alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Valentine. Пехотный оптимум

Пехотный танк Valentine оказался самым массовым английским танком военного периода. Как и Matilda, в качестве танка первой линии в английской армии он надолго не задержался, но командирские версии и самоходные установки на его базе дошли до Германии. Ещё более бурной карьера этих танков была в армиях других стран. В Красной армии их активно использовали до конца войны — так же, как и на Тихом океане. В некоторых странах эти машины в качестве учебных прослужили до начала 1950-х годов. Какой была история создания этой неординарной машины и чем запомнилась боевая служба первых модификаций Valentine?

Промежуточный вариант

Некоторая курьёзность истории появления Valentine заключается в том, что такой танк системой вооружения английской армии не предусматривался. Согласно требованиям, выработанным Военным министерством, предполагалось использовать два типа пехотных танков. Первый из них должен был получить пулемётное вооружение, иметь боевую массу около 6 тонн, его экипаж состоял из двух человек. Эти спецификации легли в основу проекта, из которого вырос Infantry Tank Mk.I. Второй тип пехотного танка должен был иметь пушечное вооружение и экипаж из четырёх человек, троих из которых планировалось разместить в башне.

Лесли Литтл, гениальный конструктор, который остался в тени Джона Кардена и Вивиана Лойда

Работы по Infantry Tank Mk.I вело конструкторское бюро фирмы Vickers-Armstrongs под руководством Джона Кардена. Ведущую роль при этом играл конструктор Carden-Loyd Лесли Литтл (Leslie Francis Little), работавший на Кардена и Лойда с момента основания их фирмы. После трагической гибели Джона Кардена в декабре 1935 года Carden-Loyd, и так к тому времени фактически поглощенная Vickers-Armstrongs, перестала существовать. Вивиан Лойд стал пробовать себя на другом поприще (и создал бронетранспортёр Loyd Carrier), а Литтл стал главным конструктором Vickers-Armstrongs по линии танкостроения.

Отчасти именно позиция Литтла стала причиной того, что разработка пехотного танка второго типа перешла к арсеналу Royal Arsenal Woolwich. Разумеется, не обошлось и без конкурентной борьбы. Но в целом концепция машины, превратившейся в Infantry Tank Mk.II (или Matilda), Литтлу не нравилась. Было очевидно, что создание трёхместной башни потянет за собой резкий рост боевой массы всего танка. Одновременно это означало, что потребуется более мощный двигатель, а с ними у английской танковой промышленности и так существовали трудности. Наконец, более тяжёлый и крупный танк — это больше металла и затрат на производство и в конечном счёте более высокая цена. Литтл оказался провидцем: с сентября 1939 по август 1943 года выпустили 2987 Infantry Tank Mk.II. Цифра может показаться внушительной, если не знать, что строился танк аж на шести предприятиях.

Первый образец Infantry Tank Mk.III с регистрационным номером T.15946, Elswick Works, апрель 1940 года


Tags: #танки, танки Великобритании, танки Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “танки Великобритании” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments