alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Renault NC. С прицелом на экспорт

Renault FT оказался не только лучшим танком Первой мировой войны, но и самым массовым. Его производство продолжилось и после окончания войны — к 1921 году было изготовлено 3728 машин этого типа. Между тем, к этому времени Renault FT перестал устраивать французских военных. Даже пехота, которой в итоге достались «по наследству» Renault FT, не испытывала особого восторга от того, что в её распоряжении находятся боевые машины, развивающие на бездорожье среднюю скорость 3 км/ч. Для замены «пенсионера» его производитель разработал новую боевую машину Renault NC. Почему же этот танк оказался более интересен чужим армиям, чем французской?

Малой кровью

Помимо эксплуатационных проблем со стремительно устаревающими танками, на дальнейший ход событий повлияли и серьёзные финансовые интересы. Хотя компания Renault специализировалась преимущественно на легковых автомобилях и грузовиках, терять деньги с военных заказов ей очень не хотелось. Окончание Великой войны, с одной стороны, означало резкое снижение финансирования. На выполнение в полном объёме заказа на 3940 танков Renault уже не могла рассчитывать. С другой стороны, в ряде стран вспыхнули локальные военные конфликты, и враждующим сторонам понадобилось оружие, в том числе танки. И здесь на пути Renault как производителя и возможного экспортёра встало французское правительство, «раздававшее» многочисленные Renault FT французской армии направо и налево. В этих условиях компания могла либо рассчитывать лишь на мизерные заказы, либо искать какие-то новые решения.

Дополнительная проблема с Renault FT заключалась в том, что его мизерная скорость требовала дополнительного использования грузовиков для перемещения на сколь-нибудь значительные расстояния. Испытания показали, что на более высокой скорости двигатель начинал перегреваться. При этом даже установка более мощного двигателя не решала проблему: полужесткая схема подвески ограничивала максимальную скорость. Кроме того, ходовая часть танка, в особенности гусеничные траки, имела низкий ресурс, составлявший всего 150–200 километров. Одним словом, для увеличения подвижности танка, в первую очередь, требовалось решить проблемы с его ходовой частью.

Патент на ходовую часть, которая использовалась Адольфом Кегрессом на полугусеничных машинах и модернизированных Renault FT

Между тем, в 1917 году из России во Францию вернулся бывший начальник технической части Императорского гаража Адольф Кегресс. Здесь он начинает продвижение главного изобретения своей жизни – колёсно-гусеничного движителя с резиновой гусеничной лентой. Идеей французского изобретателя заинтересовался Андрэ Ситроен, основатель и глава известной автомобильной компании, изначально занимавшейся оружейными заказами. C 1919 года Кегресс работает на Citroёn, переключившуюся с боеприпасов на автомобили. Доработанная совместно с инженером Жаком Хинстином полугусеничная система оказалась успешной. Полугусеничные автомобили Citroёn-Kégresse после ряда пробегов стали знаменитыми. Они поставлялись во французскую армию, на их основе строились бронемашины.

Renault FT с ходовой Кегресса в Марокко. На танке уже установлен барабан для преодоления препятствий

На волне успеха первых полугусеничных машин Кегресс предложил разработать по схожей схеме ходовую часть для Renault FT. Был выдан заказ на выпуск 26 таких танков, которые изготовили к 1925 году. Вооружение, башня, корпус и двигатель танка остались без изменений, что, в общем-то, и неудивительно. Дело в том, что танки перестраивались из уже имевшихся в наличии FT.

А вот старую ходовую часть полностью убрали, заменив её конструкцией, сильно напоминавшей ходовую часть ранних полугусеничных машин Citroёn-Kégresse. С каждой стороны теперь находилось по две группы тележек с четырьмя опорными катками в каждой. Катки имели цельнометаллическую конструкцию. В виду большей, чем у автомобилей, массы, пришлось сильно переделывать как гусеничную ленту, так и ведущее колесо. Нередко получившийся танк называют Renault NC M24/25, но в реальности такой индекс не использовался.

Модернизированные по итогам боёв в Марокко танки. Как можно заметить, барабаны стояли не на всех машинах, а их вооружение могло быть как пушечным, так и пулемётным


Tags: #танки, танки Франции
Subscribe

Posts from This Journal “танки Франции” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments