alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Быстроходная поддержка для лёгких танков

Идея создания специализированных САУ, предназначенных для поддержки танковых и пехотных частей, будоражила умы американских военных ещё с начала 30-х годов XX века. Но попытки создания такой машины несколько раз заканчивались неудачей. В результате во Вторую мировую войну американская армия вступила без неё. В январе 1942 года на испытания вышла HMC T30, разработанная на базе бронетранспортёра M3. В феврале того же года самоходную установку запустили в серийное производство. Несмотря на то, что HMC T30 выпустили довольно большим тиражом — 500 штук, американские военные продолжали рассматривать её как временное решение. Требования на создание самоходной установки с 75-мм гаубицей и танковым шасси оставались в силе.

От рубки к башне

Сложная ситуация с лёгкими САУ поддержки не являлась уникальной для американской армии. Проблемы имелись и с разработкой других самоходных установок. Полугусеничное шасси бронетранспортёра М3 стало своеобразной палочкой-выручалочкой. Оно использовалось в качестве базы и для истребителя танков (GMC T12, позже стандартизирован как 75 mm GMC M3), и для самоходной 105-мм гаубицы (HMC T19). Обе машины также считались временными решениями, что не помешало им довольно долго воевать.

Безусловно, самоходная установка на танковом шасси выглядела предпочтительнее, но, как говорится, хороша ложка к обеду. Например, зенитную самоходную установку (ЗСУ) на танковом шасси американская армия получила только в самом конце войны. За то время, пока её проектировали, американская армия получила больше 6 тысяч ЗСУ на полугусеничном шасси.

Первый вариант макета HMC T47, ставший первым шагом к будущей HMC M8

Осенью 1941 года начались работы по созданию закрытой САУ на базе Light Tank M3, результатом которых стало появление HMC T18. Вместе с тем, единого мнения насчёт удачности самоходной установки с закрытым боевым отделением у американцев не было. Дело в том, что такая система отличалась рядом недостатков, в том числе неважной вентиляцией боевого отделения. Дальнейшие работы по созданию самоходных установок уже на базе Medium Tank M3 пошли по пути разработки боевых машин с боевым отделением, открытым сверху.

В декабре 1941 года аналогичная разработка стартовала и в лёгком весе. Была, впрочем, и ещё одна причина, по которой оказалась запущена работа над альтернативой для HMC T18: американцы признали неудачной концепцию бронемашины с вертикальным расположением лобового листа. С октября 1941 года начались работы по созданию переработанной версии Light Tank M3A1E1, верхний лобовой лист которого был выполнен под рациональным углом наклона. Самоходная установка с аналогичным лобовым листом получила обозначение HMC T41. История T41 и родственных ей машин достойна отдельного рассказа. Здесь лишь отметим, что первоначально она проектировалась на базе Light Tank M3E2 (будущий Light Tank M5), но вскоре конструкторы сменили базу на Light Tank M3.

Ранняя версия башни получилась недостаточно просторной

Перенос орудия к лобовому листу со смещением центра тяжести вперёд имел не только достоинства, но и ряд недостатков. Увеличивалась нагрузка на передние опорные катки, а манёвренность огня у такой установки оказывалась невысокой. Для решения этой проблемы появилась идея поставить гаубицу в открытую сверху башню. Идея была воплощена в макете HMC T47, построенном в апреле 1942 года, практически одновременно с обновлённым макетом HMC T41. Данную установку также предполагалось выпускать на базе Light Tank M3. Верхний лобовой лист макета состоял из двух частей, а борта были выполнены под рациональным углом наклона.

Доработанный вариант башни, получившей развитую кормовую нишу. Корпус выполнен из бронелистов с рациональными углами наклона, но при этом отличается от корпуса Light Tank M3A3

Наиболее заметным изменением стало появление башни с увеличенным по сравнению с Light Tank M3 диаметром башенного погона. Увеличение погона до 1382 мм позволило разместить внутри башни трёх членов расчёта. Правда, башню заказчики потребовали переделать, поскольку для трёх членов экипажа она оказалась маловата. Так появилась вторая версия башни, получившая характерную кормовую нишу, сохранившуюся и в дальнейшем. Как и первый вариант, башня имела гранёную конструкцию.

Переработанный HMC T47, на сей раз базирующийся на шасси Light Tank M5

Сохранить сравнительно небольшие размеры башни при вполне сносных условиях работы для её расчета оказалось возможным благодаря перепроектированию орудийной установки. До того Pack Howitzer устанавливалась в самоходные установки практически неизменной. Такая конструкция получалась громоздкой, кроме того, возникали проблемы с броневой защитой откатных систем.

Эта же башня с другой стороны. До финальной версии оставалось совсем немного

Проблему удалось решить путём объединения ствола Pack Howitzer с немного модифицированной орудийной установкой M34, которая использовалась на Medium Tank M4. Получилась компактная и довольно лёгкая орудийная установка, лишённая недостатков предыдущих систем. Установку, получившую обозначение 75 mm howitzer mount M7, конструкторы прикрыли массивной бронировкой.

75 mm howitzer mount M7 в серийном варианте

Переделка башни стала первой, но не последней метаморфозой HMC T47. Вскоре было принято решение вновь поменять базу САУ на Light Tank M5. Теперь к работе армейских конструкторов присоединились специалисты Cadillac. К 15 мая 1942 года был подготовлен новый макет САУ, на сей раз на шасси Light Tank M5. Башня всё ещё оставалась сварной и собиралась в основном из плоских листов, но их число уменьшилось, а объём боевого отделения вырос. Подвижная бронировка стала более массивной. Как и раньше, орудийная установка обеспечивала внушительные углы вертикальной наводки — в пределах от −20 до +40 градусов. После осмотра макета Комитет по вооружениям стандартизировал HMC T47 как Howitzer Motor Carriage M8. Случилось это ещё до постройки опытного образца машины. Случай для американского танкостроения редкий, что лишний раз подчёркивает, насколько войска нуждались в такой САУ.

Контракт на выпуск HMC M8 был подписан с Cadillac. Решение вполне логичное, поскольку здесь же выпускались и Light Tank M5. Первый серийный образец HMC M8 был готов в сентябре 1942 года, его направили на Абердинский полигон. По сравнению с макетом башня снова изменилась. Бортовые листы стали гнутыми, что позволило увеличить объём боевого отделения. Носовую часть башни выполнили литой, как и подвижную бронировку орудийной маски, которую также переделали: с неё исчезли выступы от бронировок откатных механизмов, а ствол гаубицы прикрыли массивным кожухом. Также в крыше башни появилась зенитная турель для крупнокалиберного пулемёта Browning M2HB.

Первый серийный образец HMC M8. Абердинский полигон, 22 сентября 1942 года. Опытного образца этой САУ построено не было

( Читать дальше... )

Tags: САУ, танки Второй Мировой, танки США
Subscribe

Posts from This Journal “танки США” Tag

  • Серый медведь приходит

    Танк «Рэм», гордость канадского танкопрома, был по совокупности боевых качеств значительно лучше своего предшественника, довольно…

  • Юрий Пашолок. «Эмча» с длинной рукой

    Впервые американцы задумались об оснащении Medium Tank M4 более мощным вооружением еще в сентябре 1941 года. Годом позже начались опыты по установке…

  • Юрий Пашолок. Новые ноги для «Эмчи»

    Заложенная конструкторами возможность для дальнейшей модернизации является одной из важных характеристик танка, и особенно в военный период. В этом…

  • Юрий Пашолок. Гаубица побольше, шасси поменьше

    15 мая 1942 года американский Комитет по вооружениям стандартизировал макетный образец самоходной гаубицы HMC T47 как Howitzer Motor Carriage…

  • Самый редкий «Шерман»

    В 1942 году в танковой промышленности США развернулся моторный кризис. Двигателестроители не были способны дать танкистам достаточное количество…

  • «Светлячок» с длинным хоботком

    К концу 1943 года было разработано несколько вариантов механизации самой мощной на тот момент противотанковой пушки в арсенале антигитлеровской…

  • Модернизация по-английски

    Великобритания — страна, явившая миру танк — под конец Второй мировой войны утратила первенство в мировом танкостроении. Тем не менее…

  • Жирная «пятёрка» с плюсом

    История очередной модификации «Шермана» под обозначением M4A4 поначалу была печальной, как рассказ об известном персонаже мультфильма,…

  • Самый длинный миллиметр

    Первые танки семейства Medium Tank M4 получили боевое крещение летом 1942 года в Африке, во второй битве за Эль-Аламейн. Совмещая отличную…

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments