alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые

Прошу прощения, что долго не выкладывал продолжение «Мы наш, мы новый, флот построим…», но был занят одной замечательной картой. Больше месяца приводил её к необходимому мне, состоянию. Наконец сей, труд окончен, и позвольте мне опять «помучить» Вас альтернативным флотом русско-японской войны.  Это последняя, 4 часть, из подцикла «Плавучий порт адмирала Макарова». Следующие части я посвящу совсем другим кораблям.  Приятного чтения.

Главными игроками на российском рынке морских, товарно-пассажирских перевозок, в начале 20 века являлись: Добровольный флот (Доброфлот), Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик), Общество железных дорог и морских перевозок «Русский Север» (ОЖДиМП «Русский Север» или просто ОЖДиМП), Русско-американское торговое общество (РАТО). Последнее было создано исключительно для перевозки оборудования и станков закупаемых в США для 3-х новых судостроительных верфей во Владивостоке и Порт-Артуре. Однако впоследствии РАТО стала вполне себе самостоятельным игроком, уверенно конкурирующим с Доброфлотом и Русазиатик.

Изначально РАТО ограничивалась небольшими 5-7 тыс. тонн товаро-пассажирскими пароходами. История покупки РАТО, своего первого лайнера «Иртыша», началась в 1893 году, когда известный американский промышленник, железнодорожный магнат и финансист У.Филдс, решил заняться еще и морскими перевозками.  В этом году было заложен лайнер «Латиния».  Водоизмещение 13 тыс. тонн. Полезная нагрузка 3550 тонн. Пассажировместимость составила – 90 пассажиров I класса, 440 пассажиров II класса и 1720 пассажиров III класса. Лайнер сошел со стапелей в 1895 году. Но У.Филдс не имел к нему, уже никакого отношения. К этому времени он разорился из-за нескольких спекулятивных железнодорожных концессий. Новые владельцы забрали лайнер за долги и поставили на линию Буэнос-Айрес – Гавана – Нью-Йорк, как изначально и собирался делать Филдс. Увы, рейсы из-за высокой конкуренции, приносили лишь одни убытки. Выручил пожар, случившийся в1897 году в здании Федерального иммиграционного центра на острове Эллис (США). Правительство США выкупило «Латинию» и поставив её на прикол, превратило во временную карантинную гостиницу для прибывающих иммигрантов. В 1901 году новый иммиграционный центр был построен. Корабль решено было продать, но за 4 года, от прежнего роскошного лайнера практически ничего не осталось. Иммигранты изрядно его загадили. Цена за «Латинию» упали до 800 тыс. долларов. Подсуетившееся руководство РАТО, выкупило лайнер. Отремонтированный корабль получил название «Иртыш» и встал на линию Сан-Франциско – Владивосток – Шанхай. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не каждый рейс «Иртыша» приносил прибыль. И часть расходов брала на себя русская казна в виде помильных субсидий. На случай войны с РАТО был заключен отдельный договор на мобилизацию корабля.

Войсковой транспорт «Иртыш»

Водоизмещение – 13400 тонн. Размерения – 162,5х17,5х8,7 м. СУ – 2ПМ, 12ПК. Мощность - 18500 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 2220 тонн угля.

В 1902 году адмиралтейство выкупило лайнер «Иртыш», за 1 млн. руб. и отправило его в Севастополь. Там «Иртыш» переоборудовали под плавучий госпиталь для Порт-Артурской эскадры. Специально для «Иртыша» во Франции, было закуплено 4 комплекта рентгеновских аппаратов, комплекты для 6 операционных. Благодаря Красному Кресту и частным пожертвованиям было приобретено большое количество медикаментов. Еще одним нововведением был монтаж двух кислородных аппаратов для заполнения кислородных подушек. «Иртыш» мог принять на борт до 160 раненых офицеров и до 580 нижних чинов. Обслуживали госпиталь 103 человека медицинского персонала. Впервые на «Иртыше» установили специальные люльки для подъема тяжелораненых, которых не рекомендовалась поднимать по трапам. Двери для удобства транспортировки раненых были расширены, а переборки между каютами III класса убраны. Это было первоклассно оборудованный медицинский корабль.

«Иртыш» в окраске госпитального судна

В 1900 году ОЖДиМП, впервые решило организовать рейсы из России в Америку по северному маршруту, Архангельск – Екатерининская гавань -  Ливерпуль – Галифакс – Нью-Йорк. Для этого верфи «Вулкан» (Штеттин), по измененному проекту лайнера «Шпрее». был заказан товарно-пассажирский пароход «Енисей». Часть денег на постройку судна внесла русская казна, так как морское ведомство хотело видеть «Енисей» в качестве вспомогательного крейсера. Руководство ОЖДиМП этому не препятствовало. В 1901 году состоялись сдаточные испытания «Енисея». При мощности машин – 19500 л.с., пароход развил скорость в 22 узла. Но ОЖДиМП просчитался. Если рейс в США еще как-то заполнялся пассажирами и товарами, то обратно «Енисей» возвращался практически пустым. В целом линия оказалась убыточной, поэтому совет директоров «ОЖДиМП, был несказанно рад, когда морское министерство в 1903 году арендовало «Енисей» почти на год и отправило его на Дальний Восток. Пожалуй, это был самый опасный рейс «Енисея». Среди множества  военных грузов перебрасываемых во Владивосток, глубоко в трюме, разобранные на несколько частей и тщательно упакованные находились 6 подводных лодок типа О – «Окунь» (ВИ-152 т.) ПЛ типа «Окунь» предназначались для Порт-Артура, где их не было совсем. Вместе с 4 ПЛ, уже находящимися во Владивостоке, отряд подводных лодок, должен был увеличиться до 10 единиц. Кроме того в трюме «Енисея» находились, двигатели и оборудование для 4-х совершенно новых, только, что строящихся в Порт-Артуре и Владивостоке, подводных лодок типа У – «Угорь», с вдвое большим водоизмещением, чем у «Окуня».  Был еще один, абсолютно мирный, но очень важный и нужный груз, для Порт-Артура - оборудование и насосы для новых, опреснительной и насосной станций. В Порт-Артуре «Енисей» зачислили в строй, как вспомогательный крейсер, перевооружили на 120-мм. орудия и подняли на нем, Андреевский флаг.

Вспомогательные крейсера «Енисей» и «Урал»

Водоизмещение – 10500 тонн. Размерения – 167,5х15,8х8,5 м. СУ – 2ПМ, 10ПК. Мощность - 19500 л.с. Скорость – 22,8 узла. Дальность хода – 11200 миль на 12 узлах. Запас топлива – 2400 тонн угля и дополнительно 1500 тонн в «эмигрантском» трюме. Вооружение – 6х1х120-мм. 8х1х63,5-мм. 2х1х457-мм.

( Читать дальше... )

Tags: #боевые корабли, альтернативное кораблестроение
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment