alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Пушка Hispano-Suiza на британской службе

К концу 30-х годов в Великобритании вопрос об авиационной пушке встал очень остро. Своими современными разработками авиапушек, как это ни печально, англичане в межвоенный период особо не озаботились, а когда в Европе начали сгущаться тучи очередной войны, взоры авиаторов Туманного Альбиона обратились к соседям.

Основным представителем пушечного вооружения английских самолетов в годы 2-й мировой войны, как известно, была французская 20-мм пушка «Hispano-Suiza Birkigt тип 404», успешно провоевавшая как в английской, так и в американской авиации всю войну, в различных модификациях надолго задержавшись во многих армиях мира и в послевоенные годы. История ее создания для французских ВВС, а также развитие ее конструкции в США описаны отдельно, а в этой статье стоит коснуться лишь периода развития этой пушки применительно к использованию HS.404 в составе авиации Британии.


Прототип Испано Mk.I без барабанного магазина

Надо сказать, что во второй половине 30-х гг выбор авиационных пушек у мировых производителей был невелик, однако же кое-из чего уже можно было выбирать. Это и пушки Мадсен, и разнообразные модели Эрликона, и наконец, и новейшая французская разработке «Hispano-Suiza Birkigt тип 404» или HS.404, которая позиционировалась французами как последнее достижение в области авиационного вооружения.

Французский образец выглядел предпочтительнее. HS.404 превосходила Oerlikon по основным боевым параметрам: темпу стрельбы, начальной скорости, однако была сложнее технически. Эрликон, работавший на основе свободного затвора был предельно простым в производстве. Пушка Испано-Сюиза использовала смешанную автоматику на основе газоотвода и полусвободного затвора. При этом, газоотводный привод осуществлял лишь разблокировку затвора, дальнейший цикл осуществлялся за счет возвратно-поступательного движения затвора.

Британская комиссия, возглавляемая майором Томпсоном (Thompson) и капитаном Адамсом (Adams) из Технического отдела британского министерства авиации, посетившая завод Испано Сюиза в 1935 году, уведомило свое правительство о характеристиках французской пушки и запросило французское министерство авиации разрешения на приобретение партии пушек для проверки и испытаний. Франция санкционировала продажу шести пушек при условии, что собственные потребности французской авиации будут удовлетворены в первую очередь.

Вначале в Англию были поставлены полноразмерные деревянные макеты пушек для проверки возможности установки орудий в крыле самолета, поскольку французы устанавливали HS.404 главным образом в развале цилиндров мотора. Наконец, после длительных бюрократических проволочек в январе 1937 года шесть заказанных авиапушек прибыли в управление по авиационному вооружению - Aeroplane and Armament Experimental Establishment, где пушки успешно прошли испытания, после чего последовал заказ на партию из 400 штук HS.404. Компания «Hispano-Suiza» выдвинула встречное предложение о строительстве своего завода в Англии. Предложение было заманчивым для обеих сторон, и договор был подписан. Управляющим директором новой кампании французы выбрали Дениса Кендалла (Dennis Kendall), англичанина, хорошо знающего производство, поскольку он длительное время проработал инженером-технологом на моторостроительном заводе фирмы «Citroen». Площадка под новый завод была выбрана возле г. Грэнтэм (Grantham). Кендалл оказался великолепным организатором, завод был построен к концу декабря 1938 года, лишь через шесть месяцев после сдачи земли в аренду, параллельно строительству была организована закупка необходимой техники, станочного парка и оборудования, что в такой короткий промежуток времени было немалым подвигом. В дополнении к заводу был организован заводской полигон для приемочных испытаний пушек.

19 января 1939 года была проведена официальная церемония открытия фабрики, на которой присутствовали многие важные лица Великобритании, среди них король, королева, герцог и герцогиня Глостер. После обычной церемонии, которая сопровождает мероприятия такого характера, осмотра завода и его оборудования король Георг VI лично дал очередь из первой выпущенной на заводе пушки, прототипе десятков тысяч, которые выйдут из этих цехов.

Вновь образованной компании было дано название «British Manufacture & Research Co» - «Британская Промышленно-Исследовательская Компания» - или сокращенно BMARCо.

Становление производства пушек на британской земле проходило тяжело. Уже в процессе перевода французских метрических чертежей в дюймы, принятые в Великобритании, были допущены ряд ошибок. Кроме того, на первых серийных пушках постоянно выходили из строя возвратная пружина и пружина экстрактора, узел блокировки затвора потребовал полного перепроектирования.

Попытки капитана Е.С.Р.Адамса, технического директора Департамента по развитию вооружений, получить помощь в налаживании производства пушек со стороны руководства Испано Сюиза не находили понимания у французов. Это, впрочем, было не удивительно, учитывая то, что разработчик пушки и глава фирмы Марк Биркегт был отстранен от руководства фирмой, а новый директорат национализированного завода во Франции просто не владел техническими вопросами в той степени, чтобы оказывать помощь. Сборка пушек во Франции на тот момент производилась практически кустарным способом, фактически ручной подгонкой деталей.

Лишь к началу 1940 года первые серийные орудия английского производства начали поступать в войска, но о надежности их было говорить еще не приходилось, выход их из строя, постоянные отказы были в порядке вещей.

Наружная установка пушек «Hispano» Мk.I с барабанным питанием сверху крыла  истребителя «Hurricane»  версии Mk IIa, выполненная в полевых условиях

( Читать дальше )


Tags: артиллерия, самолёты Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “самолёты Второй Мировой” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment