alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Первое пришествие ИС-2

Разработанная осенью-зимой 1941 года 122-мм артиллерийская система У-11 оказалась весьма своеобразной. Её создатели справились с заданием, вполне удачно разместив орудие с баллистикой гаубицы М-30 в минимально измененную башню КВ-1. Однако эта танковая гаубица обладала низкой скорострельностью, а её характеристики бронепробития оказались плохими. В результате запланированная серия танков КВ-9 так и осталась на бумаге. Тем не менее, руководство Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) от идеи создания гаубичного танка не отказалось. Несмотря на противодействие со стороны Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА), работы над гаубичными танками продолжились и в 1943 году.

Средство огневого усиления

Неудача с запуском в серию КВ-9 не остановила ГАБТУ КА. Полноценной альтернативой для ЗИС-5 его орудие не стало ввиду низкой скорострельности, меньшего объема боекомплекта и, что важнее, более низкого бронепробития. Тем не менее, нашлось у У-11 и важное преимущество. Могущество осколочно-фугасного снаряда У-11 было гораздо выше, что резко повышало эффективность танка в качестве средства огневой поддержки. Кроме того, при создании КВ-9 в конструкцию башни КВ-1 вносились минимальные изменения, что значительно упрощало организацию производства.

Проблема была в том, что с сентября 1942 года производство КВ-1 прекратилось, а его место занял КВ-1с, имевший другую по конструкции башню. Более того, осенью 1942 года танкостроителям в Челябинске было совсем не до гаубичных танков, к тому же еще и «забракованных» артиллеристами. Помимо организации производства КВ-1с, в еще большем приоритете здесь находился выпуск Т-34. Наконец, с большим трудом продолжались и работы по принципиально новому тяжелому танку КВ-13.

Продольный разрез гаубичного танка ИС-2. Хорошо видны особенности конструкции башни

Как ни странно, именно платформа КВ-13 оказалась наиболее интересной для разработчиков гаубичного танка. По итогам испытаний первого образца были начаты работы над улучшенной версией танка, которая значительно отличалась от предшественника. Документация по улучшенному КВ-13, нередко называемому Объект 233 (что неверно, поскольку этот индекс появился уже после окончания испытаний), или ИС-1, была готова к десятым числам декабря 1942 года.

Уже после этой даты появился проект, получивший чертежный индекс «234». Когда именно были запущены работы по гаубичной версии ИС-1, история умалчивает. Долгое время эта машина и вовсе находилась в тени основной версии. В документах танк под названием ИС-2 впервые появился только в середине февраля 1942 года. Разумеется, работы над ним начались раньше этого срока. Официально же индекс ИС-2 появился в тексте постановления Государственного комитета обороны (ГКО) № 2943 «Об изготовлении опытных образцов танков «ИС»» от 24 февраля 1943 года. К тому моменту технический проект был уже готов и начались работы по изготовлению танка.

С ИС-2 связана одна серьезная ошибка, которую допускают некоторые исследователи. Среди переписки по ГБТУ КА неоднократно проскакивает информация, согласно которой на шасси ИС-1 ставилась башня от КВ-9. Исследователями это было воспринято за чистую монету, больше того, появились версии, что башню для ИС-1 взяли с опытного КВ-9. Подобное допущение не имеет под собой никаких оснований: существуют фотографии КВ-9 уже в тот период, когда ИС-2 был построен, и на них он запечатлён со своей башней. Да и башню эту, скорее, стоит считать лишь изготовленной по образцу башни КВ-9. По проекту она отличалась от предшествующей. В ней отсутствовала кормовая пулеметная установка, в крыше появился воздуховод. Наконец, общая масса башни в сборе составляла 7465 кг, тогда как башня КВ-9 в сборе весила 9293 кг. Неудивительно, что проектная боевая масса ИС-2 была выше боевой массы ИС-1 всего на одну тонну и составляла 39,5 тонн.

Гаубичный танк на базе Т-34. Март 1943 года

ИС-2 мог серьезным образом измениться в процессе разработки. Связано это было с двумя факторами – модернизацией самоходной установки СУ-35 (СУ-122) и деятельностью конструкторского бюро (КБ) завода №9. В тот же день, когда было подписано постановление ГКО №2943, состоялось техническое совещание, на котором КБ завода №9 представило проект гаубицы Д-11. Она представляла собой улучшенную версию У-11, отличавшуюся упрощенной конструкцией и переделкой некоторых деталей. С точки зрения установки в танк она выглядела более интересной, поскольку получилась компактнее.

Теоретически внутренний объем боевого отделения позволял разметить в нём трех членов экипажа

Относительная компактность Д-11 стала причиной того, что в ГБТУ КА снова заинтересовались идеей создания «артиллерийского» танка на базе Т-34. Разработка была поручена КБ завода №183, которое в марте 1943 года подготовило эскизный проект. Шасси Т-34 оставалось без изменений, главным отличием становилась немного увеличенная в размерах башня, напоминавшая башню КВ-2. Больший внутренний объем позволил разместить в ней 30 выстрелов, а также трех членов экипажа. Боевая масса «гаубичного» Т-34 должна была составлять 32 тонны, то есть совсем ненамного выше обычного Т-34. Судьба этого проекта оказалась аналогичной судьбе предшественника. Благодаря появлению в составе экипажа замкового теоретически скорострельность орудия увеличивалась, но всё равно была ниже, чем у СУ-35. А более высокая маневренность огня в данном случае не являлась критически важным параметром.

Установка танковой гаубицы Д-12 в башню ИС-1. Апрель 1943 года

Важной новостью для ИС-2 стало то, что КБ завода №9 начало разрабатывать танковую версию орудия Д-11. Данная версия получила внутренний индекс Д-12. Целью разработки Д-12 была унификация танковой и самоходной гаубицы, с точки зрения производства вполне логичное решение. Еще одним важным параметром была компактность. При создании технического проекта Д-12, готового к началу апреля 1943 года, КБ завода №9 ориентировалось на использование штатной башни ИС-1. Это стало возможно благодаря более компактной конструкции орудия. Из-за меньшего размера башни от идеи размещения в ней части боекомплекта пришлось отказаться, но сама идея использования башни ИС-1 выглядела заманчиво. Переделке подвергалась только амбразура и орудийная маска. Рассмотрев проект, Технический Совет НКВ посчитал предложение завода №9 правильным.

В начале мая был изготовлен опытный образец Д-12, который 17 числа испытали. Длина отката орудия сократилась до 400 мм, что позволило спроектировать для системы более компактное ограждение. Выдержала система и испытания на прочность.

Тяжелый танк ИС-2 в конце марта 1943 года. Хорошо видны воздуховод и антенный порт в крыше башни

( Читать дальше... )

Tags: танки Второй Мировой, танки ИС, тяжёлый танк
Subscribe

Posts from This Journal “танки ИС” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments