Осенью 1987 года американская компания производитель масштабных пластиковых моделей Testor, создавшая первый набор для сборки модели F-19, представила масштабную модель MiG-37 Ferret B – советского эквивалента малозаметного истребителя компании Lockheed. Если бы эта модель попала бы в конструкторское бюро Микояна (ОКБ МиГ), то она не вызвала бы ничего кроме улыбки. Но как признают в компании Testor, они лишь сделали вид, что представляют возможную конфигурацию «стелс-мига», а не настоящий MiG-37, находящийся на этапе разработки или летных испытаний.
Но в пентагоне, разумеется, было не до улыбок. Данная модель, которую можно было найти в любом магазине игрушек, была первым публичным выражением того, что граненые формы являются одним из способов сокращения эффективной поверхности рассеяния. В те годы истинный облик F-117A еще не был определен, однако в кругах, связанных с аэрокосмической промышленностью, было хорошо известно, что реальный F-117A больше напоминал модель MiG-37B Ferret, нежели F-19.
Обозначение MiG-37, выбранное компанией Testor для своей масштабной модели, продемонстрировало, что граненые формы ее модели не являются чем-то случайным. В то время наибольшим номером, присвоенным самолету ОКБ МиГ, было число «31». Используя число «37» компания Testor перепрыгнула через несколько ступенек, но всей видимости это был правильный выбор. Мы практически уверены в том, что обозначения MiG-33 и MiG-35 зарезервированы для истребителя завоевания превосходства в воздухе и легкого истребителя. Если ОКБ МиГ было бы поручено создать истребитель-неведимку, то обозначение MiG-37 будет вполне правдоподобным. Либо компании Testor сильно повезло, либо ее сотрудники знали, как найти нужное место.
Однако Ричард Уорд – ведущий инженер-конструктор компании General Dynamics – полагает, что можно получить представление о возможных формах перспективных советских истребителей на основе максимально возможного объема несекретной информации. В статье «MiG-2000» Ричард Уорд попытался предсказать, какие технологии будут использованы при создании советского истребителя, который будет принят на вооружение в 2000 году. Решение поставленной задачи он попытался получить посредством экстраполяции текущих тенденций, учета характера задач, возложенных на данный самолет, знаний о советских технологиях и организации производства, а также всего того, что известно о направлениях аэрокосмических исследований на Востоке.
Ричард Уорд предсказывает разработку Советами двухдвигательного истребителя компоновочной схемы «утка»; самолет будет иметь взлетный вес 18 тонн и оснащаться двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, развивающими сухую тягу по 8100 кг и на форсаже по 12500 кг и оснащенными поворотными соплами. Советская специализированная литература очень интересуется компоновочной схемой «утка»:
«Когда самолет оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), управляемыми соплами, электродистанционной системой управления полетом и искусственной устойчивостью, то полученная комбинация дает интересный результат. ПГО является не только аэродинамическими рулями. На некоторых участках полета с большими углами атаки или при выполнении укороченных взлете или посадке ПГО также может использоваться в качестве компенсатора изменения тяги».
Основными отличительными чертами истребителей, созданных в ОКБ МиГ, являются скорость и высота. ОКБ МиГ создало серию отличных боевых самолетов, которые имеют худшие характеристики и меньшую полезную нагрузку, чем у их западных оппонентов. Однако вьетнамская война показала, что в благоприятных тактических условиях МиГ-21 мог, несмотря на свои легкость, меньшую дальность полета и скромное вооружение одержать верх над более тяжелым и технически более сложным истребителем F-4 Phantom II.
Ричард Уорд утверждает, что согласовывая требования скорости и маневренности с требованиями к невидимости мы вынуждены будем согласиться с увеличением веса самолета и его стоимости. Его статья содержит схему самолета с треугольным крылом с переменной стреловидностью по передней кромке, ПГО и формами, имеющими частичную граненость.
О MiG-33 практически ничего не известно, в то время как о MiG-35 нам известно, что это будет однодвигательный самолет тех же размеров, что и F-16 и обладающий сходными характеристиками. Проектирование этих двух самолетов было начато, несомненно, очень рано, чтобы в их конструкции в полной мере были применены «стелс» технологии и, как следствие, MiG-33 и MiG-35 будут подобно Rafale и EFA будут скорее истребителями со сниженной эффективной поверхности рассеяния, нежели полноценными истребителями-неведимками.
Таким образом, первым полноценным истребителем-неведимкой ОКБ МиГ будет тяжелый истребитель, который разрабатывается в качестве ответа на американскую машину, которая разрабатывается в соответствии с программой ATF (Advanced Tactical Fighter – перспективный тактический истребитель) и появление которой ожидается в конце 1990-х годов. Если вспомнить, что между первым полетом МиГ-29 и принятием его на вооружение прошло около десяти лет, то слова Ричарда Уорда о постановке MiG-37 на боевое дежурство в 2000 году кажутся лишенными основания.
На предложенном нашими читателями гипотетическом рисунке MiG-37 имеет немного больший взлетный вес, чем предсказанный Уордом MiG-2000. Однако при определении внешнего вида и характеристик MiG-37 были учтены некоторые из выводов Ричарда Уорда; также были позаимствованы некоторые компоновочные решения из некоторых рисунков и моделей перспективных американских истребителей, разрабатываемых в рамках программы ATF. Взлетный вес MiG-37 должен быть примерно 22700 кг, а его силовая установка состоять из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с отклоняемыми соплами и тягой на форсаже по 13600 кг.
гипотетический рисунок MiG-37 показывает возможный советский ответ на проблему тактического истребителя-неведимки. Советские инженеры очень серьезно интересуются самолетами компоновочной схемы «утка» с треугольным крылом. Округлые формы обеспечивают хорошее рассеяние радиолокационных сигналов. При данной конфигурации никаких максимумов в эффективной поверхности рассеяния не будет. Законцовки крыла и килей уменьшают отражение посредством дифракции. Сопла типа «жалюзийная штора» позволят отклонять вектор тяги в вертикальной плоскости. Обратите внимание на оптико-электронный датчик, установленный перед фонарем кабины, и коробки у корневых частей киля
Journal information