alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Categories:

Опоздавшие на войну броненосцы «Свифтшур» («Swiftsure») и «Трайемф» («Triumph»)

Хочу вкратце рассказать "страшную историю" про то, как "злая Британия" накануне РЯВ не дала РИФ купить чилийские броненосцы. Прямо, как пишется везде, в ущерб себе, практически. Чуть по миру с сумой не пошла, в результате.


Сначала о том, что это были за корабли. Это не были "настоящие" ЭБР, как пишется везде, эти корабли позиционировались, как броненосцы-охотники за БРК. Правда, как бы они за ними охотились, большой чилийский секрет, скорости у них для этого было всего на пол-узла больше, чем у русских пересветов, т.е. с "гулькин нос". Полный запас угля также был, как у пересветов. И даже 4х10" пушки ГК были только немного мощнее, чем пушки у Победы (105%). Батюшки, да какие же это "охотники"? Это наши старые добрые "броненосцы для крейсерских операций" типа Пересвет, но только мэйд ин Британия. Что-то типа усиленной версии "ЭБР Победа", но еще немного мощнее. И даже водоизмещение похоже, 11,8т.т. против 12,7т.т. у пересветов. Более значительным отличием "чилийцев" от пересветов  и Победы была очень мощная артиллерия среднего калибра, 14х7,5" орудий против 11х6" орудий у последних. Впрочем, для корабля, предназначенного для борьбы с БРК противника это, как раз, было вполне логично. Другое дело, что эффективно бороться с ЭБР противника этим кораблям было бы затруднительно, хотя и возможно. А вообще, достаточно неплохие корабли были, хотя и не без недостатков. Прямо, почти что идеальные рейдеры.



Сходство между "чилийцами" и Победой прослеживалось и в одинаковом бронировании ГП по ВЛ, 178мм. Правда, у Победы была устаревшая система бронирования, поэтому оно было неоднородным и центральная часть ГП была защищена 229мм броней. Но, поскольку мощность бронирования какой-либо детали рассматривается исходя из самого слабого участка, то можно сказать, что по ВЛ эти корабли были бронированы одинаково, 178мм круппа. Также у Победы мощнее (178мм против 152мм) были забронированы траверзы. А дальше все преимущества переходят к "чилийцам". Башни ГК 254мм против 229мм, барбеты ГК 254мм против 203мм, казематы 178мм против 127мм, ВП 178мм против 102мм, рубка 280мм против 229мм. Более того, в оконечностях у "чилийцев" был еще сплошной 76мм противофугасный пояс по ВЛ, чего у русских "броненосцев для крейсерских операций" не было вообще, только карапасы. Правда, их сумарная длина была не слишком большой, только 27% от длины корабля. И вообще, общий вес брони у "охотников" составлял 3.122т, а у русских кораблей 2.900т.



А вот по площади цитадельной части, т.е. по запасу плавучести, пересветы имели перед "чилийцами" значительное преимущество. Правда, значение это имело только для Победы, т.к. у других кораблей этой серии все портило бронирование устаревшим типом брони. С Пересветом и Ослябей сравнивать эти корабли нет вообще никакого смысла, т.к. цифры у них были те же, что и у Победы, только 10" пушки ГК были облегченные (88% от мощи пушек Победы) и броня была гарвей-никелевая (коэф. пересчета в крупп 0,895). Т.е. 178мм ГП по ВЛ при пересчете превращались в 159мм. И так везде.

Корабли уверенно выдавали среднюю скорость 19 узлов, причем недолго были в состоянии идти со скоростью и 20 узлов. Дальность плавания 10 узловым ходом была вполне рейдерская, 6.200миль, ровно столько же, сколько и у пересветов. У Победы дальность при таком же ходе была больше, порядка 6.500миль.

Интересно, что британские 190мм пушки среднего калибра имели практически такие же характеристики, как и русские 203мм пушки Канэ. И, как может показаться на первый взгляд, корабли были, за счет артиллерии среднего калибра, вооружены очень мощно. Однако на практике использовать пять нижних 190мм пушек каждого борта было не так-то просто, для этого надо было, чтобы корабль шел не слишком быстро, не делал резких эволюций, да к тому же, чтобы на море был практически штиль. Т.е. на практике чаще всего корабль располагал всего лишь двумя 190мм пушками среднего калибра с каждого борта. Здесь у этих кораблей был серьезный конструктивный просчет, но выяснилось это уже в процессе их эксплуатации. Из-за этого реальная огневая мощь этих кораблей чаще всего была примерно равна огневой мощи ЭБР Победа.

Кроме этого, рядовые британские моряки не любили эти корабли, т.к. условия обитания нижних чинов на них были значительно хуже, чем на кораблях, которые строились для британского флота.

Строились эти "британские пересветы" чилийцам по полной контрактной цене 2.300 тыс.ф.ст (21.740т.р.) за пару. Но случилось латиносское разоружение и Чили надумало разжиться деньжатами, избавившись от ставшей ненужной техники. Расставило везде «липкие сетки» про броненосцы по цене 1.100 тыс.ф.ст. (10.400 тыс.руб) за штуку, т.е. с приличным дисконтом, и стало ждать.

Первыми летом 1903г. "нарисовались" японцы с явно хамским предложением, 1.600 тыс.ф.ст. за пару. Само собой были посланы туда, "куда Макар телят не гонял". Большего японцы не предлагали, у них в тот момент были затруднения с выделением денег. Именно не с деньгами, а проблемы технического характера, с их выделением. После этого японцы отправились в Италию, где за 1.520 тыс.ф.ст. благополучно отоварились парой аргентинских гарибальдийцев, ставших впоследствии Ниссином и Касугой. Интересно то, что покупке одного "охотника за БРК" где-то за 1,0млн.ф.ст. японцы предпочли покупку двух БРК по цене в полтора раза дороже.

Вторыми осенью 1903г. объявились русские с "окончательным" предложением 1.875 тыс. ф.ст. (17.730т.р.) за оба. Думаю, при грамотном торге, дали бы и 1,9 млн. ф.ст, но не больше. В результате были посланы вслед за японцами. Больше никаких предложений чилийцам с российской стороны не делалось. И это притом, что Пересвет летом 1901г. обошелся казне в 10,54 млн. руб, а его систершип Ослябя летом 1903г, в 11,34 млн. руб. Как мы видим, строить в России было категорически невыгодно. Цена, дороже британской, а качество вполне русское. Да и не сравнить было "чилийцев" с пересветами по боевой мощи. "Чилийцы" были на голову выше. Причем, даже выше Победы, которая, в отличие от Осляби с Пересветом, уже была пригодна для линейного боя. Но ее они были мощнее уже на пол-головы.

Третьими в декабре 1903г. стали прагматичные британцы. Они сторговали оба корабля за 1.914 тыс. ф.ст. (18.100 тыс. руб). При этом 220 тыс.ф.ст. стоило их вооружение. Причем, когда правительство Британии принимало решение об их покупке, канцлер казначейства особо подчеркивал, что экономия бюджета составляет почти 400 тыс.ф.ст. И верно, 9,05 млн. руб. за один такой корабль, это достаточно выгодная сделка, скидка составила 17% от первоначальной контрактной цены. Вот британцы и не удержались, хотя для себя они такие корабли не строили. После зачисления в британский флот они были вполне логично классифицированы, как ЭБР 2 ранга.

Другими словами, никто за эти корабли особо не боролся. А Британия просто воспользовалась выгодным предложением. На этом вся ее "злобность и предвзятость" по отношению к РИФ и заканчивается. Интересно то, что единственная страна, которой эти корабли подходили концептуально, была именно Россия. Впрочем, остальные русские корабли этой самой концепции по назначению никогда не использовались. Так что, может и к лучшему, что не купили. Хотя и для линейного боя эти корабли, в отличие от несчастного Осляби, были также пригодны.

У чилийцев тоже особого выбора не было. Британцы были последними из потенциальных покупателей. Да и давали они больше всех остальных.

Посчитаем также потонную стоимость этих чилийских “охотников”, т.е. во сколько они обошлись именно чилийцам. 2.300 : 2 = 1.150 : 11,8 = 97,5 ф.ст или 922руб.

Ну, и в заключение, прикинем, сколько, при такой потонной стоимости, могла бы стоить Микаса, которая была куплена японцами за год до чилийцев.

922 х 15.380 = 14.186 т.р. или 1,5 млн. ф. ст. Вот мы где-то уже и подбираемся к вполне логичной цифре стоимости Микасы, 1,5 млн. ф.ст.

Но никак не 880.000 ф.ст (8.323.т.р), как всех нас в своей обычной ругливой и сварливой манере уверяет некто Земляк. http://alternathistory.com/kak-nam-pobedit-yaponiyu-chast-2 (см. комменты)

Источник - http://alternathistory.com/bronenostsy-britanskogo-flota-sviftshur-swiftsure-i-trajemf-triumph/
Tags: РИФ, Русско-Японская война, броненосец, броненосный крейсер
Subscribe

Posts from This Journal “броненосец” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment