alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. СУ-122М. Запоздавшее улучшение

В декабре 1942 года произошло значимое событие в истории отечественного танкостроения. В серийное производство была запущена СУ-35, первая советская серийная самоходная установка среднего класса. Разумеется, до того была еще СГ-122, но она представляла собой переделку трофейной немецкой САУ StuG III. А СУ-35 являлась полностью отечественной разработкой. Из-за спешки СУ-35 запустили в серию без постройки второго опытного образца, фактически САУ с чертежной доски сразу пошла в серию. В целом машина получилась достаточно удачной. Тем не менее, уже в январе 1943 года на самом верху был поднят вопрос о модернизации. Плодом начавшейся после этого работы стала неплохая самоходная установка СУ-122М. Впрочем, судьба этой штурмовой САУ оказалась не особо удачной: в серию она так и не пошла.

Четвертое пришествие У-11

Одним из недостатков СУ-35 в бронетанковом управлении Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) считали, как ни странно, её вооружение. Дело в том, что 122-мм гаубица М-34 была громоздкой и занимала довольно много места. Кроме того, для защиты откатных частей этой гаубицы требовалась массивная и тяжелая бронировка. В качестве альтернативы предлагалось использовать танковую гаубицу У-11, спроектированную еще в ноябре-декабре 1941 года для установки в танк КВ-9.

Вооружать ею тяжелые танки так и не стали, не продвинулась дальше эскизного проекта и идея создания «гаубичного» Т-34. Впрочем, поначалу сама У-11 получила зеленый свет, и на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) изготовили партию из 10 гаубиц. Перспективным оказалось использование У-11 в качестве основного вооружения самоходных установок. КБ завода №592 разработало самоходную установку СГ-122У, а КБ завода №8 – САУ ЗИК-10.

Хотя ни та, ни другая машина дальше эскизных проектов не продвинулись, от идеи использования У-11 в ГАБТУ КА (с декабря 1942 года — Главном бронетанковом управлении, ГБТУ КА) не отказывались. Помимо желания просто «пристроить» У-11, существовали и куда более веские причины использовать именно эту гаубицу. Она оказалась более компактной, боевая масса этой системы была ниже, чем у М-30, причем в том числе и за счет бронировки. А вот Главное артиллерийское управление Красной армии (ГАУ КА) сопротивлялась попыткам уже четвертого возвращения У-11, обосновывая это тем, что система не находится в серийном производстве. Последний разговор на эту тему зафиксирован 8 января 1943 года.

122-мм система Д-11, разработанная КБ завода №9 на базе У-11

В тот момент ГАУ КА смогло отмахнуться от пожеланий «танкистов», ссылаясь на то, что испытания одной из СУ-35 установочной партии прошли вполне успешно. Это было действительно так, правда, за исключением одного нюанса. Условия работы орудийного расчета действительно улучшились, но только в сравнении с опытной У-35. Затем, уже в ходе эксплуатации СУ-35 установочной партии, вылезла масса недочетов. Прежде всего, это касалось условий работы экипажа. Обзор оказался недостаточным, экипаж работал в стесненных условиях, командира перегрузили задачами. Также претензии имелись и к системе М-30. Неудивительно, что уже к 20-м числам января 1943 года ГАУ КА стало поднимать вопрос о модернизации СУ-35. Ведь плохие условия работы – это, прежде всего, снижение боевой эффективности машины, в том числе – скорострельности.

Боковой вид СУ-122М, апрель 1943 года

21 января 1943 года на УЗТМ состоялось совещание, председательствовал на котором главный инженер завода М.Г. Умнягин. Темой стало улучшение конструкции СУ-35. От ГАУ КА на мероприятии присутствовал П.Ф. Соломонов, от КБ УЗТМ – главный конструктор Н.Д. Вернер и ведущий конструктор Н.В. Курин. В качестве первоочередной меры было принято решение увеличить объем боевого отделения. Это предполагалось сделать за счет увеличения его до полной габаритной ширины машины. Кроме того, менялись сиденья командира и замкового, вводилась горизонтальная укладка снарядов. Серьезной переделке подвергалась орудийная установка: менялась ее бронировка, само орудие ставилось на рамку, появлялся телескопический прицел.

Продольный разрез СУ-122М. Хорошо заметно, что конструкция боевого отделения сильно отличается от боевого отделения серийной СУ-122

На тот момент про использование У-11 еще не упоминалось. Но стало ясно, что отвергнутая система снова возвращается. Правда, теперь уже в модернизированном виде. Дело в том, что за прошедшее время проектирование танковых систем перешло к КБ завода №9, главным конструктором которого был Ф.Ф. Петров. Непосредственное руководство работами по системе, получившей обозначение Д-11, вел А.Н. Булашев, имевший большой опыт проектирования систем для САУ.

Переработанная У-11 несколько напоминала установку, которая до того проектировалась для САУ ЗИК-10. По сравнению с самоходной версией У-11 новая система лишилась лотка, появились ограждение для орудия и телескопический прицел. Также в конструкцию системы были внесены некоторые упрощения. Переделки внедрялись при наличии плотной кооперации с КБ УЗТМ, которое, свою очередь, работало над проектом модернизации СУ-35. Ведущим инженером машины, как и в случае с У-35, оставался Курин.

Переработанное боевое отделение оказалось заметно просторнее

Рассмотрение проектов Д-11 и модернизированной СУ-35 состоялось на техническом совещании, которое прошло в Свердловске 24 февраля 1943 года. В конструкции САУ использовались некоторые наработки, которые были позаимствованы у САУ СГ-2. В частности, это касается размещения боеукладки. За счет расширения боевого отделения удалось решить целую массу проблем. Вместо люка-половинки, годившегося исключительно для наблюдения, появилась возможность установить полноценный люк от Т-34. Также увеличение внутреннего объема позволило гораздо комфортнее разместить расчет в боевом отделении. Еще одним плюсом модернизации стало то, что центр тяжести САУ сместился назад на 300 мм, что позволило снизить нагрузку на передние опорные катки.

В целом конструкцию переработанной СУ-35 признали успешной. То же самое касалось и орудия Д-11. За счет различных переделок масса системы вместе с бронировкой оказалась ниже массы М-30 на 100–120 килограмм. Не менее существенным фактом было и то, что система занимала гораздо меньше места. Значительно проще оказалась и ее установка: отсутствие тумбы позволило создать систему, которая крепилась прямо на верхнем лобовом листе. С точки зрения удобства монтажа и демонтажа это решение стало большим шагом вперед. В переписке Д-11 нередко называли У-11, хотя эти системы отличались.

Предполагалось, что боевая масса У-35М будет составлять 31 тонну. Рост массы произошел в связи с увеличением объема боевого отделения.

Схема размещения агрегатов СУ-122М

Опытный образец системы Д-11 предполагалось построить к 1 апреля, а опытный образец самой САУ, получивший индекс У-35М, ожидался к 10 апреля. На практике выдержать сроки смогли только на заводе №9. Опытный образец Д-11 был готов к 28 марта, после чего прошел испытания в объеме 26 выстрелов на заводском полигоне.

Что же касается У-35М, то по ней работа затянулась. К слову, после того, как 3 апреля СУ-35 переименовали в СУ-122, сменился индекс и у У-35М. Теперь ее стали обозначать как СУ-122М.

Опытный образец СУ-122М в цеху УЗТМ. Начало мая 1943 года

( Читать дальше... )


Tags: #танки, САУ
Subscribe

Posts from This Journal “САУ” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments