Проект FMA SAIA 90 представлял собой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией FMA (Fabrica Militar de Aviones) в середине 1980-х годов в сотрудничестве с компанией Dornier Flugzeugwerke (Dornier). SAIA 90 был последней стадией разработки проекта аргентинского самолета-истребителя (ACA - Avion Caza Argentino), начатого военной хунтой (официально «Процесс национальной реорганизации» [Proceso de Reorganizacion Nacional]).
Проект создания аргентинского истребителя делился на три стадии:
- учебный самолет/легкий штурмовик IA 63 Pampa. Этот самолет стал единственным из трех, который поступил в серийное производство. Версия этого самолета Vought Pampa 2000 приняла участие в проведенном в начале 1990-х годов совместном конкурсе ВВС и ВМС США по созданию объединенной системы начальной лётной подготовки экипажей самолётов (JPATS - Joint Primary Aircraft Training System). В этом конкурсе версия Vought Pampa 2000 проиграла T-6 Texan II;
- проект легкого бомбардировщика/штурмовика IA 67 Cordoba, который так никогда и не был построен;
- проект истребителя завоевания превосходства в воздухе SAIA 90 с минимальной эффективной поверхностью рассеяния - самолет с элементами малозаметности.
Этапы проекта
К середине 1980-х годов Fabrica Militar de Aviones и компания Dornier, имевшие в тот момент тесное взаимодействие и совместные проекты (результатом их стали разработка и производство учебного самолета/легкого штурмовика IA 63 Pampa), рассматривали соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе (Cordoba) совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке.
Создание учебного самолета - первой машины после разработанного в середине 1960-х годов штурмовика FMA IA 58 Pucará - было начальным шагом в реализации стратегии Fabrica Militar de Aviones:
- создание IA 63 Pampa;
- создание легкого транспортного самолета;
- создание боевого самолета.
Компания Dornier передала несколько схем эскизных проектов, создававшихся по западногерманской программе «истребителя 90-х» TKF-90 (Taktische Kampfflugzeug der 90er Jahre). В этих проектах были представлены основные особенности будущего боевого самолета, которые аргентинские ВВС должны были адаптировать под собственные требования.
модель проекта Dornier TKF-90
модель проекта Dornier TKF-90
Проекты компании Dornier уже предвосхищали некоторые исследования, что позволило сформулировать основные требования, такие как воздушный бой при заданных режимах эксплуатации и характеристики вооружения, предназначенного для установки на самолет. Таким образом, разрабатываемый летательный аппарат мог быть определен как самолет воздушного боя.
«Вес F-16 и возможности F-18L»
- был одним из девизов создателей TKF-90. Одновременно с этим декларировалась и более низкая стоимость самолета, что должно было соответствовать финансовым возможностям ВВС такой относительно бедной страны как Аргентина.
В ходе анализа был использован опыт Вьетнамской войны, во время которой бои велись на малых высотах, не превышающих 8000 метров, и в ходе которых большинство пилотов пыталось нейтрализовать угрозу со стороны зенитных ракет. Хотя у обеих сторон конфликта были самолеты, способные развивать скорость M = 2,0, бои, как правило, велись в диапазоне скоростей M = 0,5 ... 0,9 и лишь изредка самолеты выходили на сверхзвук.
Вполне вероятно, что на таких скоростях достигались наилучшие скорости разворота, и пилоты, безусловно, использовали свои самолеты в данном диапазоне с максимальной эффективностью.
В ходе проектирования самолета это параметры были учтены: помимо достижения сверхзвуковой скорости истребитель должен был иметь увеличенные значения кривой в режиме установившегося разворота с сохранением максимальных значений при трансзвуковых скоростях. В данном аспекте также был принят во внимание фактор воспринимаемой пилотом нагрузки в режиме мгновенного разворота.
сравнение кривых установившегося разворота IA63, AVX и SAIA 90
Техническое описание
Характеристики
Согласно проведенному анализу к проекту истребителя были предъявлены следующие требования:
- выполнение установившегося разворота на высоте 6000 метров при скорости M = 0,9;
- способность к быстрому набору скорости от M = 0,9 до M = 1,5 на высоте 9000 метров;
- способность к быстрому торможению вне зависимости от относительной скорости;
- достаточная боевая дальность при полете с бортовым запасом топлива;
- минимальная заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах («Stealth»).
Возможный состав вооружения
Планируемый состав вооружения проектируемого истребителя должен был включать в себя:
- 27-мм пушку Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder);
- четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем;
- до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность».
Авионика
На борту истребителя должна была быть установлена бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая:
- возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров без ответного обнаружения со стороны вражеского радиоэлектронного противодействия;
- возможностью одновременной атаки шести различных целей, которые могут быть распознаны благодаря системе идентификации «свой-чужой».
Для обеспечения возможности нанесения ударов по наземным целям РЛС должна была распознавать объекты на фоне поверхности.
Конфигурация
Хотя было желательно достичь сочетания преимуществ, которые предлагают высоконагруженное дельтовидное крыло и небольшой вес, однако способность выполнять устойчивые развороты на дозвуковых и трансзвуковых скоростях требовала устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. Однако, данный вариант не был способен выполнить другие требования, связанные с возможностью выполнения укороченных взлета и посадки.
Схема варианта с дельтавидным крылом
Модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
Другим решением была установка наплывов в корневых частях крыла, генерирующих мощные вихревые жгуты и улучшающие аэродинамические характеристики на больших углах атаки. Другой характерной особенностью конструкции должна была стать искусственная продольная устойчивость.
схема FMA SAIA 90
Таким образом, получалась компоновка с крылом с большими углами стреловидности, продолжающимися вплоть до соединения крыла с фюзеляжем, и двумя килями, расположенными перед стабилизатором, что создавало определенное сходство с F/A-18C Hornet.
в полете F/A-18C Hornet, примерно так мог бы выглядеть FMA SAIA 90
Силовая установка должна была состоять из двух турбовентиляторных двигателей с максимальной тягой 5600 кг (возможно GE F-404). При весе (пустого самолета) 7800 кг машина должна была развивать скорость до M = 2,0.
Расчетный вес самолета был достаточно низким, что было возможно достигнуть применением композиционных материалов. Опыт компании Dornier в применении данных материалов был весьма значительным (Alpha Jet и Do 228). В своем проекте истребителя компания предложила использовать в крыле 65% армированного пластика с волокнами углерода (PRFC), 20% алюминия, остальное 15% должны были включать в себя несколько материалов, в том числе и титан. Передняя часть фюзеляжа должна была использовать 60% армированного пластика с волокнами углерода, центральная часть - 18%, а нижняя - 10%. Остальная часть состоит из тех же материалов, что должны применяться в крыле. В стабилизаторах доля углепластиков должна была составить 55%, а в килях - 70%. Те же материалы должны были использоваться для воздухозаборников и для стоек шасси (aeroespacio 1982/83).
Сроки проекта
Fabrica Militar de Aviones оценивала сроки проекта в диапазоне от 12 до 15 лет от момента утверждения спецификаций. Ожидалось, что к 1987 году проектирование будет завершено, а в 1989 году состоится первый полет первого прототипа. Начало серийных поставок машины, которая должна была заменить целую серий устаревших истребителей и штурмовиков ВВС и ВМС Аргентины (Mirage III, Mirage V, IAI Nesher, Super Étendard и A-4B/C Skyhawk) ожидалось в 1991 году.
Поиск партнеров
К середине 1980 годов Fábrica Militar de Aviones испытывала серьезные финансовые трудности и, имея ежегодный дефицит в размере $50 млн, старалась найти партнеров, стремящихся диверсифицировать свой бизнес. Ради выживания компания была готова продать 49% своих активов.
Было очевидно, что Fábrica Militar de Aviones не могла самостоятельно завершить проект, вследствие чего она поддерживала контакты с различными компаниями, такими как Aermacchi-Aeritalia, McDonnell Douglas и Fairchild, с намерением привлечь партнера для продолжения проекта в качестве совместного.
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 ведет бой над Буэнос-Айресом (компьютерная графика)
Хотя намерением ВВС было включение компании McDonnell Douglas, которая поддерживается переговоры о возможном лицензии производства A-4M Skyhawk II (сейчас A-4AR Fightinghawk) и катапультных кресел для IA 63 Pampa. Однако американская компания не желала брать на себя риск.
Другой возможностью был альянс с консорциумом Aeritalia-Aermacchi, но финансовые проблемы, с которыми столкнулась Аргентина, вынудили закрыть проект.
Заключение
Выгодами Аргентины и Fábrica Militar de Aviones от участия в этом проекте стали опыт работы с различными современными оборудованием и механизмами и получение доступа к новейшим технологиям в разработке сложных конструкций и области материаловедения, в частности к углеволокну из углерода и титана.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе
Экипаж:
боевая версия – 1 человек
учебная версия – 2 человека
Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя GE F404 с максимальной тягой 5600 кг каждый
Размеры:
размах крыла 10,95 м
длина 15,53 м
высота 3,96 м
площадь крыла 30,00 м²
ширина колеи шасси 6,60 м
Вес:
пустого 7800 кг
максимальный взлетный 14500 кг
максимальная удельная нагрузка на крыло 483,33 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость M = 2,5
максимальная скороподъемность 15000 м/мин
потолок 15000 м
дальность 3800 км
Вооружение:
- 27-мм пушка Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder)
- четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем
- до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность»
Вооружение должно было размещаться на 11 узлах подвески:
- под фюзеляжем – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- под консолями крыла – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность»)
- на законцовках крыла – 2 (ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- центральный (на оси симметрии самолета) – 1 (бомбы, ПТБ)
Авионика:
- бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров и способная одновременно атаковать 6 целей
- бортовая 3D РЛС для действий против наземных целей
- цифровая система управления полетом
- многофункциональная система навигации и наведении на цель
- система засекреченной связи
Стоимость: неизвестно, но по прогнозам должна была быть дешевле стоимости самолетов поколения 4,5
Journal information