alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Великий Князь Алексей Александрович и его флот Часть 9.5.3

Вспомогательные крейсера

В Российском Императорском флоте, вспомогательные крейсера всегда рассматривались как гражданские суда, на скорую руку переоборудованные в боевые корабли, способные нести крейсерскую службу в океане. Морское ведомство даже доплачивала транспортной компании «Доброфлот» на резервирование таких судов. Такое положение вещей складывалось из осмысления мирового опыта, который умещался в одной фразе «уроки Алабамы».

В 1893 году генерал-адмирал инициировал учения вспомогательного крейсера переоборудованного из грузопассжирского судна Доброфлота. Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер «Орел» обладал высокой скоростью – 19,25 узла и отличной мореходностью. Учения прошли гладко и всем понравились. Однако разбор этих учений показал полную непригодность судов с мощной силовой установкой для крейсерской службы. Из 124 дней проведенных в море, крейсер потратил 48 дней на авральные работы по погрузке угля. Машины просто «сжирали» запас угля за несколько дней. Стало ясно, что требуется корабль специальной постройки. Однако и торговые суда списывать из состава вспомогательных крейсеров никто не собирался. Кроме того нашлась извечная причина не строить специальные суда – «денег на это в казне нет».

Учебные корабли

Однако прогресс не стоял на месте. На кораблях флота появились водотрубные котлы. Которые оказались весьма сложным устройством для необученного персонала. Потребовались специализированные учебные суда, для обучения кочегаров – сильно уж дорого обходилась неграмотная эксплуатация на боевых кораблях. Имеющийся в составе флота учебный корабль «Воин» не обеспечивал подготовку кочегаров для флота – он попросту был специализирован на подготовке офицеров флота. Конкурс 1894 года на «специализированный учебный корабль для обучения машинных и котельных команд» выиграло Общество Путиловских заводов. Путиловцы выбрали для подражания обычный грузопассажирский пароход. Часть цилиндрических котлов заменили на котлы системы Бельвиля и применили двухвальную установку с двумя паровыми машинами. При рассмотрении проекта генерал-адмирала вдруг осенило: «Почему только учебный корабль? Конечно в мирное время – это учебный корабль, а в военное время? В военное время это самый настоящий вспомогательный крейсер. В каютах для слушателей можно разместить призовые команды, да и снятых моряков с потопленных судов тоже будет где содержать. Вот только придется переделать его немного. Да кстати – цилиндрические котлы убрать все полностью. Какое это обучение, когда в повседневной службе будут эксплуатироваться они, а в экстренных случаях – водотрубные котлы Бельвиля? Все котлы должны быть водотрубными».

Проект изменили, машин стало четыре – по две на каждый вал винтов. Одна большая машина полного хода, а другая маленькая экономического. Машины нельзя было соединить как на крейсере «Дмитрий Донской». Где непосредственно к валу должна быть присоединена малая машина, а большая уже к малой машине – большая машина могла сломать малую. Сильно уж большой была разница в габаритах. Поэтому машины соединили через редуктор и муфты расцепления. Относительно редуктора, со стороны кормы установили малую, а с противоположной – большую. С целью снижения износа машин экономического хода, их выполнили малооборотистыми, а редуктор с небольшим повышающим коэффициентом. Для компенсации крутящего момента несколько увеличили ход поршня машин. Маломощные малые паровые машины позволили значительно увеличить дальность хода корабля, а машины полного хода достичь большой скорости. На корабле появилось вооружение – две шестидюймовки в оконечностях и восемь трехдюймовок на спардеке. Венчали это великолепие, два надводных торпедных аппарата. Кроме того в грузовом трюме можно было разместить 50 мин заграждения.

С котлами Бельвиля заложили два корабля – «Океан» и «Гольфстрим». Но вскорости во флоте появился новый тип котла – котел Нормана. С этим типом колов было заложено так же два корабля – «Прибой» и «Прилив». Корабли получили так же более мощные машины. Появление комбинированной силовой установки потребовало закладку учебного корабля с подобной СУ. Это учебный корабль «Айсберг». А корабли «Волна» и «Восход» были с турбинными СУ. В войне 1904 года участвовали только корабли двух первых серий. «Океан» крейсировал у южной оконечности Африки, а «Гольфстрим» у мыса Горн. «Прибой» и «Прилив» использовались как прорыватели блокады – доставляли грузы в осажденный Порт-Артур и вывозили раненых из крепости. «Айсберг» прибыл на Дальний Восток в составе эскадры адмирала Рожественского и в боевых действиях участия не принимал.

Все учебные корабли серии «Океан» числились кораблями 1 ранга, соответственно и их командиры имели звание капитан 1 ранга. Корабли отличались незначительными деталями архитектуры, имели практически идентичный корпус и размещение внутренних помещений.

Вспомогательный крейсер (учебный корабль) «Океан»

( Читать дальше... )

Tags: альтернативное кораблестроение, крейсера
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments