alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Pz.Kpfw.II Ausf.G. Плоды затянувшегося прожектёрства

Идея замены танка La.S.100, или Pz.Kpfw.II, на более совершенную машину возникла еще в январе 1937 года. Результатом разработки стал La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E, создававшийся концерном MAN совместно с известным конструктором Генрихом Книпкампом. Машина получила передовую торсионную подвеску, но при этом её век оказался очень недолгим. То, что ситуация с La.S.138 развивается по не совсем привычному сценарию, стало ясно еще летом 1938 года, то есть ещё до организации серийного производства самой машины. Результатом этого понимания стал запуск программы разработки нового танка, которому в перспективе предстояло заменить и La.S.100, и La.S.138.

VK 6.01 на троих

18 июня 1938 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) инициировала работы по разработке нового танка. В новой системе индексов, придуманной при участии Книпкампа, в октябре 1938 года проект получил обозначение VK 9.01 (гусеничный, 9-тонная весовая категория, первая модель). Менять разработчиков не стали: как и в предыдущих проектах, над шасси VK 9.01 работала фирма MAN, а башню и подбашенную коробку создавал концерн Daimler-Benz. Общая концепция танков семейства Pz.Kpfw.II не менялась. Предполагалось, что машина будет трехместной: в башне разместится командир, он же наводчик и заряжающий, а в отделении управления обоснуются механик-водитель и радист. Как и в La.S.138 радист и механик-водитель здесь располагались плечом к плечу.

Почти неизменным оставалось вооружение, состоявшее из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней пулемета MG 34. Здесь, правда, появился вертикальный стабилизатор, заметно увеличивавший точность стрельбы на ходу. Бронирование сохранялось на уровне La.S.138: толщина листов в лобовой части составляла 30 мм, а по бортам 14,5 мм. Это означало, что с лобовой проекции машина будет защищена от огня автоматических пушек калибром 20 мм, а с бортов – от пуль винтовочного калибра.

Опытное шасси VK 9.01 на заводе MAN

Разработка шасси VK 9.01 происходила в плотном взаимодействии с Книпкампом, что самым прямым образом отразилось на его конструкции. Судя по всему, конструктор решил пойти по пути наименьшего сопротивления и не нашел ничего лучшего, чем взять за основу уже имевшуюся разработку. Таковой оказался легкий танк VK 3 t, который разрабатывался с октября 1937 года компанией Krauss-Maffei и Книпкампом. К лету 1939 года этот проект эволюционировал в VK 6.01. Именно его конструкцию и было решено взять в качестве основы.

Даже невооруженным взглядом было очень хорошо видно, насколько похожи эти машины, и чем дальше шла разработка, тем более очевидным становился данный факт. По большому счету, получался тот же VK 6.01, но чуть больше по размерам, особенно в ширину. Делать шасси более широким вынуждало то, что внутри танка требовалось разместить не двух человек, а трех. Очень похожей получилась и башня, отличавшаяся только габаритами и вооружением. Неизвестно, пытался ли Книпкамп установить на VK 9.01, как и на VK 6.01, траки с резиновыми подушками и ведущие колеса по типу полугусеничных тягачей.

Таким было отделение управления опытной машины и серийных Pz.Kpfw.II Ausf.G. Основные отличия заключались в других коробках передач

11 октября 1938 года комиссия 6-го отдела Департамента вооружений прибыла в Нюрнберг на завод MAN, где ей представили полноразмерный деревянный макет танка. В этот же день состоялось совещание, в котором от MAN принимали участие ведущие конструкторы Фридрих Риф и Пауль Вибике. К слову, в начале карьеры Книпкамп работал на MAN и был подчиненным Вибике. Основной частью мероприятия, разумеется, стал осмотр макета. Книпкампа и других представителей 6-го отдела Департамента вооружений сильно беспокоили внутренний объем боевого отделения. Он казался слишком небольшим, и это при том, что внутри пока было установлено далеко не все оборудование.

Работы продолжались, и чем дальше они заходили, тем больше VK 9.01 и VK 6.01 становились похожими и внешне, и в техническом плане. В окончательных редакциях оба проекта получали 150-сильный двигатель Maybach HL 45 и 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319. На VK 9.01 устанавливался трехступенчатый механизм поворота LG 45. Как и на VK 6.01, управление здесь осуществлялось при помощи штурвала. По расчетам, максимальная скорость была ниже, чем у VK 6.01 – 67 км/ч. Ходовая часть также была похожей на ходовую «младшего брата», и даже диаметр опорных катков оказался таким же — 650 мм. Да и сами катки оказались очень похожими.

Опытный образец VK 9.01 после установки башни и подбашенной коробки



( Читать дальше )

Tags: #танки, лёгкий танк, нереализованные проекты третьего рейха, танки Германии
Subscribe

Posts from This Journal “танки Германии” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments