alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Тяжёлый танк из Пенсильвании. Опытный тяжелый танк Heavy Tank M6. США

В начале 30-х годов американская армия располагала самым большим парком тяжёлых танков в мире. Правда, это были морально устаревшие Mark VIII, известные также как Liberty. Их строили по английскому заказу и с использованием английских наработок для участия в Первой мировой войне, но на поля сражений эти машины опоздали. После окончания Первой мировой новые тяжелые танки в США не создавались. Работы в этом направлении возобнавились только после начала Второй мировой войны. В результате на свет появился Heavy Tank M6, первый серийный американский тяжелый танк собственной разработки.

С чистого листа

Отсутствие тяжёлого танка в системе вооружения американской армии объяснялось очень просто: такая машина тамошним военным была попросту не нужна. Это очень хорошо видно на примере того, как эволюционировали американские танки в межвоенный период. Обширной территорией страны была продиктована необходимость создания скоростных боевых машин, способных преодолевать большие расстояния в кратчайший срок. Тяжёлый танк для таких задач в принципе не предназначен. Основной его задачей являлся прорыве заблаговременно подготовленных и хорошо укреплённых линий обороны, каковых на североамериканском театре военных действий (ТВД) попросту не было. Неудивительно, что до конца 30-х годов дальше отдельных предложений, отклонявшихся военными ещё на стадии идеи, дело создания американских тяжёлых танков не продвинулось.


Один из многих проектов тяжелого танка, которые появлялись в США до и после начала Второй мировой войны. До сентября 1939 года они не воспринимались всерьёз

Ситуация начала меняться только после того, как разразилась Вторая мировая война. Командование американской армии прекрасно понимало, что США рано или поздно придётся вступать в войну. Европейский ТВД заметно отличался от американского, и в его реалиях тяжелый танк прорыва был очень нужен. Англичане и французы спешно проектировали новые типы тяжелых танков, а 27 сентября 1939 года этим же занялись и американцы. Впрочем, первые полгода коллектив Абердинского полигона занимался этой темой скорее в «фоновом» режиме.

Ситуация начала меняться только в мае 1940 года, когда боевые действия в Западной Европе перешли в горячую фазу. 20 мая 1940 года генерал Линч, командующий американской пехотой, инициировал начало работ по тяжелым танкам. Предполагалось запустить программу по созданию танка боевой массой в пределах 50–80 коротких тонн (45–73 метрические тонны). 22 мая Комитет по Вооружениям скорректировал задачу, посчитав, что 50-тонного танка будет вполне достаточно.

Изначальный проект выглядел крайне странно. Хотя от него ничего не осталось, кроме текста-описания, но и по нему видно, что американские военные не искали простых путей. Танк должен был иметь 4 башни. Две основные башни, каждая из которых имела сектор обстрела в 270 градусов, получали 75-мм орудия T7 (M2). Две дополнительные башни имели круговой сектор обстрела. Одна из них получала орудие M5 калибра 37 мм и спаренный пулемет Browning M1919, вторая — 20-мм автоматическую пушку и спаренный пулемет. Предполагалось оснащение всех башен моторами для поворота. Помимо упомянутого выше вооружения, танк оснащался и 4 пулеметами в шаровых установках.

Несмотря на большую боевую массу, танк должен был получится сравнительно компактным и иметь высокую подвижность. Длина танка составляла 7,5 метров, ширина 3,4 метра, а высота — 2,76 метров. Максимальная скорость машины оценивалась в 40 км/ч, то есть должна была находиться на уровне Medium Tank M2. Толщина лобовых листов брони оценивалась в 76 мм, а бортов в 64 мм.


Первая спецификация на тяжелый американский танк. Как можно заметить, от построенной в металле машины изначальная концепция сильно отличалась

Возглавил работы по разработке танка полковник Барнс, на тот момент занимавший пост главы технического отдела артиллерии. 4 июня он предложил альтернативный вариант размещения вооружения. Согласно ему, башня с 75-мм орудием у танка должна была быть одна, а две малые башни имели вооружение в виде 37-мм пушек M5 и спаренных с ними пулеметов. Также Барнс акцентировал внимание конструкторов на том, чтобы создаваемый ими тяжёлый танк вписывался по габаритам в возможности железных дорог. 17 июня Барнс поднимал вопрос о том, что вскоре, возможно, придется вернуться к вопросу разработки сверхтяжелого танка с боевой массой 80–90 коротких тонн, но в дальнейшем этот вопрос больше не поднимался. Помимо Барнса, скепсис в отношении многобашенной концепции выразил и генерал Линч. В письме от 20 июня 1940 года он справедливо указал, что каждая лишняя башня – это лишняя масса.

Между тем, Барнс решал более насущные вопросы. Задача по тяжёлому танку теперь имела высокий приоритет, так что от теории предстояло перейти к практике. 11 июля 1940 года начались переговоры с руководством General Electric. Промышленный гигант предложил взять на себя разработку и производство, благо у него имелось дочернее предприятие в Эри, штат Пенсильвания, которое занималось производством локомотивов и вагонов. От этой идеи военные отказались, но General Electric всё же стала участвовать в разработке. Она начала работу над электрической трансмиссией. К Фердинанду Порше и трансмиссии его Typ 100 она никакого отношения не имела: подобных разработок у General Electric к 1940 году имелись десятки, для самых разных типов машин.

15 июля Барнс встретился с представителями Marmon-Herrington и Schneider Hydraulic Corporation, предложив им задание на разработку гидротрансформатора для средних и тяжёлых танков. В тот же день состоялась встреча с представителями Baldwin Locomotive Works из Эддистона, штат Пенсильвания. Именно эта компанию стала подрядчиком, отвечающим за разработку и производство тяжёлого танка.


Генерал Барнс (в центре) и представители американских заводов, задействованных в программе Heavy Tank T1, осматривают модель танка

С конца июля 1940 года разработка американского тяжёлого танка ведётся в полную силу в полной мере. На Абердинском полигоне продолжаются работы по его проектированию, постепенно к ним подключаются различные предприятия. Spicer получает задание на разработку гидравлической коробки переключения передач(КПП), которая должна стать альтернативой для электрической трансмиссии. Поднимается вопрос и об использовании механической КПП. В августе фирма General Motors продемонстрировала автоматическую коробку передач GM Hydra-Matic. Одновременно идут работы по эскизному проектированию различных вариантов танка.


Финальная конфигурация Heavy Tank T1. В реальности эту машину так и не построили

Американские военные достаточно быстро пришли к выводу об ущербности идеи многобашенной машины, чье основное вооружение было не лучше вооружения среднего танка. В результате внешний вид тяжелого танка, получившего 22 августа 1940 года обозначение Heavy Tank T1, постепенно менялся. Работа Baldwin Locomotive Works в значительной степени тормозилась по причине того, что наверху никак не могли определиться с типом трансмиссии.


Коробка передач Hydra-Matic, которая должна была ставиться в Heavy Tank T1

17 сентября прошло совещание, на котором обсуждалась разработка General Electric. Стоимость разработки электротрансмиссии оценивалась в 145 000 долларов. Также предстояло выбрать один из трёх типов гидротрансформаторов – Schneider, Brog Warner и General Motors. Альтернативой выступила автоматическая коробка передач Oldsmobile. Выбирать предстояло из двух КПП, разработка одной обходилась в 125000, а вторая в 150000 долларов. В тот же день состоялась демонстрация модели Heavy Tank T1. Готова она была частично, поскольку требовалось определиться с типом трансмиссии. General Electric не сдавалась, но постепенно приоритет склонялся в сторону разработки Oldsmobile. Одной из причин тому было то, что электрическая трансмиссия получалась тяжелее.


Трансмиссионный блок, который пошел на Heavy Tank T1E2. Виден гидротрансформатор T-16001, сблокированный с коробкой передач Timken

23 октября 1940 года с Oldsmobile был заключен контракт на сумму 150000 долларов по разработке коробки передач Hydra-Matic. Тем самым была закончена эпопея с выбором КПП, по крайней мере, на время. В тот же день Комитет по вооружениям скорректировал требования к Heavy Tank T1. Боевая масса осталась прежней, длина чуть сократилась, численность экипажа оценивалась в 6–7 человек. Главным отличием стало вооружение и количество башен. Проект американского аналога советского пятибашенного Т-35 умер окончательно: теперь башня у танка была одна, в ней планировалось поставить 76-мм орудие T9, спаренное с 37-мм пушкой M5E1. Пушка T9 проектировалась на базе 76-мм зенитного орудия, тяжёлый танк получал вполне адекватное вооружение. Предполагалась установка вертикального стабилизатора.

В кормовой части башни был установлен зенитный пулемет Browning M2HB. Для борьбы с воздушными целями предназначался и пулемет Browning M1919 в командирской башенке, похожей на ту, что была установлена на Medium Tank M3. Еще 4 пулемета (2 Browning M2HB и 2 Browning M1919) устанавливались в лобовой части корпуса.


Двигатель Wright G-200 Model 781C9GC1, который ставился на танки семейства Heavy Tank T1

Как оказалось, победу Oldsmobile с её автоматической коробкой было праздновать рано. 23 декабря 1940 года Барнс, уже в звании бригадного генерала, отдал указание о разработке механической коробки передач. Её создателем стала фирма Timken из Детройта. Да и с электрической трансмиссией всё ещё не было решено окончательно. 13 февраля 1941 года было принято решение установить электрическую трансмиссию General Motors в Heavy Tank T1E1.

15 апреля был утверждён и проект Heavy Tank T1E2 с коробкой передач Timken и гидротрансформатором T-16001. Все перечисленные танки планировалось оснастить двигателями Wright G-200 Model 781C9GC1 с максимальной мощностью 960 лошадиных сил.


Подвеска с горизонтальным расположением упругих элементов

Новый тяжёлый танк заметно отличался от других боевых машин, создававшихся в США того времени. Роднила Heavy Tank T1 с ними только блокированная подвеска, да и та имела горизонтальное расположение упругих элементов. Траки, хоть и похожие по конструкции, также отличались, кроме того, они были значительно шире. Трансмиссию конструкторы разместили в кормовой части, а башню сместили максимально вперед. Кроме того, сильно вынесенные вперед ленивцы разместили максимально высоко, чтобы улучшить характеристики проходимости. Для защиты ходовой части ее прикрыли бортовыми экранами. Различные переделки привели к тому, что постепенно боевая масса танка заметно превысила расчетную, достигнут 57 коротких тонн (около 52 метрических тонн).


Heavy Tank T1E2 по состоянию на 19 сентября 1941 года

( Читать дальше... )


Tags: #танки, танки США, тяжёлый танк
Subscribe

Posts from This Journal “танки США” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments