alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Флот четырех морей. Атомные авианесущие крейсера проектов 1143.3 и 1143.4.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений буханку белого или черного хлеба можно превратить в троллейбус... Но зачем?

Решил поработать с многострадальными Кречетами, дабы сделать из что то подобное полноценным авианосцам. И хочу заранее сказать спасибо нескольким коллегам, а именно Андрею, Докторкурган и Адмирал Бенбоу за их материалы по этой теме, без них бы эта статья возможно и не появилась.

Путь развития авианосцев в ВМФ СССР, практически на всем протяжении, был тернистым и извилистым. Несмотря на то, что необходимость авианосцев для была очевидна Генштабу ВМФ, свое место в составе флота они буквально отвоевывали шаг за шагом. Пожалуй важнейшим из них стал авианесущий крейсер проекта 1143.3, ведь именно с него началось развитие авианосцев как класса в ВМФ СССР.

Практически вся история создания этих кораблей несет характер импровизации как со стороны разработчиков, так и со стороны Генштаба ВМФ. Разработка проекта началась в срочном порядке после, того как министр обороны Дмитрий Устинов закрыл НИР "Ордер", в рамках которой велась разработка тяжелого атомного авианосца для ВМФ СССР, в пользу продолжения строительства авианесущих крейсеров проекта 1143. Но моряков не устроило это решение, по той причине, что крейсера данного проекта не были адекватной заменой полноценным авианосцам, по причине худших характеристик самолетов вертикального взлета и посадки в сравнении с самолетами горизонтального взлета. Но идти против решения Дмитрия Устинова флот не мог, так как именно в его руках был контроль над оборонной промышленностью. В итоге было принято решение разработать авианосец с самолетами горизонтального взлета и посадки на основе авианесущих крейсеров 1143, строительство которых было одобрено. 4 декабря 1973 года Невское проектно-конструкторское бюро получило задание на разработку аванпроекта нового авианосца. Проект требовалось сделать в кратчайшие сроки, так как, по плану новый авианосец должен быть заложен уже через 2 года.

Несмотря на то, что практически все ресурсы НПКБ занялись этим заданием, работа над проектом нового авианосца прервалась даже не начавшись, по той причине, что разработчики не знали под какой самолет им проектировать корабль. Возникла такая ситуация из-за того Василий Аникеев, главный конструктор занимавшийся разработкой нового авианосца, решил отказаться от катапульт для ускорения работ по проекту. Адмирал Горшков дал на это согласие, понимая что любые задержки по работе над новым авианосцем играют против него же. Кроме того, по его мнению отказ от катапульты снижал риск отказа в строительстве. Однако, они оба не учли того, что все палубные самолеты проектировавшиеся на от момент были предназначены для старта с катапульты. За помощью по данному вопросу НПКБ обратилось в КБ МиГ, имевшее опыт в разработке палубного истребителя МиГ-23А. Суть обращения сводилась к тому, что от КБ требовалось заставить их самолет взлететь с палубы авианосца без катапульты. КБ данная задача немало озадачила, но в итоге необходимое решение нашлось довольно быстро - для укороченного взлета было решено использовать трамплин. Собственно, если с трамплина при хорошем разгоне взлетают лыжники, автомобили и даже танки, то и самолет при достаточной тяговооруженности сможет взлететь с него без особых проблем. Проблема была в том, что проектировать новый самолет под эти требования КБ не могло, как уже было сказано, новый авианосец по плану должен быть заложен уже через два года и к моменту его сдачи флоту, самолет для него уже должен находится в серии. В противном же случае, его место на палубе мог занять сверхзвуковой СВВП от КБ Яковлева, поэтому для экономии времени было решено разрабатывать новый палубный истребитель на основе МиГ-23М. Для экспериментов по этой теме за 2 месяца был построен испытательный полигон с трамплином на базе аэродрома Саки. Первый взлет с трамплина был совершен 16 января 1974 года на самолете МиГ-23М. Какой либо экспериментальной задачи полет не нес, его задачей была демонстрация возможности взлета МиГ-23 с трамплина высшему военному руководству. Показанный самолет отличался отличался от обычного МиГ-23. На нем был установлен опытный двигатель Р-35 с максимальной тягой 13000 кгс. Для облегчения веса с него была демонтирована артиллерийская установка. Для облегчения веса с него была демонтирована артиллерийская установка. С той же целью баки самолета были заправлены лишь на 30 процентов от общей емкости, что позволило МиГ-23 взлететь с трамплина при 200 метровом разбеге, а главное продемонстрировать эту возможность всем лицам, от которых зависело решение по разработке и строительству авианосцев. Дмитрий Устинов под впечатлением от данной демонстрации дал разрешение на разработку ТТЗ на разработку палубной версии МиГ-23М. Хоть он и был приверженцем СВВП, он не стал отрицать очевидного превосходства МиГ-23 над Як-38, который должен был занять место на палубе строящихся крейсеров. Конечно КБ Яковлева обещало создать сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, но было понятно что ожидать его в ближайшей перспективе не стоит. Як-38 был до сих пор не был принят на вооружение, и все ресурсы КБ были брошены на его доводку. А с учетом того сколько он создавался, разработка нового самолета и вовсе затянулась бы на неопределенный срок. Адмирал Горшков, в свою очередь, был обрадован открывшейся перспективой получить в состав флота авианосец с полноценными истребителями, хотя и понимал, что скорее всего это поставит крест на разработке тяжелых атомных авианосцев. Впрочем к их строительству большая часть Генштаба ВМФ относилась с изрядной долей скепсиса. Как уже было сказано, неравнодушное отношение министра обороны к СВВП было очевидно.


Истребитель МиГ-23ПД.

Tags: #боевые корабли, альтернативное кораблестроение
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments