alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Башня на троих

Первый проект лёгкого пехотного танка, позже превратившегося в Infantry Tank Mk.III, был представлен Военному министерству Великобритании 10 февраля 1938 года. Машина, разработкой которой руководил Лесли Литтл, как минимум один раз была отвергнута английскими военными. Одна из причин такого решения — двухместная башня танка, тогда как военные хотели разместить в ней трёх членов экипажа. Лесли Литтл победил, и в апреле 1939 года проект Infantry Tank Mk.III был утверждён с двухместной башней. Но к вопросу увеличения экипажа этой машины Военное министерство возвращалось неоднократно, что привело к появлению модификаций Valentine III и Valentine V с трёхместными башнями.

Результат компромисса

Основная причина, по которой Лесли Литтл, главный конструктор танков фирмы Vickers-Armstrongs, настаивал на двухместной башне, заключалась в ограничениях боевой массы машины. У Литтла уже имелся печальный опыт создания Cruiser Tank A10. Желание сделать «тяжёлый крейсер» привело к тому, что вместо 12,5 т танк стал весить почти 14, а его скорость по сравнению с A9 упала с 40 до 26 км/ч. Разумеется, выросла нагрузка на двигатель и ходовую. Аукнулось это английским военным уже позже. A10, он же Cruiser Tank Mk.II, стал самым аварийным английским танком из тех, что использовались в боевых действиях. Например, во Франции из 14 потерянных 1-й бронетанковой дивизией A10 только 2 оказались подбитыми. Весной 1941 года то же самое происходило в Греции, где излюбленным фоном для фотографирования немецких солдат были брошенные на дороге Cruiser Tank Mk.II.

А Infantry Tank Mk.III проектировался как раз на базе A10. Разумеется, его ходовая часть подверглась переделке, но общий принцип построения шасси остался тем же, что и у A9 с A10. При этом любые «благие» пожелания Военного министерства вроде увеличения толщины брони до 75 мм или трёхместной башни однозначно увеличивали боевую массу машины. Вот почему Литтл яростно защищал своё детище от всяких изменений, в итоге отстояв его постройку в исходном виде.

Схема трёхместной башни для Valentine

Дальнейшие события доказали правоту Литтла. Единственной крупной проблемой Infantry Tank Mk.III оказался бензиновый двигатель AEC A189, который навязали сами же английские военные. Главный конструктор Vickers с самого начала настаивал на использовании дизельного двигателя. Также не очень хорошо вели себя траки, конструктивно представлявшие собой продукт эволюции траков A9/A10. После того как на танк поставили дизельный двигатель AEC A190, проблемы с силовой установкой прекратились. Примерно в это же время были решены и проблемы с траками.

После постройки первых 308-ми Infantry Tank Mk.III (или Valentine I) в серию пошла улучшенная версия, более известная как Valentine II. Выпущенная тиражом в

1493 экземпляра, эта модификация стала самым массовым английским танком своего времени. По совокупности характеристик на тот момент это был едва ли не лучший английский танк. Crusader превосходил его только по скорости, значительно уступая в броне и, что более важно, в надёжности.

Впрочем, английские военные о своём желании иметь третьего человека в башне не забыли. И их можно понять: командир танка должен иметь возможность заниматься своими основными обязанностями, не отвлекаясь на выполнение работы заряжающего.

Продольный разрез башни Valentine III/V. Её всё же удалось сделать трёхместной

Впервые Infantry Tank Mk.III получил трёхместную башню ещё на стадии проектирования,

в апреле 1939 года. В тот раз английские военные от предложенной конструкции отказались. Два года спустя к вопросу трёхместной башни решили вернуться. К тому моменту ситуация несколько изменилась: серийное производство машины уже велось и сильно изменять её конструкцию уже никто не решился бы. Каждый танк в воюющей с нацистами Великобритании был на счету, а поставки американской техники ещё не начались. В таких условиях Литтл в обмен на согласие сделать трёхместную башню смог выторговать сохранение штатного погона и ослабление брони в некоторых местах.

Переделанная носовая часть с вынесенной вперёд орудийной установкой

При проектировании за основу взяли штатную башню. Единственным способом впихнуть внутрь третьего члена экипажа было растягивание её в длину. У башни появилась развитая кормовая ниша, в которую полностью «уехала» радиостанция, ранее стоявшая на специальной подставке. В результате появилась возможность разместить место для командира в задней части башни. Проблема с занимавшей значительный объём башни орудийной установкой решилась за счёт удлинения на 140 мм носовой части башни. Благодаря этому удалось на то же расстояние «вытянуть» вперёд и орудийную установку. При этом, правда, пришлось менять бронировку. Так командир поместился в башню с прежним погоном.

Кроме вышеупомянутых трансформаций в башне изменилась конструкция пистолетных портов. Они стали одинаковыми по форме и в целом более удачными. Переделана была и крыша башни. Большой люк по центру из-за перекомпоновки стал неудобным, вместо него появилась командирская башенка с трёхстворчатым люком. В передней створке был установлен смотровой прибор Mk.IV, благодаря чему командир получил вполне сносный обзор.

Одна из немногих фотографий Valentine III. На большинстве архивных снимков запечатлены Valentine V



( Читать дальше... )

Tags: танки Англии, танки Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “танки Англии” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments