alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Линейные корабли ВМФ СССР предвоенных проектов


Разработка проекта 23 линейного корабля типа «Советский Союз» велась КБ-4 Балтийского завода (с 1939 года ЦКБ-4) в условиях острого дефицита времени – ТТЗ было утверждено 3 августа 1936 года, закладка корабля осуществлена 15 июля 1938 года, технический проект утвержден правительством 13 июля 1939 года. При этом полностью отсутствовали опыт проектирования столь крупных кораблей, прототипы и достоверные материалы по иностранным линкорам, не было завершено большинство опытных работ, а также работ по вооружению и энергетике. Поэтому в ходе проектирования водоизмещение корабля постоянно росло, а скорость полного хода понижалась.

В результате, спешно спроектированные и заложенные в 1938-1940 годах линкоры не в полной мере отвечали выданному ТТЗ в части скорости полного хода (27,5-28 уз вместо 30 уз) и состава зенитной артиллерии (8 орудий калибра 100-мм вместо 12).

Кроме того, по мнению командования ВМФ, да и самих проектантов, первые советские линкоры обладали и рядом других недостатков, которые предполагалось устранить на кораблях второй серии, постройку которых планировалось начать после спуска на воду линейных кораблей, заложенных в 1938-1940 годах.

Так, уже 27 августа 1939 года начальник Научно-технического комитета (НТК) ВМФ А.С.Фролов представил заместителю наркома ВМФ И.С.Исакову докладную записку, в которой, в частности, значилось следующее:

«... НТК считает своевременным обратить внимание на перспективы строительства линейных кораблей (ЛК) в СССР. В настоящее время в Ленинграде и Николаеве строятся ЛК проекта 23 со спуском в мае-июне 1941 г., то есть через год 10 месяцев возникает вопрос о перспективе использования стапелей после спуска «Советского Союза» и «Советской Украины»... У нас есть все возможности за оставшиеся приблизительно два года модифицировать проект 23.... Важнейшие из возможных улучшений: дальность плавания – до 10000 миль: скорость полного хода – не менее 30 уз; улучшение зенитного вооружения; получение хороших пропульсивных качеств корабля;


  • • улучшение механической установки (в части ее экономичности, электрификации вспомогательных механизмов, пересмотр числа котлов, винтов и др.);

  • • изменение системы противоминной защиты (ПМЗ);

  • • пересмотр системы бронирования;

  • • возможное увеличение числа башен главного калибра (ГК) и изменение их числа…

Необходимо немедленно приступить к разработке ТТЗ на корабль, тем более, … что судостроительная промышленность собирается проявить инициативу и предложить свои разработки проекта ЛК (ЦКБ-4 и ЦНИИ-45)… Закладку нового ЛК можно было бы осуществить в августе-сентябре 1941 г.».

На документе имеется резолюция И. С. Исакова:

«Наркому доложено, счел несвоевременным сейчас выступать в такой постановке, предложил поставить еще раз, возможно, на ГВС (Главный военный совет ВМФ – Прим. авт.). 5 сентября 1939 г.».

Подобная реакция наркома ВМФ на обращение НТК вполне объяснима. Ведь Комитет Обороны (КО) при СНК СССР только 13 июля 1939 года утвердил окончательный технический проект 23, а уже предлагалось «признаться» в его недостаточном совершенстве. Симптоматично, что при утверждении проекта не были даже учтены предложения Наркомата ВМФ о размещении в кормовой части корабля двух дополнительных спаренных 100-мм артустановок Б-54 (с боекомплектом 500 выстрелов на каждую в кранцах первых выстрелов) и об увеличении дальности плавания корабля.

Инициатива организаций судостроительной промышленности была поддержана ее наркоматом. что нашло отражение в письме заместителя наркома от 19 сентября 1939 года, направленном в ЦНИИ-45. Перед проектантами института (кадры конструкторов вошедшего в его состав в 1938 году Научно-исследовательского института военного кораблестроения – Г1ИВК) была поставлена задача: используя накопленный опыт проектирования линкоров проекта 23 и тяжелых крейсеров проекта 69. а также результаты проведенных по этим объектам опытных работ, наметить пути улучшения тактико-технических элементов ЛК проекта 23 и подготовить материалы

«… к выбору и установлению тактико-технических заданий на линейные корабли второй серии».

В основу разработки предэскизного проекта 23бис, ответственным исполнителем которого был назначен Л. А. Гордон [1], были положены материалы завершенного в ноябре 1938 года окончательного технического проекта 23. Его основные технические решения и общая компоновка корабля, как и состав вооружения и боекомплект, оставлялись, по возможности, неизменными.


( Читать дальше... )

Tags: #боевые корабли, ВМФ СССР, линкоры
Subscribe

Posts from This Journal “линкоры” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments