alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

«Капрони» из Талиедо

«Самолет появился примерно в 11:30 – прилетел с севера; – он пересек ведшую к Иванке дорогу, и затем машина у края лета начала снижаться по круговой траектории. TB достиг уже земной поверхности, но стал погружаться в мягкую почву и начал новый старт по круговой траектории. На развороте самолет подошел к дороге. Машина стала набирать высоту, как из нее выпал предмет… это была человеческая фигура! После того как человеческая фигура покинула самолет, который все еще находился в воздухе, он был охвачен пламенем и черным дымом, рухнул на дорогу и взорвался.

Машина перевернулась на спину и полностью разрушилась. Милан Растисталв Штефаник (Milan Rastislav Štefánik) лежал в канаве с опаленными волосами и бровями».



Так почти забытый свидетель штабс-капитан Тухи (štábní kapitán Tuhý) описывал последние минуты жизни одного из ведущих словацких политиков, внесшего значительный вклад в создание чехословацкого государства и погибшего 90 лет назад – 4 мая 1919 года.

В связи с этим трагическим юбилеем журнал «L+K» хотел бы напомнить о замечательном итальянском тяжелом бомбардировщике времен Первой Мировой войны – Caproni Ca 3, на котором Штефанек совершил свой последний полет. В 1910 году итальянский пионер авиации граф Джованни Батиста «Джанни» Капрони в городке Талиедо, расположенном на севере Италии неподалеку от нынешнего миланского аэропорта Линате, основал авиастроительную компанию. 27 мая того же года в небо поднялся первый биплан собственной конструкции компании. В 1913 году когда – за исключением четырехмоторных машин Игоря Ивановича Сикорского – тяжелых многомоторных самолетов не было даже на чертежных досках «Джанни» Капрони под влиянием своего друга и сторонника стратегических бомбардировок Джулио Дуэ начал разрабатывать крупный трехмоторный стратегический бомбардировщик.

Самолет с размахом крыльев 22 метра под управлением летчика-испытателя Эмилио Пенсути (Emilio Pensuti) совершил свой первый полет в октябре 1914 года. Когда 23 мая 1915 года Италия вступила в Первую Мировую войну на стороне Антанты (Великобритания, Франция и Россия) итальянская военная авиация (Corpo Aeronautico Militare – CAM) – за исключением Российского императорского военно-воздушного флота – была единственной на тот момент, применявшей тяжелые стратегические бомбардировщики. 20 августа 1915 года два Caproni Ca.2 совершили первый на западноевропейском ТВД боевой вылет: налет на расположенный неподалеку от Любляны австро-венгерский аэродром Айшевица (Ajševica; Aisovizza). Очень успешным был налет двадцати двух Ca.2 на расположенные в Триесте австро-венгерские базу гидросамолетов и арсенал с боеприпасами и вооружением. До конца года тяжелые бомбардировщики совершили в общей сложности 540 боевых вылетов.

К концу 1917 года были сформированы 12 эскадрилий стратегических бомбардировщиков, сведенные в три авиагруппы. В составе данных подразделений находилось около шестидесяти бомбардировщиков Ca.3, которые с завидной регулярностью выполняли разрушительные налеты на австро-венгерские военно-морские базы и другие стратегические цели на территории современных Словении, Хорватии и Албании. В 1918 году в ходе одиннадцатой битвы на реке Изонцо по австро-венгерским позициям нанесли удар 145 тяжелых бомбардировщиков Ca.3, каждый из которых нес по 455 кг бомб. Их разрушительные и почти непрерывные дневные и ночные воздушные налеты внесли значительный вклад в прекращение последнего наступления войск дунайской монархии на реке Пьяве и, скорее всего, привели к гибели тысяч солдат Австро-Венгерской империи, среди которых было множество солдат из бывшей Чехословакии.

Столь же эффективными были налеты XVIII группы итальянской военной авиации. Данная авиагруппа действовала на западном фронте и взаимодействовала двумя французскими авиаполками (Escadrille) CEP 115 и 130 в налетах на скопления немецких войск у Амьена и на Марне. Французские подразделения летали на Ca.3, изготовленных по лицензии компанией Esnault Pelterie в количестве 83 экземпляра.

Над побережьем Балканского полуострова налеты итальянских тяжелых бомбардировщиков отражали истребители Австро-Венгрии, среди которых были чешские и словацкие пилоты. 18 февраля 1918 года Индржих Кострба (Jindřich Kostrba) на самолете Fokker A.III (03.51) во время одного боевого вылета смог сбить два трехмоторных бомбардировщика Caproni Ca.1 (первая модель этого семейства), а Йозеф Кисс (Jószef Kiss) – летчик-ас словацкого [так в тексте] происхождения – завалил четыре «трехмоторника». Чтобы уничтожить эти прочные и хорошо защищенные самолеты требовалось тесное взаимодействие нескольких истребителей.

Ca.3 стали первыми американскими тяжелыми бомбардировщиками: на севере Италии (аэродром Падуя, недалеко от Венеции) ими была вооружена 11-я авиагруппа. Летный состав этой авиагруппы, принимавшей в октябре 1918 года активное участие в битве на реке Пьява, состоял из 75 американских пилотов под управлением капитана Фторелла Ла-Гуардии (Fiorell La Guardia). Два Ca.3 и восемь Ca.5 на корабле были доставлены в Соединенные Штаты, где на авиабазе ВМФ США Дейтон в октябре 1920 года были проведены испытательные полеты Ca.3. Управлял самолетом Гарольд Х. Харрис (Harold H. Harris) – пилот, обладавший боевым опытом.

Один Ca.3 из итальянского музея Джованни Капрони был передан на время музею ВВС США и в настоящее время самолет выставлен там. В 1927 году были списаны последние Ca.3 из числа изготовленных в 1919-1925 годах. Это была модификация Ca.36 со складными консолями крыльев. 9 октября 1930 года Ca.3 (серийный номер 1037) был вписан в итальянский гражданский регистр под номером I-AASC и использовался в принадлежавшей компании летной школе.

Самолет, который был выставлен в музейном ангаре Тростер (Troster), Винья-ди-Валле (Vigna di Valle), принадлежит к первой послевоенной серии из шестидесяти машин (заводские номера с 23124 по 23183). Прямо на заводе за 30000 лир самолет (заводской номер 23174) был приобретен лейтенантом CAM Казимиро Буттини (Casimiro Buttini), который в 1917 году выполнял успешные боевые полеты на самолетах данного типа. В разобранном состоянии самолет был перевезен на ферму Буттини в Казанова-ди-Карманьола (Casanova di Carmagnola), Пьемонт.

Спрятанная в большой сеновал, машина пережила Вторую Мировую войну и в марте 1957 года – после произошедшей в начале пятидесятых годов смерти Казимиро Буттини – самолет «переоткрыла» его вдова, которая в 1959 году предложила командованию ВВС Италии (Aeronautica militare Italiana – AMI) купить машину. Продолжительное «благоговейное хранение» сильно повредило цельнодеревянного самолета, у которого полностью отсутствовала полотняная обшивка. Своим существованием машина, по-видимому, была обязана исключительно прочности древесины.

AMI приобрело эту древнюю машину и передало на хранение в Винья-ди-Валле, где в 1960 году во время первого ремонта специалисты покрыли ее новой полотняной обшивкой. С 1961 года по середину семидесятых самолет был выставлен в туринском музее авиации. После этого в Винья-ди-Валле реставраторы III R.T.A. покрыли машину новым полотном. Значительное количество отсутствующих частей самолета не удалось завершить; исключением была изготовленная из труб типичная «корзинная» пулеметная оборонительная позиция, находившаяся над задней частью гондолы.

Перед тем как 26 мая 1977 года в новом музее Винья-ди-Валле был торжественно открыт вновь построенный ангар Тростер, предназначенный для самолетов времен Первой Мировой войны, реставрированный самолет нес эмблемы 11-й эскадрильи, которая в 1916-18 годах была вооружена тяжелыми бомбардировщиками Ca.3 и действовала в Албании.

В конце девяностых годов были приняты два решения: было определено, что здание ангара Тростер нуждается в капитальном ремонте, а также было решено приступить к восстановлению послевоенного Ca.36 в варианте принимавшего участие в боевых действиях Ca.33. Разубранная машина без силовой установки (три рядных двигателя водяного охлаждения Isotta Fraschini V.4B) была передана компании S.S.S.V., действовавшей в Линате (Linate) и принадлежавшей Феличе Гоналби (Felice Gonalbi). Ремонтом авиадвигателей занялся расположенный в Новаре (Novara), Пьемонт, 18-й отдел технического обслуживания двигателей.


( Читать дальше... )

Tags: авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments