alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Category:

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

Главным отличием мотоброневых бригад РККА (МБбр), от механизированных, являлось очень скромное количество бронетехники, львиную долю которой (а то и всю) представляли бронеавтомобили (БА). Всего, было сформировано три полноценных МБбр (7-я, 8-я и 9-я), отличавшиеся друг от друга составом – из трёх бригад, только 8-я имела в своём составе танковый батальон.

 По штату МБбр должна была иметь: 17 лёгких БА (ФАИ или БА-20) (из них 3 радийных), 57 средних (БАИ, БА-3 или БА-6) (из них 17 радийных), 18 легковых автомобилей (в том числе 3 пикапа), 96 грузовиков (31 ГАЗ-АА, 4 ГАЗ-ААА, 53 ЗИС-5, 5 ЗИС-6, 3 ГАЗ-ААА в виде ЗСУ 4М (счетверенные пулеметные установки)), 4 санитарные машины, 6 штабных автобусов или фургонов, 13 походных мастерских типа А и 6 типа Б, 24 автоцистерны, 2 мобильные зарядные станции и 5 гусеничных тракторов.

 Структурно, МБбр включала в свой состав: управление, роту связи, разведбат, автоброневой батальон, мотострелковый батальон (первоначально планировался мотоциклетный батальон, оснащённый 85 мотоциклами с коляской и 165 без коляски (в числе мотоциклов с коляской 4 с радиостанциями, 24 под возку станковых пулеметов и 27 под возку миномётов с расчётами и БК) но всё-таки мотоциклетному батальону предпочли моторизованный стрелково-пулемётный), роту боевого обеспечения, ремонтно-восстановительную роту, отдельный автотранспортный взвод, полевой хлебозавод и отдел НКВД. (В структуру 9-ой МБбр, входил ещё и танковый батальон).

 Все три упомянутых выше МБбр. в основном завершив своё формирование в 1938 году, вошли в состав 57-го Особого корпуса, дислоцированного в Монголии (при развёртывании МБбр. по штатам военного времени, количество БА в них увеличивалось до 21 лёгкого БА и 74 средних! Т. е. всего до 95 БА на бригаду.) и прекрасно показали себя в боях с японцами в ходе конфликта на Халхин Голе. Чему, далеко не в последнюю очередь, благоприятствовали топография и климат, вполне подходящие для эффективного использования наличной техники. (Пренебрежительно относиться к японцам не советую – известен случай, когда японцы из двух ПТР безнаказанно расстреляли три наших БА находящихся в дозоре).

 Но вот, попытка использовать полученный в Монголии положительный опыт в Зимней войне, себя не оправдала – условия были совсем не для бронемашин, а там и формирование новых механизированных частей подвалило, не оставив ни единого шанса на дальнейшее развитие крупным формированиям бронеавтомобилей.

 А жаль. Из вышеприведённой структуры видно, что формирования эти не громоздки, чрезвычайно подвижны и не столь обременительны в плане ТО и логистики вообще, как танковые.

 Обычно, тему МБбр в АИ игнорируют – и было с чего. БА РККА хоть и отличались хорошим вооружением, не уступающем основным танкам того времени, но по всем прочим параметрам, просто никуда не годились. Ни по проходимости, ни по удельной мощности, ни тем более по качеству внутренней компоновки и эргономики.

 Я вообще не завидую экипажам тех БА – термоизоляция от двигателя и потоков воздуха его охлаждающего такая, что температура в машине очень быстро зашкаливала, вентиляция никакая, всюду выступающие острые углы, тесно, неудобно и (особая фишка!) бензобак под потолком, между отделением управления и боевым отделением! При простреле, горящий бензин не просто растекался по полу бронекорпуса, он хлестал башнёрам на ноги (и выше), а водителю и командиру прямо на спину, а то и за шиворот. Поэтому, гореть вместе с машиной, было для экипажей средних БА РККА едва ли не нормой.

 Тем не менее, наиболее ценным в тех БА, считалась их технологичность – немного модифицированное шасси трёхмостового грузовика ГАЗ-ААА (или ГАЗ-А в случае лёгкого БА-20) с простым бронекорпусом сверху, делали такие БА чрезвычайно привлекательными, а незначительные (по сравнению с танками!) объёмы выпуска, ограничивали и их область применения ближней разведкой, дозорами и боевым охранением вдоль автодорог.

 Так разве когонить из альтернативщиков заинтересуют малочисленные МБбр, оснащённые техникой со столь ограниченными возможностями?

 А если технику для МБбр чутка «отальтернативить»? Танк-то, сам по себе машина сложная, тяжёлая, при ограниченном ходовом ресурсе не слишком подвижная и постоянно требующая грамотного, качественного и дорогого техобслуживания. В тоже время БА, да ещё на базе узлов гражданского автопрома, это «дёшево и сердито» при аналогичном вооружении и совсем не много уступающем уровне бронезащиты.

 Вот и начнём с матчасти.

Tags: альтернативное танкостроение, бронеавтомобили России, бронеавтомобиль
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное танкостроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment