 (БШ-2), однако… Специалисты ещё на стадии представления проекта ВВС «накатили» такое количество «черных шаров», что новое КБ коллективно впало в уныние, а мерзкий Рычагов - начальник ВВС - 20 сентября 1940 г. написал резолюцию: "Мое мнение, что тов. Микояну новой машины не давать, а требовать доводки самолета И-200 до требуемых нам норм". Спрашивали его… великий лётчик, сидишь – и сиди…в кабине (пока не посадили)…

 Что ты вообще в самолетах понимаешь?

А вот проект дальнего истребителя сопровождения  – ДИС-200 – это совсем другое дело; его так просто не прикроешь, не раскритикуешь; туполевский «сверхтандем» АНТ-43 (http://alternathistory.org.ua/karayushchaya-desnitsa-krasnoi-armii ) ждёт истребитель сопровождения. Можно сказать, жаждет. Слишком дорогое удовольствие – гонять такие машины без  защиты. Сразу несколько КБ бросились проектировать тяжелые истребители. Новая программа вооружения советской авиации потребует не просто много, а – МНОГО – самолётов. Причем теперь это уже не «фитюльки» из фанеры и перкаля, а полноценные боевые машины.

И здесь рука старшего Микояна не просто нужна – необходима.

 

Время сдвинулось – Первый ДИС полетел через полгода. 

Полетел … Плохо. Планировалось – и было заявлено в документах – что скорость истребителя составит не менее 664 км/ч на семикилометровой высоте.

А что получилось?  Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной.

Понятно, что опытный образец…Понятно, что доводить необходимо…

Но что бы ТАК ошибиться…

(Практически одновременно с ДИС Гуревич наступит на те же грабли с МиГ-9 (И-210), полетевшим 23 июля 1941 года; вместо расчетных 630 км/ч удалось «выжать» лишь 540… И это с М-82 вместо АМ-35! Злые языки утверждали, что с поликарповского И-185 скопировали даже расположение пушек, заменив их пулеметами БС… Впрочем, как всегда – врали, конечно).

Разобраться с недобором скорости помогло ЦАГИ; первоначально на самолете были установлены трехлопастные винты АВ-5Л-114 диаметром 3,1 м. После установки четырехлопастных винтов АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолета возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Почти – успех…

Почти.


 

ДИС с опытными моторами АМ-37

 

Информация из Германии была смертельной для новой машины; новые образцы Мессершмиттов будут летать – или уже летают – как минимум не медленнее нового истребителя сопровождения. А это значит, что при действиях в глубине территории противника не догнать, не оторваться…

И, соответственно, не защитить бомбардировщики.

           

Как быть? Ресурс связей новоиспеченного Главного конструктора велик, но не вечен. Получить чужой проект – это одно; сделать свой – это другое. «Отец народа» терпелив не бесконечно. Надо думать, и думать быстро.

Гуревич оторвался от созерцания приближающейся за окном Москвы. Стол в купе, заваленный сделанными за ночь эскизами истребителя – а Гуревич был рисовальщиком, как и инженером, не только умелым, но и талантливым – напоминал трибуну оратора, запутавшегося в тексте выступления и под смешки аудитории лихорадочно искавшего продолжение доклада. Всё облизано и обтянуто. ВСЁ! Практически нет ничего выступающего ни на длинном, узком фюзеляже, ни на поверхности крыла. Каплеобразный фонарь пилота с минимумом переплёта с отличным обзором, обжатые до предела моторные гондолы, полностью убираемое хвостовое колесо…

 

 

Всё. Ничего лишнего, ничего мешающего. Что могли – то сделали. Дальше начинается аэродинамика не простая, а научная, десятки и сотни продувок в аэродинамической трубе, кропотливый подбор профилей крыла, эксперименты с разными вариантами оперения. Всё это – на годы работы.

На годы… на годы… на… а на что, собственно, мы расчитывали, когда взялись за всё это? На то, что быстренько, за полгода-год сделаем сложнейшую машину? Да, опыта у сотрудников нового КБ много (один Григорович чего стоит), только вот вопрос: в чём идея?

В ЧЁМ?

А она, милая, в том, что наш самолёт должен летать очень быстро и очень далеко. И при этом иметь много оружия на борту и с большим боекомплектом. И два мотора, и топливо для них, и бронирование кабины и моторов (+протектированные баки) и… и ещё…

Итого – 8 тонн. На два мотора по 1400 л.с. (при этом моторов-то самих в работоспособном состоянии не просматривается). Т.е. на один приходится 4 тонны. Не густо…

У МиГ-1 округлённо 3,5 на 1350 «лошадок» на взлёте. И сказать, что летает уж очень замечательно – таки нет.

Гуревич задумчиво перебирал эскизы. За стенками купе переговаривались собирающиеся на выход соседи, что-то гремело, плакал ребёнок, которого насильно собирали покрикивая и пошлёпывая… Плюс ко всему двухмоторный самолет – в отличие от одномоторного – имеет не одно, а три сечения: фюзеляж и две мотогондолы. Как их не обжимай, но предел всегда наступит. Вот, похоже, и наступил…

Можно, конечно, попробовать пойти «по-туполевскому» пути – использовать тандемную схему. Но тут сразу несколько «но», и явный отказ Туполева сотрудничать – т.е. передать все материалы по СБТ ещё не самый сложный момент (тем более, что Андрей Николаевич не Поликарпов, у него хрен чего получишь чужим решением). Вопрос в другом: как успеть.

Война – да, война приближается и это учитывать, конечно, надо. С другой стороны об этом должен думать и, надо полагать, думает товарищ Сталин, думает много и за нас за всех. А нам надо сделать и обогнать 2-х основных конкурентов; врага (т.е. немцев) и другие КБ. Ну, первых мы, надо полагать, уже обскакали, когда товарищ Сталин на немецкие провокации не поддался и сажать всех подряд в 37-м отказался, но вот с братьями-конструкторами ещё предстоят бои, как местного, так и фронтового значения.

Потому как проектов и даже уже летающих опытных двухмоторных истребителей появилось – как грибов после дождя. И ВИ-100 (зачем Петлякову «ЭТО», если он же тяжёлый истребитель на базе СБТ делает?), и таировский Та-3, и грушинский ГР-1 и других – имя им …. Да и Поликарпов со своим ТИС присоединился…

…Неймётся ему…

И летают, главное, гады, хорошо. Если и хуже ДИСа, то – ненамного. На общем фоне ничего мы нового не предложили.

Впрочем, помимо двухмоторных конкурентов и одномоторные «показывют зубы»; созданный Кочергиным одноместный ОПБ-5 с установленным в бомбоотсеке 500-литровым баком мог пролететь в качестве истребителя сопровождения до полутора тысяч км. Это – сейчас. Кочергин человек творческий, будет дорабатывать и явно прицеливается на дальний одномоторный истребитель.

Есть из чего выбирать тов. Сталину.

Плохо.

 

Гуревич ещё раз внимательно посмотрел на вид истребителя сбоку. Красивая, стремительная машина. Из-за округлой мотогондолы похожа на головастика. На головастика… такого… с головой и хвостом… с головой… с одной голо…

Стоп. У головастика одна голова. У нас – тьфу ты! – у ДИСа – три. Это если смотреть спереди или сверху. Ага. А если – сбоку, то, стало быть, одна. Одна сбоку, три сверху и спереди…

Так. И что?

Что-то появилось и замерцало яркой точкой перед мысленным взором. Что-то никак не ухватываемое, новое и очень важное.

Голова – головастик, голова – головастик… У него – ребёнка лягушки – всё в голове. И мозги из одной извилины, и писа, и кака…

Всё в башке. В маленькой, тупой башке глупой рептилии…

           

В ГОЛОВЕ…!!

Михаил Иосифович порывисто встал; он знал, как заставить ДИС стать самым быстрым истребителем.

 
 

… - Таким образом, мы отказываемся от схемы с расположением двигателей на крыле и устанавливаем их продольно в расширении фюзеляжа снизу под центропланом. Каждый мотор приводит через собственный вал и общий редуктор свои винты, раположенные соосно в передней части фюзеляжа.

 При такой конструкции мы сохраняем 23 мм пушку, которая будет проходить через втулки винтов аналогично конструкции нидерландского Куллховена……


Схема истребителя Koolhoven FK-55
 

 Пулемёты выносятся в крыло вне зоны ометания винтов. – Гуревич поправил очки; аудитория, подавленная мощью интеллектуального напора докладчика молчала – Фюзеляжный бак оставляем на том же месте, что и с моторами на крыле. При таком расположении центровка становится несколько задней, однако после израсходования части топлива из фюзеляжного бака всё приходит более-менее в норму. Фактически, мы оставляем без изменений всю конструкцию. Сразу хочу отметить: с таком размещением моторов обслуживание и даже замена их в полевых условиях упрощается до предела. Правда придётся полностью переделать шасси – теперь оно будет убираться по размаху к фюзеляжу, но конструкция крыла – у нас – это позволяет…

 

 Единственное, чего мы при таком расположении моторов не добьёмся, так это экономии веса, как на СБТ. То есть килограмм 500 набираем, но удвоить грузоподъёмность удастся вряд-ли.

- С другой стороны; при такой компоновке под фюзеляжем устраивать узел подвески не стоит.

…Не на каркасе же двигателей бомбу подвешивать…

Благодаря резкому снижению сопротивления мы можем расчитывать на серьёзный рост скорости – по предварительным расчетам на 120-140 км/ч…

- Но не это главное!  - Гуревич взял со стола модель будующего самолёта - Важно то, что мы можем – вы меня простите – плюнуть на отсутствие ближайшей (и, похоже, не ближайшей тоже) перспективы получить АМ-37. Благодаря некоторому облегчению машины в целом можно пойти на установку АМ-35; мы уже научились с ним работать на МиГе и вряд-ли с этим мотором возникнут проблемы. К тому же его высотность – это проверено на практике – делает наш самолет одним из самых высотных в мире!


 

- Надо оперение однокилевое поставить! – Подал голос кто-то. – Раз винты по осевой, разнесенные шайбы вне обдува; при рулёжке эффективность упадёт.

- Нет – ответил Гуревич – не надо, нельзя. Отстрелят в бою центральный киль – домой за тысячу вёрст не вернёшься. А с двумя – есть шанс.


(продолжение)



Внимание всех строительных организаций. Если вам необходима балка опалубки , то компания "ИВМОСТ" продаёт фанерно - деревянную балку опалубки перекрытий - БДК-1, повышенной влагостойкости, по очень привлекательным ценам.

 
Рейтинг блогов
Tags: ВВС СССР, Микоян, альтернативная авиация, альтернативная авиация СССР, истребитель
Subscribe

  • Аргентинский танк ТАМ и машины на его базе

    Очень интересный танк, который, по моему мнению, предвосхитил современную концепцию танков, появился в такой нетанковой стране, как Аргентина. Во…

  • Легкий в теории танк

    Среди историков отечественного танкостроения сложилось мнение, что работы по советским легким танкам завершились вместе с Т-80. На самом деле это…

  • Правильная модернизация танка Тигр

    После лета 1943-го ни у кого в мире не осталось сомнений в высочайших боевых свойствах нового немецкого тяжелого танка Тигр. Броня, пушка, СУО…

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments