alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Categories:

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 33

Истребители Messerschmitt 109, ставшие трофеями РККА после дизертирства хорватских и словацких летчиков

Хорватские «эмили» в 1942 году

Начиная с 1942 года помимо сбитых и трофейных самолетов в составе ВВС РККА стали попадать самолеты, пилоты которых сознательно перелетели на территорию, контролируемую Красной армией. Среди этих самолетов были и истребители Me 109.

4 мая 1942 года надпоручник (старший лейтенант) Никола Вучина (Nadporučnik [Oblt.] Nikola Vučina) вылетел с аэродрома Сарабуса (Sarabusa). Вучина был хорватским пилотом, служившим в 4-й истребительной авиагруппе (4. Zrakoplovna Lovacka Skupina; 4. ZLS), входившей в состав хорватского воздушного легиона (Hrvatska Zrakoplovna Legija). 4-я истребительная авиагруппа была вооружена истребителями Me 109 E и действовала на восточном фронте в составе ВВС нацистской Германии. Данное подразделение в оперативном плане являлось частью эскадры JG 52 и в немецких документах проходило как 15 (Kroat)./JG 52 – 15 (Kroat) Staffel. Никола Вучина направил свой Me 109 E-7 («зеленая 9»; зав.ном. 1506) на территорию, контролируемую Красной армией. Он решил перейти на советскую сторону и это был его осознанный выбор.

Согласно послевоенным мемуарам сатника (капитана) Берислава Супки (Satnik (Hpt.) Berislav Supka) его перелет на Me 109 E-3 («зеленая 3»; зав.ном. 1411) стал первой подобной потерей хорватских ВВС. Трудно сказать, было ли его приземление возле Ростова случайным решением или сознательным выбором. После войны Берислав Супка заявил, что его перелет был

«побегом».

Вследствие политической ситуации, сложившейся в послевоенной Югославии, версия Супки была политически корректной. Но все же несмотря на все сомнения авторов книги в пользу версии Берислава Супки говорит то, что до Второй Мировой войны он был членом коммунистической молодежной организации и это глубоко повлияло на его решение.

«Эмили» из состава эскадрильи 15 (Kroat)/JG 52. Их пилоты перелетели на советские аэродромы в апреле и мае 1942 года соответсвенно. Сверху: Me 109 E-3 («зеленая 3»; зав.ном. 1411) сатника Верислава Супки. Снизу: Me 109 E-7 («зеленая 9»; зав.ном. 1506) надпоручника Николы Вучины

Помимо Супки и Вучины были другие хорватские пилоты, перелетавшие на советские аэродромы.

Хорватские «густавы» в 1943 году

Спустя год после побега Николы Вучины два других хорватских пилота перелетели на советскую территорию. 14 мая 1943 года сатник (капитан) Богдан Вуйчич (Sat. (Hpt.) Bogdan Vujičič) и надпоручник (старший лейтенант) Альбин Штарк (Npor. (Oblt.) Albin Štarc) угнали два истребителя Me 109 G-2 («белая 2»; зав.ном. 13485 и «желтая 11»; зав.ном. 14545). Пилоты были из состава базировавшейся в Крыму эскадрильи 15 (Kroat)./JG 52. Перед тем как взять курс на аэродром ВВС РККА пилоты сообщили, что

«ведут бой с советскими „спитфайрами“»

после чего совершили посадку на расположенном к северо-востову от Краснодара советском аэродроме Белая Глина (Byelaya Glina). В следующем месяце на нашу сторону перешел сатник (капитан) Никола Цвикич (Sat. (Hpt.) Nikola Cvikič). 15 июня 1943 года он сбежал на истребителе Me 109 G-2 («желтая 2»; зав.ном. 14205). Как только немцы получили информацию о дизертирстве, Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RML) издало распоряжение о запрете полетов хорватскому подразделению.

«Густавы» перелетевших на советскую сторону хорватских пилотов стали трофеями 9-го гвардейского истребительного авиаполка (ИАП). По крайней мере один из этих истребителей был облетан командиром полка майором Львом Шестаковым и другими летчиками части. В 9-м гвардейском ИАП трофейные «мессершмитты» использовались для учебных боев. Для этого поверх красных звезд на самолеты вновь были нанесены черные кресты. Считалось, что советские летчики, увидев немецкие опознавательные знаки, будут атаковать более агрессивно.

14 мая 1943 года сатник (капитан) Богдан Вуйчич и надпоручник (старший лейтенант) Альбин Штарк угнали два истребителя Me 109 G-2 («белая 2»; зав.ном. 13485 и «желтая 11»; зав.ном. 14545). Перед побегом оба пилота сообщили, что ведут бой и вскоре приземлились на аэродроме Белая Глина. Самолет Вуйчича ранее принадлежал другому подразделению эскадры JG 52 и предыдущий бортовой номер был закрашен. Самолет Штарка был совершенно новой машиной, доставленной в часть прямо с завода. Загадочное маленькое белое число «11», расположенное между бортовым номером и крестом, вероятно было временным номером, нанесенным перед перегоночным полетом в хорватскую эскадрилью. 15 июня – месяц спустя после перелета Вуйчича и Штарка – сатник (капитан) Никола Цвикич угнал еще один Me 109 G-2 (« желтая 2»; зав.ном. 14205). Машина Цвикича была из той же партии, что и «стодевятый» Штарка – его самолет также нес небольшой белый перегоночнй номер перед фюзеляжным крестом, но на момент перехода летчика на советскую сторону он уже был закрашен

«Густавы» перелетевших на советскую сторону хорватских пилотов стали трофеями 9-го гвардейского ИАП. По крайней мере один из них в июле 1943 года был испытан командиром полка майором Л. Л. Шестаковым и другими летчиками подразделения. Трофейные «мессеры» использовались в учебных боях в качестве потенциального противника. Для этой цели машины вновь сменили опознавательные знаки: вместо красных звезд «густавы» вновь получили черные кресты! Считалось, что советские летчики, увидев немецкие опознавательные знаки, будут атаковать более агрессивно. На данной картинке показан профиль оного из трофейных истребителей Me 109 G-2, использовавшихся в 9-м ИАП в учебных целях. Фюзеляж от противопожарной перегородки до руля направления был выкрашен в светло-серый цвет, а кресты имели пропорции, характерные для 1939 года. Обратите внимание на то, что самолет оборудован советской радиостанцией с двумя антеннами

Словацкие «густавы» в 1943 году

Еще один перелет на советскую сторону произошел в словацкой эскадрилье. В сентябре 1943 года на Кубани дислоцировалась эскадрилья 13 (Slovak)./JG 52. Подразделение состояло из третьей группы словацких летчиков, принимавших участие в боях на восточном фронте. В период с января по март 1943 года предыдущему составу части были переданы истребители Me 109 F-4. С 1 марта 1943 года словацкие пилоты пересели на новые Me 109 G-2, а в конце этого месяца им были переданы Me 109 G-4. Эти истребители были позаимствованы немцев и не являлись собственностью правительства Словакии.

9 сентября 1943 года два пилота, служившие в этой части – старший сержант Антон Матушек (Rotný (Ufw.) Anton Matušek) и сержант Людовит Доброводски (Čatár (Uffz.) Ludovit Dobrovodski), – приземлили свои «густавы» («желтая 9»; зав.ном. 19347 и «желтая 13»; зав.ном. 16269 соответственно) на советском аэродроме. Перед взлетом (13:35) Матушек рассказал друзьям о своем решении. Сидя в кабине он сорвал свои знаки различия и бросил их в канаву.


Матушеку и Доброводски было приказано сопровождать самолет-разведчик Focke-Wulf Fw 189. Словаки планировали перед посадкой сбить «раму», но это им не удалось. Через час полета они сообщили немецкому командованию о бое с советскими истребителями, которогов реальности не было. Матушек и Доброводски посадили свои самолеты на советский аэродром, расположенный неподалеку от станицы Новомалороссийская, и передали свои самолеты ВВС РККА.

11 сентября за своими друзьями последовал сержант Александр Герич (Čatár Alexandr Gierič), пилотировавший Me 109 G-4 («желтая 2»; зав.ном. 14938). Вместе со своим сослуживцем он эскортировал немецкий самолет-разведчик Fw 189. После выполнения задания старший сержант Стефан Мартис (Rotný Stefan Martis) заявил,что его сослуживец был сбит шестью советскими «спитфайрами» в районе Новороссийск – Геленджик – село Русское. Александр Герич тщательно подготовился к побегу и взял с собой радиомеханика В. Ткачека (V. Tkachek). В конце 1943 года словацкое подразделение было выведено с восточного фронта.




9 сентября 1943 года два пилота из эскадрильи 13 (Slovak)/JG 52 – старший сержант Антон Матушек и сержант Людовит Доброводски – угнали свои истребители Me 109 G-4 («желтая 9»; зав.ном. 19347 [вверху] и «желтая 13»; зав.ном. 16269 [внизу]) и приземлились на советском аэродроме неподалеку от станицы Новороссийская

Два дня спустя старший сержант Александр Герич на Me 109 G-4 («желтая 2»; зав.ном. 14938) поступил также, как и его сослуживцы. Он сопровождал немецкий самолет-разведчик и во время полета взял курс на советский аэродром. После возвращения Стефана Мартиса – ведомого Александра Герича – тот сообщил, что самолет его ведущего был атакован и сбит шестью советскими «спитфайрами» и что машина Герича упала в районе Новороссийск – Геленджик – село Русское. Фактом того, что Герич подготовил свой побег, является то, что в полет с собой он взял радиомеханика В. Ткачека. Александр Герич и Ткачек приземлились на советском аэродроме

* * *

В конце 1944 года Красной армией было захвачено большое количество полностью исправных истребителей Me 109. Среди трофеев были два самолета, которые 20 сентября 1944 года приземлились на аэродроме Каунас, Литовская ССР. Совершить посадку на советском аэродроме питолов «мессеров» заставили летчики 125-й истребительной авиадивизии (ИАД) ПВО.

Аналогичная ситуация произошла спустя две недели. Лейтенант Михаил Цыкин [1] из состава 31-го ИАП неподалеку от Габровницы, муниципалитет Княжевац (Књажевац), Сербия, Югославия, принудил к посадке оснащенный радаром Me 109 G-6.

С самого начала Второй Мировой войны генерал Георгий Захаров [2] был на фронте. В своих послевоенных мемуарах он рассказал о том, как в конце 1944 года в Восточной Пруссии три немецких летчика дезертировали на своих Me 109. Один из этих самолетов позже был испытан Иваном Замориным [3].

Два немецких истребителя Me 109 G-6 («черная 4»; зав.ном. 442006 [вверху] и «белая 2»; зав.ном. 412605 [внизу]), ставших в 1944 году трофеями Красной армии. В Ленинграде на мощностях 1-го авиаремонтного завода была сделана попатка восстановить Me 109 G-6 «белая 2». Обратите внимание на отсутствующее хвостовое колеса и снятые колпаки ниш основных стоек шасси


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Цыкин,_Михаил_Дмитриевич
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Захаров,_Георгий_Нефёдович
[3] http://airaces.narod.ru/all13/zamorin.htm

источник - http://alternathistory.com/content/trofeynye-istrebiteli-messerschmitt-me-109-chast-33



Tags: Мессершмитт, самолёты Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “самолёты Второй Мировой” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments