alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Category:

Поговорим об китайских авианосцах.


В комментариях к своему посту про перспективный американский авианосец "Джеральд Форд" поместил изображение китайского авианосца. Очень уж вид у него был прикольный. Коллега Борода, увидев данную картинко, озадачил темой: "Шо це?". В результате поиска инфы вскрылся немалый массив на основе которой и был создан данный материал.

 

Если говорить о китайских амбициях в плане создания авианесущих кораблей, то еще лет 20 назад это было на грани фантастики (или что-то типа анекдота). В настоящее же время и экономические возможности, и промышленные мощности Поднебесной вполне способны осилить данную программу. Не хватает только опыта проектирования и эксплуатации авианесущих кораблей и летательных аппаратов корабельного базирования.

  Итак, начнем, как обычно, с небольшой исторической справки. В мемуарах Лю Хуацина, опубликованных агентством Синьхуа в 2004 году, детально описаны этапы работы над проектом авианосца для ВМС Китая.

В 1970 году под руководством Лю Хуацина штабом ВМС НОАК было разработано специальное технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания авианосца и проектное предложение к нему для информирования военно-политического руководства страны.

В мае 1980 года Лю первым из руководителей НОАК совершает поездку на американский авианосец «Китти Хок», которая оставляет у него неизгладимые впечатления и желание продолжить работу над первым китайским авианосцем.

В начале 1980-х годов, под влиянием идей Лю Хуацина и его сторонников среди руководящего состава ВМС НОАК в ряде НИИ и т.н. «мозговых центрах» НОАК приступили к изучению возможности создания легкого авианосца водоизмещением 15000-20000 т и транспортных вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) типа «Си Харриер». Однако, данная попытка создания проекта авианосца ограничилась исключительно научно-исследовательскими работами.

В 1986 году для повторного обоснования (ТЭО) по проекту авианосца в структуре ВМС НОАК были объединены усилия двух органов - Управления вооружения и технологий ВМС и Центра технико-экономического обоснования вооружений ВМС. Перед ними ставится задача не только по обоснованию проекта, но и по ключевым вопросам - выбору платформы авианосца и самолетов палубной авиации.

В марте 1987 года Лю Хуацин доводит до ГШ НОАК информацию о том, что руководством авиационной и судостроительной промышленности и соответствующими экспертами сделан вывод о технологической возможности создания страной авианосца, несмотря на существование ряда проблем технического характера, над которыми необходимо серьезно работать. Доклад произвел впечатление на ГШ НОАК и Комитет по оборонной науке, технике и промышленности Китая (КОНТПК, COSTIND). После этого к данной теме подключились различные НИИ, а Управление вооружений ВМС приступило к достаточно глубокому изучению возможностей реализации проекта под эгидой КОНТПК. Главным подрядчиком работ над проектом авианосца был выбран 708-й НИИ (Шанхай) Китайского объединения судостроительной промышленности, в то время как работа над проектно-конструкторской документацией была поручена 701-му и 702-му НИИ судостроения в Пекине.

Подразделения, занимавшиеся НИОКР, наладили тесные контакты с представителями ВПК ряда стран. Так, российские эксперты в области проектирования авианосцев, несколько раз посещали Китай для чтения лекций перед китайскими специалистами. В целях ознакомления с зарубежным опытом эксперты ВМС и специалисты ряда профильных отраслей китайской промышленности посетили Францию, США, Россию, Украину, где тщательно изучали всю информацию об авианосцах различных классов.

Кроме этого, технические материалы по проектам авианосцев поступали в Китай и из других источников, очевидно имевших соответствующий гриф секретности. Полученные в ходе инспекционных поездок рабочие материалы, ввезенная из-за границы техническая и проектная документация, результаты собственных исследований - все это тщательно анализировалось и изучалось.

Занимая пост заместителя председателя ЦВС КНР, Лю Хуацин продолжал курировать вопросы создания авианосца. Так, по его запросу КОНТПК и Главное управление вооружений (ГУВ) ГШ НОАК сделали полный расчет стоимости финансирования проекта по созданию авианосца, включая средства, необходимые для предварительных исследований и необходимого вооружения. Результатом всех этих усилий стало то, что в начале 1992 года китайское руководство санкционировало программу по изучению и созданию авианосца, а руководители профильных ведомств различного уровня провели всестороннее технико-экономическое обоснование данного проекта.

В середине 1992 года Академия наук Китая направила 15 специалистов по военно-морскому делу на два месяца в Украину для проведения детального анализа и проработки вопроса по созданию авианосца. После заслушивания их отчета и ознакомления с результатами ТЭО, представленного специалистами различных отраслей и ведомств, ЦВС КНР принимает решение продолжить работу над данным проектом и уже в январе 1993 года на программу создания авианосца (НИОКР, закупка за рубежом авианосцев, палубных самолетов и радиоэлектронного оборудования) выделяется несколько миллиардов долларов. Амбициозность данного плана заключалась в том, что была поставлена задача создать первый китайский авианосец уже к 2000 году. Однако из-за отсутствия технологий строительства авианосца и проблем с разработкой и закупкой самолетов палубной авиации данный план так и не был реализован.

В 1996 году вновь появляются сообщения о том, что Китай планирует построить собственный авианосец к 2003 году, а на начальный этап реализации данного проекта уже выделено более $1,2 млрд. Строительство планировалось вести на судоверфи Далянь, а техническую помощь должны были оказать специалисты из России и Украины. Однако и этим планам не суждено было сбыться. Сложно говорить о том, что именно помешало их реализации - азиатский кризис 1997 года, или перераспределение финансовых средств в пользу приоритетного и первоочередного развития подводного флота ВМС НОАК, или что-то еще... Скорее всего, программа создания авианосцев просто взяла небольшую паузу, так как именно в последующие годы китайцам удалось получить в свои руки сразу три российских авианесущих корабля, причем, за очень смешные деньги - чуть более $40,0 млн.

Тем не менее, сложности при реализации проектов создания авианосцев заставили руководство КНР отказаться от всех предыдущих планов и принять решение претворять программу в жизнь последовательно - в два этапа.

АВ "Мельбурн" после приобретения.

Первый этап - закупка авианосцев, выводимых из состава зарубежных флотов и списываемых на утилизацию (на металлолом) для детального изучения проектов кораблей (были приобретены австралийский АВ "Мельбурн" а также ТАКР "Киев" и "Минск" - прим. doktorkurgan) - к тому времени уже успешно претворялся в жизнь. На втором этапе планировалось спроектировать и создать свой собственный авианосец и самолеты палубной авиации.

В рамках первого этапа нужно упомянуть несостоявшуюся продажу Францией АВ "Клемансо" (китайцы посчитали слишком высокой стоимость модернизации, также восторга не вызвали ТТХ французского корабля; а строительство корабля по проекту "Де Голля" французы даже и не предлагали ), а в рамках второго этапа можно отметить попытку испанской судостроительной компании «Empresa Nacional Bazan» в 1995-1996 гг. заитересовать китайскую сторону проектами легких авианосцев SAC-200 и SAC-220 (легкие авианосцы водоизмещением соответственно 23 тыс. т. и 25 тыс. т.; авиакрыло 21 легкий самолет типа МиГ-29 или "Харриер" и 4 вертолета); проект был разработан на основе легкого АВ  "Принц Астурийский". 

В январе 1996 года глава испанской компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, которые окончились безрезультатно. Китайцы в то время были заинтересованы только в получении проектной документации на данные авианосцы, а не в их фактическом заказе.

Несколько позже китайские специалисты посетили тайский авианосец «Chakri Nerubet», построенный испанской компанией «Empresa Nacional Bazan» в 1994-1997 годах, имея вполне конкретные цели по ознакомлению и установлению возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности испытываемые Таиландом в тот период.


АВ «Chakri Nerubet» ВМС Тайланда.

Знаковым для программы создания китайского авианосца стал 1999 год. На второй сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) девятого созыва, начавшей работу 5 марта 1999 года, был официально одобрен план создания авианосца, получивший название «проект 9935» (китайцы, обожающие системность в планировании, и здесь остались верны себе, обозначив план по дате начала работы сессии).


 Согласно данному проекту, в период с 2000 по 2003 год на судоверфи Цзяннань (около Шанхая) планировалось построить первый собственный авианосец водоизмещением 48000 т с обычной главной энергетической установкой (ГЭУ) и максимальной скоростью 30 узлов. ГЭУ корабля планировалось оснастить турбинами китайского производства TB-21 (номинальная мощность - 21 МВт), разработанными по российской технологии. Россия должна была поставить радиолокационное оборудование и два ударных противокорабельных ракетных комплекса с боезапасом по 24 КР каждый. Поступление авианосца в боевой состав флота ожидалось в 2005 году. Сессия ВСНП одобрила выделение 1 млрд юаней на первый этап разработки, в то время как полная стоимость проекта оценивалась в 4,8 млрд юаней (около $630 млн).

Судя по всему, данное изображение - это как раз одна из проработок возможной компоновки "проекта 9935".

По некоторым данным, основную техническую документацию для «проекта 9935» предоставило Невское проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург), заключившее контракт с китайскими представителями в 1994 году. В основу проекта был положен вариант модернизации советского ТАКР проекта 1143.4 (с возможностью базирования до 24 палубных истребителей типа Су-33) в соответствии с тактико-техническими требованиями китайской стороны и заключительными изменениями, внесенными в проект специалистами шанхайской судоверфи Худун-Чжунхуа. 

Свое развитие программа создания авианосца получила на закрытом пленарном заседании Постоянного комитета ВСНП девятого созыва, состоявшемся в августе 1999 года. Итогом заседания стало принятие «плана 9985» (опять-таки, по дате принятия решения), согласно которому планировалось осуществить финансирование программы строительства трех авианосцев для ВМС НОАК (водоизмещение каждого - от 48000 до 60000 т, оснащение - обычными ГЭУ).

Строительство первого корабля планировалось начать на судоверфи Цзяннань в 2001 году, при этом, по расчетам, на постройку каждого авианосца должно было уходить не более трех лет. Ввод первого авианосца в боевой состав ВМС должен был состояться в 2006 году, второго - 2007-2008 годах, третьего - 2010-2011 годах. По оценкам экспертов, стоимость одного корабля должна была составить около $600 млн.

Учитывая плановость китайской экономики, «план 9985» являлся очень реалистичным с точки зрения финансового обеспечения, так как работы по первому авианосцу планировалось завершить в период действия десятой пятилетки (2001-2005 года), а по третьему авианосцу - в конце одиннадцатой пятилетки (2006-2010 года).

Но данному плану, также как и предыдущим, не суждено было сбыться. На это повлияли как политические факторы (недостаточная политическая воля руководства КНР в необходимости немедленного обладания авианосным флотом), так и финансовые - статья военно-морских расходов в военном бюджете просто физически не могла потянуть одновременное финансирование строительства и подводных лодок, и боевых надводных кораблей различных классов, и авианосцев. Существенной причиной временного отказа от реализации планов строительства авианосцев стало и то, что имеющихся на тот момент судостроительных мощностей даже на крупнейших судоверфях страны (Далянь, Цзяннань, Худун-Чжунхуа, Вайгаоцяо) было просто недостаточно для строительства корабля такого класса.

Исходя из всего этого, в 2002 году руководство Китая принимает решение отложить строительство собственного авианосца как минимум до 2010 года.

Появлявшиеся периодически в прессе в период с 2005 по 2008 года сообщения о начале строительства авианосца, не соответствовали действительности и, в большей мере, были отголоском проведения вялотекущих ремонтно-восстановительных работ на ТАКР «Варяг».

По данным западных СМИ, в 2007 году в военно-политическом руководстве Китая наконец-таки завершились внутренние дискуссии по поводу приоритетности строительства подводного флота и авианосцев, и финансовые средства были выделены на оба направления развития флота. Также ЦВС КНР одобрил планы по созданию двух авианосных групп (каждая - во главе с авианосцем) - по одной группе на зоны ответственности Восточного и Южного флотов ВМС НОАК.

Согласно утвержденным планам, строительство двух первых авианосцев среднего класса водоизмещением 48000-64000 т c обычной силовой установкой, получивших наименование «тип 089», должно начаться в 2009 году на судоверфи Цзяннань (к 2015 году должны быть спущены на воду два корабля). Неатомные авианосцы планируется построить в качестве переходного образца для отработки технологий производства крупных кораблей.

Первый атомный авианосец (с ядерной силовой установкой) водоизмещением 93000 т, получивший наименование «тип 085», должен быть построен в период с 2015 по 2020 год на той же судоверфи. По своим размерам и характеристикам проект корабля соответствует недостроенному советскому авианосцу «Ульяновск», проектно-конструкторскую документацию на который, по некоторым данным, Китай тайно купил у России.

Одновременно, к 2010 году китайские военные планируют завершить модернизацию недостроенного ТАКР «Варяг», который предполагается использовать в качестве учебного авианосца для подготовки пилотов палубной авиации и обслуживающего персонала.



Прим. doktorkurgan: возможно, изображения АВ "тип 089" и "Ши Лан" следует поменять местами, по крайней мере фото модели китайского АВ (см. в заглавии статьи) сильно напоминает изображение среднего корабля, а фотографии "Варяга" на судоремонтном заводе демонстрируют неизмененную форму островной надстройки. 

Окончательное утверждение этих новых планов состоялось осенью 2008 года. Тогда же в составе Управления по вооружению штаба ВМС НОАК был создан специальный орган - «отдел номер 048» (или «инженерно-технический отдел по авианосцам»), в задачи которого входят координация усилий и курирование вопросов по постройке авианесущих кораблей с обычной силовой установкой, а также организация закупок в России палубных истребителей Су-33. Важность данного органа, созданного для межведомственной координации, подтверждается тем, что руководитель отдела имеет ранг, соответствующий уровню заместителя министра, хотя напрямую он подчиняется главкому ВМС НОАК.

 

Таким образом, в настоящее время полным ходом ведется достройка экс - "Варяга" (в качестве этакого учебно-боевого авианосца), на подходе парочка его клонов китайской постройки; в перспективе можем увидеть и китайский вариант "Ульяновска".

Основные характеристики перспективных авианесущих кораблей ВМС Китая

Характеристики

«Ши Лан»

(бывший «Варяг»)

«Тип 085» «Тип 089»
Количество (план) 1 1 2
Ввод в боевой состав (план) 2010 год 2020 год 2012 и 2015 года
Водоизмещение: стандартное/полное, т 55000 / 67500 93000 48000 / 64000
Силовая установка Обычная ГЭУ Атомная ЭУ Обычная ГЭУ
Разработчик  
Судоверфь Далянь

 
Судоверфь Цзяннань Судоверфь Цзяннань
Двигатели, л.с. 200000 240000 200000
Авиагруппа 12 Су-33 (J-15)

8 Ка-28ПЛ (Ка-28ПС)

2 Ка-31РЛДН

2 Z-8JH (2 Ка-29)

 
18 Су-33 (J-15)

36 J-10H (палубный вариант)

4 YJ-200 (самолет ДРЛО)

2 Y-12-700 (патрульный, ПЛ)

4 Z-8JH (4 Ка-29)

 
24 Су-33 (J-15)

12 Ка-28ПЛ (Ка-28ПС) 

2 Ка-31РЛДН

2 Z-8JH (2 Ка-29)

 
Планы боевого применения Учебный авианосец,

Центр C4ISR

 
Тихоокеанская зона Акватории Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей
Предполагаемое базирование ВМБ Северного флота ВМБ Южного флота ВМБ Восточного флота

ВМБ Южного флота

 
Максимальная скорость, узлы 30 30 30

В настоящее время Китай производит модернизацию судостроительных предприятий (Даляньская и Цзянаньская судоверфи), а также готовит инфраструктуру базирования кораблей большого водоизмещения.

Учебный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг»)

После прибытия в порт Далянь (март 2002 года), в течение трех лет (2002-2005 года) китайские эксперты занимались тщательным изучением и анализом структурных особенностей ТАКР «Варяг», проектной документации на корабль, его состоянием. Помощь китайцам в этом вопросе оказывали российские и украинские технические специалисты (по словам мэра города Николаева, из-за безработицы на местной судоверфи некоторые инженеры и рабочие уехали на работу по контракту в Далянь).



С мая 2005 года, после более чем трехлетнего пребывания у причальной стенки порта, на корабле началось проведение отдельных ремонтно-восстановительных работ - он был отбуксирован в сухой док, где его перекрасили в светло-серые цвета китайского флота и убрали с бортов надпись «Варяг». Палубную надстройку («остров») перекрасили в темно-красный цвет, вокруг нее появились строительные леса, начались масштабные работы по приведению корпуса корабля в надлежащий вид: очистка от ржавчины и морской соли, нанесение специального покрытия для предотвращения скапливания воды в трюмах, установка систем внутренней вентиляции и освещения. Вокруг «Варяга» была выставлена вооруженная охрана, вход на охраняемую территорию стал осуществляться только по спецпропускам, было увеличено количество пропускных пунктов для входящих на него специалистов. На самом корабле изменили конфигурацию временных надстроек, начались работы в двигательном отсеке. Была отремонтирована платформа для комплекса РЛС и восстановлена система энергоснабжения, включая освещение палубы. К сентябрю 2005 года основная часть работ на корабле, включая «остров», была завершена, а «Варяг» опять вернулся на свое место к причальной стенке, около которой к тому времени было построено огромное складское помещение. Осенью того же года корабль посещает высокая делегация - очевидно, из военно-политического руководства страны.

В 2006 году на причале дополнительно построено несколько больших складов и хранилищ для размещения материально-технических средств. На корабле наиболее интенсивные работы ведутся на палубной надстройке, по-прежнему окруженной строительными лесами. Кроме этого, проводится антикоррозийная обработка основной палубы корабля, для чего наносится хромо-цинковая грунтовка, также предназначенная для предотвращения скольжения и пробуксовки самолетов на палубе. По некоторым данным, для повышения живучести корабля на нижней палубе корабля дополнительно устанавливается не менее трех поперечных водонепроницаемых изолирующих перегородок. На борт корабля ввозится много нового строительного материала, с одновременным вывозом мусора и старых материалов. К концу года «Варяг» принимает вид нормального корабля, а восстановительные работы свертываются, строительные леса с «острова» на палубе разбираются и удаляются. 

В 2007 году вокруг «Варяга» усиливаются меры безопасности. На территорию объекта закрыт доступ гражданским лицам, на входах и выходах установлено круглосуточное дежурство полицейских нарядов. По сообщениям ряда китайских СМИ, выдаются первые контракты на производство оборудования для отдельных систем корабля.

В 2008 году восстановительные работы на авианосце приостанавливаются - вероятно, из-за разногласий с Россией по поводу поставок бортового вооружения, радиоэлектронных систем, а также силовой установки.

После окончательного завершения основных работ по строительству мощностей новой даляньской судоверфи, 27 апреля 2009 года «Варяг» снова перемещается в сухой док, после чего на нем начинается активная фаза производственных работ. С июня 2009 года проводится частичный демонтаж палубной надстройки корабля. С помощью портальных кранов удаляется несколько модулей в носовой и кормовой части «острова», предназначенных для размещения антенн и аппаратуры большинства радиоэлектронных систем и комплексов корабля. Очевидно, что следующим шагом будет установка новых систем радиолокации и управления кораблем.

В целом, завершение работ по т.н. «проекту 02» - модернизации бывшего недостроенного ТАКР «Варяг» - который, по сообщениям китайских СМИ, сейчас имеет заводское наименование «Ши Лан» и бортовой номер «83», намечено на 2010 год. Планируется, что корабль будет использоваться в качестве учебного авианосца для подготовки обслуживающего персонала и пилотов палубной авиации, а также как испытательная платформа новых систем и оборудования, которые впоследствии могут быть установлены на авианосцах «тип 089» и «тип 085». Кроме этого, есть вероятность того, что корабль будет дополнительно оборудован под Центр системы разведки, слежения, компьютерного сбора, управления и связи (C4ISR, «Command, Control, Communication, Computer Intelligence, Surveillance, Reconaissance»).
Авианосец «тип 089»

С вводом в строй третьего дока судоверфи Цзяннань китайские судостроители получили возможность начать строительство первого собственного авианосца. Возможно, что строительство уже началось, а официально это будет объявлено, например, 1 октября 2009 года - в 60-ую годовщину образования КНР.

Согласно плану, строительство первого авианосца водоизмещением 48000-64000 т c обычной силовой установкой, должно быть завершено в 2012 году, с тем, чтобы в 2012-2015 годах завершить постройку и второго авианосца такого же класса.

По сообщениям, основное оборудование для оснащения этих авианосцев закуплено в России. В то же время, ряд китайских компаний также заключили контракты и получили подряды на разработку и производство отдельных узлов и систем для авианосца. Так, поставка стальных листов для строительства будет осуществляться шанхайским металлургическим заводом Баошань («Shanghai Baoshan gantiechang»). В качестве силовой установки, вероятно, будут выбраны паровые турбины типа TB-21, выпускаемые китайской компанией «Лудунчан» и позволяющие кораблю развивать скорость до 30 узлов. Хотя не исключено, что Китай может закупить газотурбинные двигатели украинского производства, например, типа DA80/DN80 (экспортный вариант двигателя UGT-25000) предприятия «Заря-Машпроект», которыми уже оснащены китайские эсминцы класса «Гуанчжоу» и «Луян-II».

 

 Авианосец «тип 089»

С вводом в строй третьего дока судоверфи Цзяннань китайские судостроители получили возможность начать строительство первого собственного авианосца. Возможно, что строительство уже началось, а официально это будет объявлено, например, 1 октября 2009 года - в 60-ую годовщину образования КНР.

Согласно плану, строительство первого авианосца водоизмещением 48000-64000 т c обычной силовой установкой, должно быть завершено в 2012 году, с тем, чтобы в 2012-2015 годах завершить постройку и второго авианосца такого же класса.

По сообщениям, основное оборудование для оснащения этих авианосцев закуплено в России. В то же время, ряд китайских компаний также заключили контракты и получили подряды на разработку и производство отдельных узлов и систем для авианосца. Так, поставка стальных листов для строительства будет осуществляться шанхайским металлургическим заводом Баошань («Shanghai Baoshan gantiechang»). В качестве силовой установки, вероятно, будут выбраны паровые турбины типа TB-21, выпускаемые китайской компанией «Лудунчан» и позволяющие кораблю развивать скорость до 30 узлов. Хотя не исключено, что Китай может закупить газотурбинные двигатели украинского производства, например, типа DA80/DN80 (экспортный вариант двигателя UGT-25000) предприятия «Заря-Машпроект», которыми уже оснащены китайские эсминцы класса «Гуанчжоу» и «Луян-II».

 

На состоявшейся в июле 2007 года выставке морского оборудования в Гуанчжоу было подтверждено, что подряды на строительство основных узлов корабля, включая корпус авианосца, уже распределены между различными компаниями. Так, например, компания «Zhenjiang Marine Electrical Appliance» (ZMEA) поставит низковольтные и резервные переключатели, а также пульты управления для системы электроснабжения корабля, связывающие единую АСУ энергосистемой корабля. Эта же компания, вероятно, будет участвовать в производстве ГЭУ корабля, опыт в проектировании и разработке которых для ВМС НОАК (совместно с 704-м НИИ судостроения) она уже имеет. Вероятный производитель пультов управления боевого информационного поста и машинного отделения - шанхайская компания «Shanghai Marine Instrument Co. Ltd.», имеющая опыт производства аналогичных систем для китайской армии.

Таким образом, после реализации утвержденных военно-политическим руководством Китая планов, уже к 2015 году в составе ВМС НОАК будет насчитываться три авианосца: один - учебный («Ши Лан») и два - построенных по проекту «тип 089». 

Реальность данного плана подтверждается количеством закупленных в 2006 году «в экспериментальных целях» в России комплектов оборудования (четыре), которые включали подпалубный тросовый аэрофинишер, блокировочные сетки, задержник и другое вспомогательное оборудование (включая четыре комплекта тормозных гаков для палубных истребителей Су-33), которые используются при посадке истребителей на авианосец. Эти системы разработаны ОАО «ЦТСС», а произведены на ОАО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург). Первый комплект будет использоваться для проведения структурного анализа и возможного копирования с последующей установкой на тренажерном комплексе в ЛИЦ Яньлян (для наземной подготовки летчиков палубной авиации). Второй комплект будет установлен для проведения тренировочных испытаний на авианосце «Ши Лан», а третий и четвертый - предназначены для установки на первых двух авианосцах «тип 089», которые появятся на вооружении ВМС НОАК.

Авианосец «тип 085»

После завершения строительства в третьем доке судоверфи Цзяннань двух авианосцев проекта «тип 089», в 2015-2020 годах на базе этих же судостроительных мощностей планируется постройка первого авианосца с ядерной силовой установкой (водоизмещение 93000 т), получившего наименование «тип 085». Предполагается, что по размерам и вооружению этот корабль будет аналогом недостроенного советского тяжелого атомного авианосца «Ульяновск» и сопоставим с американским ударным авианосцем «Рональд Рейган». По предварительным оценкам, авианосец будет оснащен оборудованием для катапультного взлета палубных самолетов, причем основой послужит не паровая катапульта, а магнитная, благо опыт построения таких систем Китай уже имеет (поезда на магнитной подушке в Шанхае).


Продолжение



 

Tags: Варяг, Китай, авианосец
Subscribe
promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments