alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Categories:

Великий Князь Алексей Александрович и его флот Часть 9.5.2

Крейсера 1 ранга, по классификации от 1 февраля 1892 года, это корабли водоизме­ще­нием 6-7 тысяч тонн, вооруженные 2-4 пушками калибра 203-мм и 8-12 пушками калибра 152-мм. Они должны были выполнять три основные задачи:

- дальняя разведка;

- крейсерские операции против вражеского судоходства;

- участие в эскадренном бою вместе с эскадренными броненосцами;

 Наиболее близкими к этим требованиям оказались корабли типа «Память Азова». Именно наличие противоосколочного пояса по ватерлинии позволяло этим кораблям участвовать в эскадренном бою. На основе этих крейсеров было принято решение построить серию крейсеров нового типа. Еще одним прототипом был выбран крейсер «Светлана», постройки французской верфи в Гавре.

 Фанатичная приверженность генерал-адмирала к защищенным крейсерам, сказалась на выборе концепции для проектирования крейсеров 1 ранга. Алексей Александрович видел этот класс кораблей как легкие броненосные крейсера, способные стоять в линии, именно благодаря своей защите. Поэтому бронепалубные корабли даже не рассматривались как перспективные, хотя такие проекты и не отвергали категорически. То есть появление проектов бронепалубных крейсеров в конкурсах допускалась, поскольку специалисты МТК надеялись увидеть более дешевый и выдающийся корабль. Из-за приверженности Великого Князя к броненосным кораблям, крейсера 1 ранга росли в габаритах и по водоизмещению от серии к серии и в конце концов стали обычными для других стран броненосными крейсерами. Следует уточнить, что сами броненосные крейсера росли вместе с кораблями 1 ранга и по водоизмещению обогнали эскадренные броненосцы. Историки, анализируя кораблестроение России в этот период, считают, что генерал-адмирал строил чисто линейный флот. А крейсера 1 ранга должны были стать наиболее универсальным и многочисленным классом кораблей.

Богини

 По указанию управляющего Морским министерством адмирала Н.М. Чихачева, МТК 2 марта 1893 г. объявил конкурс на лучший проект стального океанского крейсера. Задание на конкурсное проектирование определяло водоизмещение не более 8000 т, скорость - не менее 19 узлов «при натуральной тяге, обыкновенном угле и обыкновенных кочегарах». Вооружение должно состоять из двух 203-мм и восьми 120 или 152-мм орудий, расположенных так, чтобы главный огонь был направлен в нос и в корму. Итоги конкурса были подведены в июне 1894 г. Первой премией в 2500 рублей удостоен проект младших помощников судостроителей И.Г. Бубнова и Л.Л. Коромальди (проект под девизом «Порт Дуэ»), второй степени - помощник судостроителя Г.Ф. Шлезингер (проект под девизом «Неуязвимый»), третьей - старший помощник судостроителя П.Ф. Вешкурцев (проект под девизом «Труд»). Но ни один из представленных проектов не мог, без некоторых изменений, «подлежать к немедленной постройке».

Таблица тактико-технических данных проектов крейсеров конкурса 1893-1894 годов:

 Проект «Порт Дуэ» был пересмотрен в сторону увеличения мощности вооружения – 122-мм пушки заменены 152 миллиметровыми. Добавили два подводных торпедных аппарата. Пересмотрели схему бронирования – броневой пояс стал тоньше, но стал полным (на всю длину корпуса по ватерлинии). Прогон моделей в опытовом бассейне выявил несоответствие в заявленных мощностях для достижения 19 узловой скорости. В добавок ко всему, требования МТК изменились в сторону увеличения скорости до 22 узлов. Для достижения которой изменили силовую установку – она стала классической двухвальной. Для установки трех крупногабаритных машин места уже не хватало. Машины выполнили по типу крейсера «Светлана» - четырехцилиндровые, с двумя цилиндрами низкого давления. Цилиндры машин стальные – высокого давления. Рабочее давление цилиндра высокого давления – 17,2 атмосферы, максимальное 18 атмосфер. Изменили и обводы корпуса. Паропроизводительная установка включала 28 котлов системы Бельвиля. Котлы были размещены в шести кочегарках – по пять в концевых и по четыре в центральных.

 В июле 1896 года крейсера I ранга «Паллада» и «Диана» были заложены на Галерном острове. В октябре и ноябре, того же года были заложены еще два корабля этого типа – «Аврора» и «Веста». Которые строились по слегка измененному проекту – котлы Бельвиля были заменены котлами Нормана. Что позволило несколько увеличить запас угля и соответственно дальность хода. В 1899 году изменили состав вооружения кораблей – всю малокалиберную артиллерию убрали, а на её место установили  двенадцать 87-мм орудий. При вступлении в строй противоминная артиллерия была дополнена четырьмя автоматическими пушками АК25.

 Крейсера типа «Диана» были введены в эксплуатацию в 1902-1903 годах. «Диана» и «Паллада» прибыли в Порт-Артур в конце 1902 года. А «Аврора» и «Веста», в составе эскадры контр-адмирала Вирениуса, в марте 1904 года. Все они принимали активное участие в боевых действиях. Крейсера типа «Диана» у моряков, в соответствии с полученными именами, получили звучное прозвище «богини». Корабли получились хорошо защищенными, с мощным вооружением и надежными механизмами.

Крейсер I ранга «Диана»

( Читать дальше... )

Tags: РИФ, альтернативное кораблестроение, крейсера
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 19
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments