alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтфлот 1906-1954: Палубная авиация Российского флота XI. Длинная рука авианосцев-большое семейство

Вторая часть про мой турбовинтовой эквивалент Douglas A-3 Skywarrior, к сожалению у меня не получилось уложиться в одну часть, поэтому транспортные учебные и Авакс будут в XII части про альтернативную палубную авиацию. Сейчас только про бомбардировщики и ракетоносцы, возможно созрею до палубного сверхзвукового ударника – эквивалента американского A-5 Vigilante . Не уверен, что смогу что то еще разместить в этом году из-за обычных хлопот, поэтому с НОВЫМ ГОДОМ коллеги, счастья, много идей и возможностей в их воплощении.

Хотя ДГ-70 приняли на вооружение еще в ноябре 1955 года, реально боеготовым самолет стал только спустя год, кроме того налаживание серийного производства шло тяжело. Опытная машина и первый 4 предсерийные смогли выпустить к середине следующего, но все они были с кормовой кабиной стрелка и служили только для отработки применения, то есть практически как учебные. Первая машина осталась в ОКБ, а с остальных четверых, которые включили в 178 учебную эскадрилью СФ в июне 1956 сняли турель поскольку наконец то довели новую прицельную станцию, заменив ее на обтекатель.

Именно в таком виде две машины заняли свое место на новом тяжелом АВКр «Петропавловск» который в августе 1956 отправился к месту своего постоянного базирования во Владивосток. Во время перехода ДГ-70 совершали учебные полеты при этом было запрещено удалятся от корабля более чем на 500 миль и выходить на максимальную скорость, командование не собиралось раскрывать реальные характеристики новых самолетов. Соглядатаи объявились сразу после выхода отряда кораблей в Северное море (кроме «Петропавловска» в составе соединения шли КрЛ «Адмирал Сенявин» и два корабля снабжения типа «Сучан»). В принципе ДГ-70 интересовали их не в первую очередь, на Западе решили, что это палубный противолодочный или транспортный самолет (в подтверждение этих слов на самолеты нанесли фальшивые контуры иллюминаторов), к тому техническое задание на ударный самолет им было известно и чего то сверхъестественного они не ждали.

Ошибку они заметили только уже на подходе к Тайваню когда ДГ-70 был замечен в 2000 км от своего носителя при этом играющи смог оторваться от патрульного RB-69 Neptune , с тех пор к новому самолеты была намного больше внимания. В любом случае уже середине ноября корабль прибыл во Владивосток.

ДГ-70 из авиагруппы АвКр «Петропавловск» во время перехода во Владивосток, осень 1956 г.


Полностью авиагруппу смогли заменить на серийные ДГ-70А с дистанционной кормовой орудийной установкой, иной формой носовой части и двумя членами экипажа в более комфортабельной кабине (18 машин) только в середине 1957 г. когда они наконец то заменили старые ДГ-64М. Тоже самое происходило и на других авианесущих кораблях, однотипный «Архангельск» получил такое же количество самолетов, на «Славе» разместили только 8 машин. На «Победе» ограничились пробными вылетами с минимальной нагрузкой которые показали, что старый авианосец слишком мал для них.  В общем именно эти три корабля являлись носителями, тем не менее самолет продолжал модернизироваться.

ДГ-70А из состава 62 эскадрильи АвКр «Слава», СФ, 1958 г.

Всего для палубного базирования были спроектированы несколько вариантов ударных машин, при этом многие из выпущенных ранее модернизировались для соответствия более новым модификациям. Кроме того небольшое количество старых машин переводились в состав учебных для отработки палубного базирования, при этом все вооружение снималось. Так из 34 выпущенных в 1956-1958 г.г., ДГ-70А в 1959 году 25 оставшихся переоборудованы с возможностью применения тактического ядерного оружия, они получили обозначение ДГ-70АВ.

ДГ-70В — носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа. Все 40 машин были выпущены в 1958-1962 годах.

К началу 60-х встал вопрос о применении НАР, легкие «гвозди» в количестве 12 штук с 1957 могли применять истребители Ла-19, а вот тяжелые машины этой возможности были практически лишены из-за особенностей размещения двигателей. Решить проблему вызвалась команда молодых инженеров из подразделения Виктора Львовича Корвина на которого легла вся нагрузка по этому самолету. Поскольку кроме бомбоотсека ставить НАР было некуда танцевали от этой печки, прорабатывали несколько вариантов: сброс ракеты с дальнейшим включением двигателя, но тут снижалась точность, выдвижная установка в поток – но такая конструкция мало подходила для крупных снарядов. В итоге остановились на поворачивающейся рампе, конструкция которой была максимально простая и ее можно было в течении 30 минут смонтировать на любом самолете серии который подвергся необходимой доработке.

Система представляла собой две вогнутой панели на плоской (верхней) части которой разместили по 4 направляющие для тяжелых неуправляемых ракет С-21 или С-24, туда же можно было подвесить блоки с более легкими ракетами. Для стрельбы рампы (хвостовая и носовая) поочерёдно поворачивалась и НАР оказывались в потоке, поворот осуществлялся с помощью гидравлической системы которая питалась от того же агрегата и что механизм открытия створок бомболюка.

Доработка непосредственно самолета заключалась только в установке небольшого поворотного механизма для каждой из пусковых секций (в передней и задней части бомболюка соответственно), носовая и хвостовая секция в центральной части удерживались штангами которые крепились к штатным бомбодержателям. Такая доработка могла производиться прямо в частях куда были отправлены необходимые комплекты и инструкции и не влияла на применение другого вооружения в том числе спецбоеприпасов, конечно при условии что рампы были сняты. К середине 1961 года доработку прошли все находившиеся в строю машины.

ДГ-70В из состава 22 эскадрильи АвКр «Архангельск» и конструкция рампы для НАР, СФ, лето 1962 г.

ДГ-70В мог стать последним ударным самолетом семейства, фактически так и предполагалось, тем более что заклятые «друзья» еще в 1955 году BMC США объявили конкурс на разработку боевого самолета, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий. Результатом этого конкурса стал A-5 Vigilante, как эквивалент в 1958 году ряду ОКБ поступило предложение рассмотреть возможность создания палубного сверхзвукового бомбардировщика. Свои наработки предложили несколько «фирм», но фактически только ОКБ им. Григоровича в 1961 смогло дойти до летного экземпляра ДГ-64, который впрочем мало годился для палубного применения, да и по летным характеристикам был далек от американского визави. К тому же даже ВМФ посчитало, что постройка даже не большой серии для вооружения всего лишь двух тяжелых авианосцев («Слава» для него уже совершенно не годился) на фоне успехов ПЛ с баллистическими ракетами будет не позволительной роскошью. ВВС же от самолета который мало чем отличался от выпускаемого Як-28, к тому же имел ряд ненужных для сухопутных машин «особенностей» - отказалось.

Тем не менее ударный компонент требовалось обновить с учетом новых требований при том желательно при условии экономической составляющей. Было понятно, что турбовинтовая машина уже не могла действовать в условиях противодействия ракетных систем ПВО и сверхзвуковой авиации, единственным способом было просто не подходить близко к цели. Для этого оптимально подходили ракеты, но в начале 60-х все приемлемые экземпляры были велики для единственной палубной авиационной платформы и создания новых ракет заняло еще 2 года. Хотя в итоге получилось не совсем то, что хотел флот, новую ракету Х-27 приняли на вооружение.

Размеры крылатой ракеты в конструкции которой использовались элементы ПКР П-15, как и основные характеристики были заданы возможностями носителя, ее габариты ограничивались длиной в 5,65 метра, масса не более 2500 кг., крыло размахом в 1,3 м., при размещении в бомбоотсеке складывалось. Интересно что сам бомбоотсек изменений не перетерпел поскольку изначально планировался под ядерные боеприпасы первого поколения которые имели не маленькие размеры, добавили только аппаратуру контроля за состоянием ракеты и новые держатели на которые так же можно было подвешивать всю номенклатуру боевой нагрузки что и раньше.

Изначально планировалось, что Х-27 будет иметь дальность в 250 км при скорости в 1 М., но добиться этого не удалось и с боеголовкой в 250 кг при высоте сброса в 7000 м. ракета могла пролететь не более 130 км при скорости в 0,9 М.

На конечном этапе полета (начиная с 100 км до цели) ракета наводилась с помощью собственной активной радиолокационной ГСН, на начальном этапе действовала полуактивная радиолокационная система наведения, при которой ракета ориентировалась на отражённый целью радиолокационный сигнал, генерированный РЛС носителя. Для этого новый вариант ДГ-70К имел станцию «Курс-7М» в обтекателе в носовой части. Такая система требовала, какое то время не менять курс, но одновременно повышало дальность. Существовало две разновидности с различными боеголовками - ядерной мощностью 10 кт которая считалась основной и осколочно- фугасной.

Кроме обтекателя ДГ-70К получил новые более экономичными двигателями НК-6 мощностью 8500 л.с. (в реальности не существовало), кроме того с самолета сняли курсовое вооружение, оборонительное осталось только в виде спаренной 23-мм пушки. С 1964 появилась постоянная штанга системы дозаправки в воздухе, в качестве заправщиков использовали разоруженные старые бомбардировщики модификаций А и В.

ДГ-70К 12 эскадрильи авиагруппы АвКр «Петропавловск», ТОФ, 1965 г. и ракета Х-27.

Всего ДГ-70К в период с 1963 по 1966 г.г. выпущено 36 самолетов. Одновременно в этот вариант переоборудовали 12 ДГ-70В постройки 1961-62 г.г., впрочем, самолеты получившие обозначение ДГ-70КВ не имели штанги дозаправки и спаренной турели, была оставлена одиночная пушка.

Поскольку строительство крупных авианосцев в ближайшее время не планировалось (в стране усиленно создавался атомный ракетоносный подводный флот и на другие крупные проекты просто не было денег), то после выпуска  115 машин (включая опытные) выпуск ударных самолетов прекратили для нужд палубной авиации.

Оставшиеся самолеты неоднократно модернизировали с установкой нового БРЭО, расширяли номенклатуру вооружения. Тоже самое делали и на 93 ДГ-70Б – торпедоносцах базовой авиации которые заменили Ту-14 в авиаполках Балтийского и Черноморского флотов, но если наземные братья списали в середине 60-х (они так и не получили на вооружение ракеты), то палубные летали до 1976 года пока их не заменили ударные самолеты Сухого. Более «мирные» модификации: транспортные, ДРЛО, и др., ушли на покой только в 90-е, при том транспортный вариант имел намного больше модификаций.

Сравнительные характеристики  ДГ-70А и ДГ-70К

Модификация

ДГ-70А

ДГ-70К

Размах крыла, м

17.84

17.84

Длина самолета, м

18.71

19.45 (21.05 со штангой дозаправки)

Высота самолета, м

4.9

4.9

Площадь крыла, м2

57,6

57,6

Масса пустого, кг

12500

14350

максимальная взлетная

21050

24600

Тип двигателя

ТВД ТВ-2М

ТВД ТВ-6

Мощность, э.л.с.

2 х 7650

2 х 8500

Максимальная скорость, км/ч

925

900

Практическая дальность, м

6550

6900 (10000 с дозаправкой)

Практический потолок, м

12000

12300

Экипаж, чел

2

2

Вооружение:

2 пушки АМ-23 в носовой части, одна в кормовой дистанционной установке (2 в кормовой установке).

Нагрузка до 3500 кг в бомбоотсеке.

2 пушки ГШ-23 в кормовой дистанционной установке

Нагрузка до 3500 кг в бомбоотсеке.

Источник - http://alternathistory.com/altflot-1906-1954-palubnaya-aviatsiya-rossiiskogo-flota-xi-dlinnaya-ruka-avianostsev-bolshoe-semeist


Tags: альтернативная авиация
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативная авиация” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment