alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Испытано в СССР. Тяжелые пехотные танки Churchill II, Churchill III и Churchill IV

В августе 1942 года состоялся визит в Москву британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Впрочем, за месяц до того Черчилль уже прибыл в другой советский город, Архангельск, караваном PQ-17, да ещё и не в единственном числе. Речь, конечно же, идет о пехотных танках Churchill II и Churchill III. Всего в Советский Союз был отправлен 301 танк данного типа, из которых до места назначения добрались 253. Несмотря на сравнительно небольшой объём поставок, тёзки премьер-министра Великобритании сыграли весьма важную роль на полях сражений Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что именно эти машины, наряду с КВ-1с, были основными тяжёлыми танками Красной армии в танковом сражении под Прохоровкой.

Дискредитированный собственными военными

О существовании танков Churchill советские военные узнали в октябре 1941 года. Согласно справке, подготовленной информационным отделом Разведывательного управления Генерального штаба Красной армии, англичане с весны 1941 года начали производство тяжёлого пехотного танка МК-IV, также называвшегося «Черчилль». В более поздних советских документах эта машина также известна как MK-IV. Справка содержала вполне соответствующие реальности характеристики танка, к примеру, информацию о боевой массе и вооружении. Более того, уже тогда у советской разведки имелись сведения о том, что вместо 2-фунтовой (40-мм) пушки на «Черчилль» планируется ставить орудие калибром в 57 мм. Вполне достоверно в справке оценивались и объёмы выпуска танков данного типа. Что явно не соответствовало реальности, так это максимальная скорость, которую авторы документа оценивали в 35–38 км/ч. До такой скорости Churchill мог разогнаться разве что с крутой горки.

Кроме информации о «Черчилле», в справке фигурируют сведения о некоем английском 70-тонном тяжёлом танке, имевшем вооружение из 3 пушек и 6 пулемётов, а также экипаж численностью 11 человек. Здесь угадываются отголоски разработки английского тяжёлого танка TOG.

Первый документ, содержание которого посвящено поставкам Churchill в Красную армию

Вопрос поставки танков Churchill в СССР не поднимался вплоть до весны 1942 года. Вместе с тем по поводу этих машин шла довольно активная переписка. Кроме того, советские военные представители осматривали заводы, на которых производились такие танки. В частности, в январе 1942 года советская военная комиссия посетила завод Old Park Works Wednesbury в Бирмингеме. Завод этот входил в состав Midland Railway Carriage and Wagon Company. Согласно данным комиссии, за неделю на нём выпускалось по 6–7 танков Churchill. В феврале советские военные попали за завод Vauxhall, который был головным разработчиком и производителем Churchill. На тот момент здесь выпускалось по 10 танков этого типа в неделю. 28–30 апреля года комиссия попала на завод Leyland, также задействованный в программе производства Churchill. По оценке комиссии, здесь производилось 7 танков в неделю.

Таким образом, советские военные представители смогли попасть на три из четырёх заводов, на которых выпускались Churchill. Кроме того, им удалось поприсутствовать на испытаниях Churchill IV, производство которых на тот момент только осваивалось на предприятиях.

Члены советской военной миссии на испытаниях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 года

Первые переговоры о поставках английских тяжёлых пехотных танков Churchill в СССР проходили в марте 1942 года. Сначала обсуждались объёмы поставляемых запчастей и боеприпасов. Весьма любопытно, что в случае с Churchill III шел разговор о поставках осколочно-фугасных снарядов, по 135 штук на танк. И это при том, что такие боеприпасы в Великобритании на тот момент даже не выпускалось. Позже этот пункт будет всплывать в документах с завидным постоянством.

В конце апреля 1942 года англичане, наконец, определились с объемами поставок. Churchill должны были постепенно заменять в поставках танки Matilda. Первоначально предполагалось, что в СССР будет отправлено 25 танков. Из них 23 штуки относились к модификации Churchill II, оснащаемой 2-фунтовыми (40 мм) орудиями. В некотором смысле можно говорить о том, что англичане постепенно избавлялись от машин первых серий с устаревшим к весне 1942 года вооружением. С февраля 1942 года начался выпуск Churchill III, гораздо более удачной модификации с более просторной башней и 6-фунтовым (57 мм) орудием. Постепенно объем Churchill III в поставках увеличивался: по планам, во второй партии предполагалось уменьшить число Churchill II до 21 танка.

Также оговаривалось, что поставляемые в СССР танки будут модернизированы с учетом обнаруженных недочётов. По этой причине в регистрационных номерах после пятизначной цифры шла буква R, что означало Remanufactured (модернизированный). Стоит отметить, что советские представители выступили против отправки с танками английских инструкторов. Во-первых, с новыми танками ознакомился майор (позже полковник) Ковалёв, который участвовал в поездках советской военной миссии по английским заводам. Его срочно возвращали в СССР, чтобы он участвовал в процессе приемки новых машин. Во-вторых, в срочном порядке была переведена документация и инструкции по эксплуатации.

Список танков, прибывших конвоем PQ-17. Из 25 машин, отправленных с этим конвоем, к месту назначения прибыло всего 10

Отправка первой партии Churchill растянулась на несколько месяцев. За это время соотношение танков разных модификаций в ней изменилось. В финальной версии оно составило 10 Churchull III и 15 Churchill II. 27 июня 1942 года был отправлен конвой PQ-17, который вёз в СССР, в том числе, 25 английских тяжелых танков. Форменный разгром, который конвою учинили немцы, прямым образом повлиял и на состав прибывших танков. Из транспортов, которые везли новые танки, выжил только английский Ocean Freedom, 11 июля прибывший в Архангельск. На его борту находилось 5 Churchill II и 5 Churchill III.

После разгрома конвоя PQ-17 в поставках последовала долгая пауза. Следующая партия пришла с конвоем PQ-18, прибывшем в Архангельск 21 сентября 1942 года. На этот раз до портов добралось 74 Churchill. Этот конвой стал последним, в котором прибыли Churchill II. Английские источники утверждают, что всего в СССР было отправлено 45 Churchill II, из которых прибыли на место 26 штук. Цифра эта несколько отличается от реальности: из 74 танков, прибывших с конвоем PQ-18, к Churchill II относилось 15 машин. В общей же сложности поступило 20 таких танков, из них 19 отправили в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк. Еще один танк оказался в составе 194-й учебной танковой бригады.

Одна из двух известных фотографий Churchill II в Красной Армии. Машина принадлежала 50-му гвардейскому тяжелому танковому полку

Разгром конвоя PQ-17 была лишь началом серии неудач, которые преследовали Churchill в СССР. К моменту, когда танки только разгружались в порту Архангельска, стали поступать весьма тревожные новости из Англии. Для начала, инженер-полковник Ковалёв сообщил, что у танков с 6-фунтовыми пушками есть проблемы, связанные с механизмом вертикальной наводки орудия. У одной машины такая проблема обнаружилась при разгрузке. Во время движения машины в порту Бакарица от тряски картер механизма поворота треснул. Хотя виновником был назначен воентехник 2-го ранга И.Ф. Лоленко, по факту виноватыми стоит считать англичан, которые об имевшемся дефекте не предупредили. Еще одной извечной проблемой танков «Черчилль» были крылья. У половины танков они при разгрузке оказались помятыми.

Более существенной проблемой стало то, что двигатели танков нередко ломались. Об этой проблеме англичане знали, и связана она была отчасти с модернизацией танков. Из-за разгрома конвоя PQ-17 нужного количества запчастей не прибыло, в результате уже к концу августа 1942 года на один боеспособный танк стало меньше. Еще одной проблемой оказалось то, что эксперт по Churchill также не прибыл. Им, несмотря на возражения Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ), англичане назначили капитана Римингтона, но тот попал в немецкий плен. Вместо него был назначен капитан Кокс, который прибыл в СССР вместе с конвоем PQ-18.

Один из двух Churchill III, которые проходили испытания на НИБТ Полигоне. Август 1942 года

( Читать дальше... )

Tags: #танки, танки Англии, танки Великобритании, танки Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “танки Великобритании” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments