alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Category:

Проект крейсерского среднего танка Vickers Medium Cruiser Tank Mk.1. Великобритания

Данная статья является восьмой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту крейсерского среднего танка Vickers Medium Cruiser Tank Mk.1.

Vickers Medium Cruiser Tank Mk.1 является загадочным проектом боевой машины. Этот проект окутан множеством мифов и ошибочно описывается на различных форумах. Хотя этот проект был создан на базе FV300, это был отдельный от FV300 проект, поскольку разрабатывался по отдельному контракту с концерном Vickers. Целями создания проекта были использование опыта, полученного в ходе разработки FV301, и попытка выйти на рынки вооружений франкоговорящих стран.

В целом новая боевая машина имела некоторое сходство с FV301 и имела большой наклон верхнего и нижнего лобовых листов. Рабочее место механика-водителя располагалось в расположенном в передней части корпуса отделении управления, и было оснащено тремя перископами и большим люком. Для обеспечения механику-водителю доступа к рабочему месту и покидания его люк поднимался вверх и вправо. В задней части отделения управления танка находилась переборка с отверстием для доступа механика-водителя в боевое отделение. Механик-водитель должен был управлять педалями акселератора, тормоза и сцепления с рычагом переключения передач, расположенным между его колен. Рычаги рулевого управления должны были быть расположены по обеим сторонам от механика-водителя, тогда как рычаг стояночного тормоза размещался с правой стороны.

Корпус танка должен был иметь вертикальные стенки по всей его длине; в задней части корпуса крыша была поднята над двигателем и установлена под наклоном. Доступ к двигателю осуществлялся через четыре люка, расположенный в задней части корпуса танка; чтобы ниша башни танка не мешала доступа к двигателю, она должна была быть повернута в сторону. Для доступа к коробке передач и трансмиссии в крыше в задней части танка имелся один большой люк доступа, конструкция которого включала в себя жалюзи выхода воздуха и расположенный в правой части контрольный люк для смены масла. Как и в планах для FV300 замену двигателя и трансмиссии предполагалось проводить одновременно: заменой единого моторно-трансмиссионного блока. Для этого нужно было снять вся пять люков доступа (четыре к двигателю и один к трансмиссии).

Моторно-трансмиссионный блок для танка Medium Cruiser Mk.1, который еще иногда называют как Medium Cruiser 77mm (MC77), состоял из двигателя Rolls Royce Meteor Mk. II P.I, который при 2280 об/мин развивал 530 л.с., и соединенной с ним с помощью муфты сцепления пятиступенчатой коробки передач David Brown V52 (пять передач переднего хода и одна передача заднего хода). Коробка передач David Brown V52 была выбрана вместо экспериментальной TN10, которая в тот момент испытывалась на FV300, по соображениям государственной безопасности (коробка передач TN10 должна была быть установлена на находившемся в разработке основном танке FV4201 Chieftain).

Двигатель Meteor Mk. II P.I имел воздушное охлаждение с двумя вентиляторами, которые имели привод от мотора и были расположены между двигателем и коробкой передач. Эта система втягивала воздух через передние жалюзи впускного коллектора. Затем воздух шел через масляные радиаторы и два радиатора Morris. После этого воздух проходил через коробку передачи и тормоза и выходил через задние жалюзи. Для воздухозаборников были предусмотрены два масляных воздухоочистителя (воздух должен был проходить через поддоны, в которых бы удерживались находившиеся в воздухе грязь и различные примеси).

Выпуск отработанного воздуха осуществлялся побортно над задними частями прикрывавших гусеницы фальшбортов. На танке Medium Cruiser Mk.1 система выпуска отработанного воздуха должна была иметь защитный кожух и глушитель такой же конструкции, что и установленные на среднем танке Centurion; выпускные отверстия типа «рыбий хвост» были расположены горизонтально.

Если в случае необходимости двигатель, трансмиссия и система охлаждения двигателя должны были быть сняты одним блоком, то установленный на шарнирах весь задний броневой лист мог быть отклонен вниз поворотом относительно своего основания. После этого разделительная перегородка вынималась, и весь силовой блок выкатывался назад по роликовым направляющим.

Топливная система танка Medium Cruiser Mk.1 должна была состоять из двух баков, которые находились по обе стороны от двигателя и выше него. Доступ к двигателю осуществлялся через дверцы в наклонных люках доступа к двигателю. Масляный бак должен был находиться на правой стороне вместе с небольшим вспомогательным двигателем.

Коробка передач V52, установленная в задней части корпуса танка и смонтированная на подрамнике силовой установки, была связана с двигателем с помощью муфты и короткого соединительного вала. Слева и справа были установлены тормоза бортового фрикциона барабанного типа. Эти тормоза были связаны с тормозами гусеничных цепей, установленными на бортах корпуса и имевшими разжимные колодки типа Girling. Натяжение гусеницы должно было осуществляться регулировкой переднего направляющего колеса. Натяжной механизм был установлен на кронштейне, повернутом под осью направляющего колеса и фиксирующим необходимое положение с помощью винтового механизма подобного тому, который был установлен на танке Centurion.

Помимо ведущего и направляющего колес подвеска каждого борта танка Medium Cruiser Mk.1 должна была состоять из пяти опорных катков, снабженных резиновой ошиновкой и имевших диаметр 28 дюймов (711 мм) [1], и трех поддерживающих катков. Подвеска танка была торсионной: на независимых торсионных валах, установленных на внутренней поверхности корпуса танка. Подвеска первого, второго и пятого катков была усилена вспомогательными торсионными валами, которые приводились в действие установленными на полуосях кулачками. В результате увеличивался коэффициент жесткости амортизации, установленной на наиболее нагруженных катках (амортизаторы Newton Bennet были установлены на первом и последнем опорных катках).

Следует отметить, что данная система несколько отличалась от предложенной для FV300. К этому моменту FV300 был разработан в двух основных вариантах: с передним и задним расположением двигателя, а работы шли над FV402 и FV304, имевшими более высокий приоритет по сравнению с FV301. Первоначально для FV300 (также как было установлено на A.46 [FV301]) были запланированы колеса, установленные на опытной самоходной пушке Alecto и позднее доставшиеся в наследство проекту транспортера CT26. Для FV300 был разработан новый комплект катков, который позже перешел на FV400 (и в конечном итоге на FV432) и который нес амортизаторы на втором и последнем опорных катках.

Разработанная для проекта танка Medium Cruiser Mk.1 башня сильно отличалась от башни для FV301. Исчезли широкие и изогнутые формы, примененные на A.46 [2]. Вместо нее была установлена более дешевая и простая конструкция с большой литой пластиной, приваренной к состоящим из пяти частей бортам и задней стенке. Башня должна была размещаться на снабженном шарикоподшипниками погоне диаметром 64 дюйма (1625,6 мм). Передняя часть башни должна была иметь небольшой угол наклона к вертикали (т.е. назад). Верхняя часть башни была расположена под небольшим углом наклона в горизонтали, образуя очень широкую литеру «Л» и очень широкую заднюю нишу башни. Наводчик, расположенный справа от пушки, имел перископ. Командир танка, расположенный позади и выше наводчика, должен был иметь три перископических прибора. Слева от пушки должен был размещаться заряжающий, получивший свой перископ и люк для доступа в башню и покидания её. Командирская башенка обеспечивал круговой обзор, но в отличие от FV300 не была оснащена прицелом RCP (Reflector-cum-Periscope – рефлектор с перископом), который на тот момент находился в разработке.

Основным вооружением проекта танка Medium Cruiser Mk.1 должна была стать 77-мм пушка с высоким давлением в стволе, разработанная для FV301 в Эльзвике (завод компании Vickers) и оснащенная полуавтоматическим затвором. В отличие от последнего пушка танка Medium Cruiser Mk.1 не оснащалась экспериментальной системой автоматической перезарядки. Длина отката пушки составляла 11,25 дюймов (285,75 мм), для чего она была снабжена двумя гидравлическими тормозами отката; возвращение в боевое положение обеспечивалось пружинными накатниками. Грубая горизонтальная наводка обеспечивалась электрическим приводом, точная наводка выполнялась вручную. Боевое отделение поворачивалось вместе с пушкой. Пушка должна была вести огонь бронебойным снарядами с бронебойным наконечником (Armor Piercing Capped Ballistic Capped – APCBC). Данный снаряд, вылетавший из ствола со скоростью 823 м/с, на дальностях 500 и 2000 метров пробивал плиту, установленную к вертикали под углом 30°, толщиной 120 и 90 мм соответственно. Вспомогательным вооружением проекта танка Medium Cruiser Mk.1 был 7,92 мм пулемет Besa с боезапасом 5750 патронов.

Неизвестно по какой причине концерн Vickers прекратил работы над проектом танка Medium Cruiser Mk.1. Возможно это было связано с уменьшением интереса к проекту FV300. Также представляется вероятным, что финансирование с данных проектов было перенаправлено руководством концерна Vickers на другие тематики, работы по которым велись в рамках правительственных контрактов. Однако вероятнее всего потенциальный (и еще не идентифицированный) клиент просто потерял интерес к данному проекту. Несмотря на то, что танки Vickers Medium Cruiser и FV301 остались проектами и никогда не были запущены в серийное производство, опыт работ по ним был использован концерном при разработке проектов Vickers VAPT, Light tank No.45569 и Vickers Varmint, которые в свою очередь привели к созданию экспортного среднего танка Vickers MBT Mk.1.

Информация об этих двух машинах и их изображения часто появляются на различных сайтах, и даже довольно авторитетные источники ошибаются из-за их сходства.

Основные различия можно найти в подвеске и размещении двигателя. FV300 был построен в двух вариантах M131 и M132, разница между которыми заключалась прежде всего в размещении двигателя: в передней или задней части корпуса. Первоначальный рабочий прототип произошел от A.46 и стал транспортером CT26 с колесами от самоходной пушки Alecto. В свою очередь FV301 быстро превратились в макеты FV302 и FV304. Оснащенный 20-фунтовой пушкой истребитель танков FV302 имел только по два поддерживающих катка на гусеницу, установленный впереди двигатель и другие опорные катки. То же самое можно сказать о раннем варианте FV304. Более поздний проект FV310 имел такие же опорные и поддерживающие катки и переднее расположение двигателя. Макет танка Medium Cruiser Mk.1, который часто считают макетом имел три поддерживающих катка, опорные катки другого типа и заднее расположение двигателя и его макет часто считался макетом FV301.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размеры:

длина 7,13 м (23,5 футов)
общая ширина 2,97 м (9,8 футов)
ширина корпуса 1,67 м (5,6 футов)
общая высота 2,60 м (8,6 футов)
высота цапф пушки 2,04 м (6,8 футов)
ширина трака 546 мм (21,5 дюймов)
номинальный длина трака 102 мм (4 дюйма)
количество траков в каждой гусеничной цепи 118
длина гусеничной цепи на земле 3,17 м (10,5 футов)
клиренс 457 мм (18 дюймов)

Вооружение:

основное вооружение 77-мм пушка QF 77
вспомогательное вооружение 7,92-мм пулемет Besa

Силовая установка:

бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива RR Meteor Mk II, развивавший мощность 530 л.с.
максимальный крутящий момент 1040 фунтов на фут (1577 кг/м) при 2000 об/мин
муфта – типа Borg and Beck
расход топлива (по шоссе) 0,45 км на литр
запас топлива 545 л
запас масла 45 л
запас хода по шоссе 245 км (153 миль)

Ходовая часть:

подвеска 10 основных и 6 вспомогательных торсионных валов
амортизаторы Newton Bennet

Характеристики подвижности:

максимальная скорость 48 км/ч (30 миль в час)
максимальный подъем 35°
номинальное давление на грунт 0,76 кг/см²
преодолеваемые препятствия:
максимальная глубина брода 1,44 м (4,9 фута)
максимальная высота вертикальной стенки 792 мм (2,6 фута)
максимальная ширина рва 1,98 м (6,6 футов)

Бронирование:

корпуса:
нижняя лобовая плита (угол наклона 55°) 31,75 мм
верхняя лобовая плита (угол наклона 36°) 44,50 мм
борта корпуса 19 мм
задняя часть корпуса 19 мм
крыша корпуса 10 мм
днище корпуса 10 мм (+20 мм для защиты от мин в передней части)
башни
передняя плита 51 мм
боковые стенки 25,4 мм
задняя стенка 25,4 мм
крыша 12 мм

[1] следует сказать, что, по крайней мере, на одном чертеже показан цельностальной вариант опорных катков
[2] в концерне Vickers данный проект был известен под обозначениями M131 и M132

источник: http://alternathistory.com/proekt-krejserskogo-srednego-tanka-vickers-medium-cruiser-tank-mk-1-velikobritaniya/


Tags: нереализованные проекты танков, танки Англии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments