alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтфлот 1906-1939: Палубная авиация Российского флота VIII. Глаза флота

Ура коллеги, наконец то последний поршневой самолет. Дело в том что я не очень разбираюсь в бортовых РЛС поэтому использовал всю доступную для меня информацию и возможно будут технические не состыковки, не судите строго. В конце поста будет информация по выпуску самолетов Григоровича-Северского с ПД и все профили, а их 18 штук,  в одном файле. Думаю я первый который на сайте протянул линейку развития одного самолета на 15 лет))))))).

Российские палубные самолеты ДРЛО появились на 6 лет позднее американских General Motors TBM-3W и практически одновременно с американскими же Douglas AD-4W, которые поступили на вооружение ВМС Великобритании. Нельзя сказать, что самолетами с бортовыми РЛС в нашей стране не занимались. Еще во время войны в системе ПВО использовались тяжелые истребители со станциями типа «Гнейс». Сразу по ее окончании на вооружение морской авиации были приняты первые, пусть и достаточно примитивные самолеты ДРЛО берегового базирования на базе бомбардировщиков Ил-4 со станциями «Гнейс-2М» и »Гнейс-5М», которые могли обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли. Дальность обнаружения кораблей станцией «Гнейс-5М» составляла 36 км, а сопровождение цели могло вестись на удалении 20 км. Помимо наведения на самолет противника станция должна была обеспечивать привод своего истребителя к специальному приводному маяку с расстояния до 90 км.

При создании этой станции институт разработал новый тип антенных устройств, характерной особенностью которых являлась комбинация обзорных и пеленгационных систем с использованием принципа равносигнальных зон диаграмм направленности. Назначение обзорных антенн – просмотр морской поверхности впереди по курсу полета самолета и боковой обзор справа и слева в направлениях, перпендикулярных курсу полета в пределах 40°. В состав обзорной антенны входили излучающая шестивибраторная антенна и две приемные, устанавливаемые на фюзеляж самолета.

Конечно, таких данным было недостаточно для практического применения, но 5 таких машин использовались только в качестве «летающего класса» для подготовки летного состава по так называемой «технике оперирования».

Только в 1947 г. появилась модернизированная станция «Гнейс-7», схема в целом осталась та же, но за счет увеличения мощности передатчика и размеров антенн удалось увеличить дальность обнаружения кораблей типа ЭМ до 60 км, воздушных целей типа тяжелый бомбардировщик 50 км. Обычно полеты совершались на высоте 3000 м и хотя характеристики РЛС были хуже чем у корабельных станций у крылатых радаров был несомненный плюс в площади обзора за счет скорости самой платформы. Кстати о платформе, старый Ил-4 уже не удовлетворял потребностям флота (хотя система проходила на нем испытания), имевшиеся и перспективные гидросамолеты из-за специфики применения РЛС решили не ставить, планировали что лучшим носителем станет транспортный самолет с большой дальностью полета, наиболее близкий по характеристикам оказался транспортный самолет Бартини строящиеся по кооперации с российским подразделением фирмы Сикорского Ба-4 (прим. проект Т-117 Бартини), интересно что на экспорт этот самолет планировали запускать под обозначением С. CCXXIII. Ба-4 вышел на испытания только в конце 1948 года, впрочем все это время станция «Гнейс-7» дорабатывалась и когда в 1949 все таки ее установили на новый носитель она имела следующие характеристики:

– обзор пространства: 60° вправо-влево и 40° вверх-вниз;

– дальность действия до 80 км;

– аппаратура РЛС размежалась в кабине самолета, передающая антенна типа «волновой канал» – в носовой части самолета, азимутальные антенны того же типа–в кромке крыла и зенитные (штыревого типа) – сверху и снизу крыла;

- пиковая мощность - 70-120 кВт.

Сам Ба-4 также модернизировали, установив двигатели АШ-73, для увеличения дальности предусмотрели дополнительные фюзеляжные баки, количество операторов увеличилось до 3, всего в составе группы РЛС было 6 человек при экипаже в 9. В октябре 1949 года самолеты были приняты на вооружение (модификация ДРЛО получила обозначение Ба-6) и до 1954 было выпущено 22 аппарата которые распределили по флотам России. Эти самолеты, с 1953 уже с другими станциями, несли свою боевую службу до начала 60-х когда появился принципиально новый самолет такого типа.

Если с самолетами берегового базирования все было более или менее ясно (правда они и уступали американским аналогам), то непосредственно флот мог полагаться в открытом море только на корабельные РЛС и если позволяют условия Ба-6. Дело было не в том, что палубными самолетами ДРЛО не хотели заниматься, а в недостатках применяемых РЛС, их размещение на небольшом ДГ-64 было фактически не возможно, в том виде в котором их применяли с берега.  Впрочем самолет который мог теоретически применяться для радиолокационного обнаружения на палубе появился еще вначале 1950, это был последний поршневой ударный самолет Северского ДГ-64М. На нем установили опускаемую гидроприводом модернизированную станцию «ПСБН-ПЛО», которая могла обнаруживать подводные лодки в надводном положении на расстоянии не более 20 км, самолеты высвечивались на 30 км (что естественно было недостаточно), да и сам самолет был не очень удачным.

Специализированный палубный самолет ДРЛО начали разрабатывать практически одновременно с ДГ-64, в принципе именно этот аппарат должен был стать носителем РЛС, которой как раз и не было. На создание станции с дальностью обнаружения в 200 км профильные предприятия запросили около двух лет. Тогда попробовали закупить пять станций AN/ APS-20 у американцев, последние были не очень против тем более уже заканчивали разработку более мощного варианта, но наученный горьким опытом копирования в России B-29. США предложило купить не просто станцию, а партию из минимум 50 TBM-3W,  от этой идеи отказались из-за дороговизны, тем более что проведенные короткие испытания русскими специалистами позволили выявить основные конструктивные особенности станции которые помогли разработать свой вариант.

Работы велись не на пустом месте поскольку вместе с Ту-4 в стране начала производиться станция  «Кобальт», которая была отечественным вариантом радиолокационной станции кругового обзора AN/APQ-13, ее и решили использовать в качестве прототипа. Конечно «Кобальт» не подходила для самолета ДРЛО, ее хватало для обнаружения крупных наземных объектов на дальности в 100 км, для этого она и создавалась, но за неимение гербовой пишут на простой и в мае 1949 работы над станцией получившей название «Родий» начались.

Первоначально думали по сути заменить антенный узел, новая антенна повторяла форму AN/ APS-20, но была несколько меньше 2,36 0,8 метра вместо 2,44х0,91 м, изменили и частоту вращения теперь она делала 7 оборотов в минуту. Испытания проводили зимой 1948-49 г.г. на переделанном DC-3, оказалось не все так просто, крупные наземные объекты теперь обнаруживались на расстоянии в 180 км, но по сравнению даже с разрабатываемой в тоже время «ПСБН-ПЛО» по обнаружению малых объектов серьезных улучшений не было. В течении всего 1949 года пытались решить проблему, среднюю мощность смогли поднять до 500 кВт, это дало дальность обнаружения кораблей в 210 км, а ударных самолетов до 110. Осталось только снизить массу станции и как выразился один из создателей - заставить все работать одновременно, это удалось только к началу следующего года.

Антенна станции «Родий».

В итоге станция мало имела общего с «Кобальтом», многие комплектующие были созданы заново, а основные конструкционные элементы повторяли американский аналог. Кроме того удалось добиться сравнительно небольшого веса в 630 кг, осталось только доработать носитель. В качестве него использовали транспортную версию ДГ-64ПТ, при том для отработки размещения радиооборудования использовали опытный самолет серии.

Под фюзеляжем расположили массово-габаритный макет обтекателя, в фюзеляже постепенно компоновали блоки управления и места для двух операторов для сохранения центровки. Постарались все самые тяжелые комплектующие разместить ближе к центру тяжести, два оператора сидели лицом друг к другу, между ними разместили пульт контроля станции с одинаковым комплексом приборов и экранов. Первый оператор читался командиром группы и осуществлял кроме наблюдения общий контроль, второй так же выполнял процесс наведения истребителей или ударных самолетов на цель. В целом самолет оказался более удобным для экипажа чем TBM-3W2, например второму оператору РЛС не приходилось скорчившись сидеть в хвостовом отсеке, у обоих была вполне комфортабельная кабина. Кроме того пол кабины покрыли медной сеткой для рассеивания электромагнитного излучения от антенны.

Первые полеты выявили недостаточную путевую устойчивость это решили тем же способом как и на американских машинах установив две шайбы на хвостовом горизонтальном оперении. Пока не была полностью готова станция «облагораживали» подфюзеляжный обтекатель, в результате продувок его вытянули в длину и он достаточно сильно отличался от американского прототипа. Передняя часть обтекателя из стеклопластика могла сниматься для обслуживания антенны прямо на палубе, это не требовало каких то специальных инструментов, при большой необходимости можно было снять и весь обтекатель.

Обтекатель антенны РЛС  «Родий» и размещение оборудования на самолете ДГ-66.

Первый полностью «комплектный» самолет поднялся в воздух только в марте 1950 года, а серийный выпуск под индексом ДГ-66 начался в январе следующего. Уже в процессе эксплуатации стало понятно, что дальности самолету явно не хватает, тем более если учесть что для установки привода антенны пришлось убрать удин из малых баков в фюзеляже, тогда доработали топливную систему установив крыльевые баки от истребителя сопровождения ДГ-63МС. В составе авиакрыльев «Победы» и «Славы» находилось обычно 2-3 самолета, на тяжелых кораблях типа «Петропавловск» было уже 4 самолета ДРЛО. Их применяли и для патрулирования и для наведения истребителей. В 1955 эти же самолеты после небольшой доработки стали использовать для целеуказания во время стрельбы  ПКР, как корабельного так и воздушного базирования. 7 машин использовали на Балтике в качестве базовых самолетов ДРЛО, но на остальных театрах продолжали применять Ба-6 на которые поставили такие же станции «Родий» и основной сферой применения ДГ-66 осталось радиолокационный дозор с авианосцев.

ДГ-66 46 эскадрильи 4 смешанного корабельного авиаполка, авианосец «Победа», ТОФ, 1951 год.

( Читать дальше... )

Tags: альтернативная авиация, альтернативное кораблестроение
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативная авиация” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments