alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Мания величия. Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Messerschmitt Me 264. Германия. Часть 1



Предисловие редакции:
Этот почти неизвестный огромный четырехмоторный самолет был спроектирован в Германии в годы Второй Мировой войны и, обладая дальностью полета 18000 километров, должен был бомбить Америку и Австралию.

Столь необычный самолет был изготовлен всего в одном экземпляре. Ниже представлена полная история этого самолета.

В 1937 году отделом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании Bayerische Flugzeugwerke AG (с 1938 года Messerschmitt AG), Аугсбург, Бавария, был разработаны проекты P 1061 и P 1062, последний из которых спустя некоторое время стал Me 261. В отличие от P 1062, проект P 1061, также представлявший собой самолет для выполнения сверхдальних полетов, должен был оснащаться четырьмя отдельными двигателями.

В конце 1940 года после ухудшения военной обстановки в Атлантическом океане и усиления напряженности в отношениях с Соединенными Штатами Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) опубликовало спецификацию программы сверхдальнего бомбардировщика. Согласно требованиям спецификации самолет должен был иметь дальность полета не менее 12000 километров, т.е. способность выполнять полеты по маршруту Брест – Нью-Йорк и обратно. Помимо основной – нанесение бомбовых ударов по объектам на территории противника (решение т.н. «американского вопроса») – задачи самолет также должен был выполнять и вспомогательные: перевозка срочной почты или некоторых видов сырья, которых очень не хватало немецкой военной промышленности.

20 декабря 1940 года Вилли Мессершмитт уведомил Вольфганга Дегеля (Wolfgang Degel), Пауля Конрада (Paul Konrad) и Вольдемара Фогта (Woldemar Voigt) об общих чертах своего «оптимального самолета» и сообщил, что разрабатываемая машина в дальнейшем должна иметь дальность полета в 20000 километров для выполнения гражданских и военных задач. В последнем случае большой бомбовый отсек должен был позволить разместить 5000 кг бомб. В проекте P 1061 разработчикам удалось к первоначальному требованию RLM (12000 км) добавить резерв дальности (1500 км) и дополнительный технический резерв (150 км), благодаря которым расчетная дальность полета возросла до 15000 километров. Для сравнения максимальная дальность полета пассажирского самолета FW 200 Condor, ставшего в годы войны дальним морским разведчиком, составляла 1700 километров, а у дальнего бомбардировщика Heinkel He 177 – более 5000 километров.

После получения от компании Messerschmitt технической документации по проекту P 1061 в руководстве RLM немедленно потребовали постройки шести экземпляров четырехмоторного самолета дальнего радиуса действия; в RLM проекту P 1061 было присвоено обозначение 8-264 [1]. После проведения испытаний должна была быть изготовлена серия из 24

«четырехмоторных самолетов большого радиуса действия с полезной нагрузкой в 2 тонны, способных немедленно приступить к выполнению беспокоящих налетов на территорию США».

Компания Messerschmitt, которая также разрабатывала проект P 1075 – вариант Me 264 с шестью двигателями, – передала в рамках субподряда часть работ по четырехмоторной машине компании Fokker, Амстердам.

Между тем военная обстановка изменилась, и 22 января 1941 года генеральный штаб Luftwaffe потребовал предоставить в ближайшее время самолет-разведчик дальнего радиуса действия, способный выполнять ударные задачи над морем. С этой целью были рассмотрены самолеты наземного базирования (Focke-Wulf 200, Heinkel 177, Messerschmitt 264) и тяжелая летающая лодка Blohm und Voss 222.

В течение лета документация по вариантам модернизации самолетов-конкурентов была передана техническим службам RLM. По нескольким причинам, среди которых была и чрезмерно оптимистичная презентация компании-производителя, проект Me 264 одержал верх. Кроме того, Вилли Мессершмитт клятвенно пообещал Эрнсту Удету, что первый прототип Me 264 V1 (зав. ном. 0001), хотя и невооруженный, поднимется в небо не позднее мая 1942 года. До начала испытаний должны были быть проведены эксперименты по определению способен ли один Me 264 буксировать и дозаправлять в воздухе другой самолет данного типа.

Благодаря использованию систем облегчения взлета новый бомбардировщик «очень большой дальности» в шестимоторной версии должен был пролететь 18000 километров с бомбовой нагрузкой в 5 тонн. Также говорилось о дальности в 26400 километров в варианте самолета-разведчика! Однако эти предположения могли стать реальностью при наличии двигателей соответствующей мощности. Так, например, при установке на самолет двигателей Daimler Benz 603 или Jumo 213 не могло быть и речи о практическом потолке в 14500 метров и значительной дальности полета.

Фактически чрезмерный оптимизм Вили Мессершмитта не раз помогал спасти программу во все боле и более ухудшающейся обстановке. В 1943 году и даже в 1944 году, находились сторонники этого самолета, хотя уже в 1941 году было очевидно, что этот бомбардировщик никак не может соответствовать требованиям столь амбициозной программы.

Впрочем, в 1941 году невозможно было предсказать когда будут разработаны необходимые для установки на Me 264 двигатели высокой мощности и оборонительные установки с дистанционным управлением.

В январе 1942 года военная обстановка вынудила начальника технического управления RLM генерал-фельдмаршала Эрхарда Мильха приостановить или сократить многие находившиеся в разработке программы. Эта судьба коснулась и Me 264: число предназначенных для испытаний прототипов было сокращено с шести до трех, а производство начальной партии из 24 машин было вовсе отменено. Однако одновременно с этими сокращениями техническим управлением RLM были разработаны новые спецификации на Me 264 с двигателями DB 603: самолет должен был иметь дальность полета 13000 километров, нести три тонны бомб и иметь две позиции для размещения оборонительного вооружения. Также была запланирована альтернативная версия с шестью менее мощными двигателями BMW 801, дальностью полета 12000 километров и двумя тоннами бомб (оборонительное вооружение должно было оставаться таким же). Конструкторами компании прорабатывался вариант с двигателями Jumo 211, но в этом случае дальность полета (без бомб) снижалась до 11000 километров.

15 февраля 1942 года на конференции представителей германских авиастроительных компаний Эрхард Мильх вновь возвратился к «американскому вопросу». Инженер-генерал Фрибель (Friebel) ответил, что ни Me 264, ни Heinkel 177 B, ни Focke-Wulf Ta 400 не смогут достичь восточного побережья Соединенных Штатов. Согласно докладу Фрибеля требования спецификации не могли быть удовлетворены без  дозаправки в воздухе … но на тот момент футуристическая идея испугала немецкое командование. Начальник генерального штаба Luftwaffe генерал-полковник Ганс Ешоннек (Generaloberst Hans Jeschonnek), несмотря на успех испытаний по дозаправке, проведенных с помощью FW 58 и Junkers 90, выразил царивший в штабе скептицизм.

( Читать дальше... )

Tags: нереализованные проекты
Subscribe

Posts from This Journal “нереализованные проекты” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment