alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

Доброго времени суток, коллеги! Сегодня я начинаю публиковать свои корабли из под-проекта «АУГ под Андреевским флагом». Речь пойдет об эсминцах, и их таки будет два типа вместо одного. Первым из них станет весьма известный всем пр. 956 «Сарыч», а вторым – переделка из БПК в эсминец пр. 1155, коих за последнее время на сайте появилось уже очень много. Хотя, этот БПК по сути и так эсминец…. Но не каждый БПК – эсминец, и не только лишь все эсминцы – БПК…. Короче, поехали!

Вступление

Так уж получилось, что альтернативными эсминцами я занялся еще до начала бума современного флота на сайте, и мой проект 1155 начал рождаться даже до того, как был опубликован его первый вариант модернизации коллегой Андреем. Но то одно, то другое, понадобились дополнительные статьи перед публикацией серьезных кораблей – в результате выкладка этой статьи затянулась настолько, что над 1155-м мои изощрения станут последними в череде похожих. Ну да и ладно! Главное, что 1155-й у меня получился вроде как неплохой и правдоподобный, и получился он легко и просто.

Главная эпопея этого поста коснулась пр. 956. Знаете, сколько раз я брался с нуля его начинать? Четыре. А сколько раз я переделывал почти готовый его вариант? Три. И два раза я начинал на его базе лепить крейсер II ранга. Нет, серьезно, реальный корабль этого типа просто прекрасен, но по факту – неописуемый звиздец! Настолько плотная компоновка, что слов нет. И все же я боролся с ним до последнего, для более или менее адекватного результата пришлось даже убрать кормовую башню (что, впрочем, даже лучше) – и все равно места едва хватило под все, что хотелось. Под влиянием коллеги Андрея я всадил на корабль одну РЛС 3Р41 «Волна», но этот радар явно не для эсминцев, и пошел явный перегруз, да и по раскладу с ракетами она получилась вовсе не обязательной. Тем не менее, я решил оставить ее на финальном варианте корабля, сделав это его «фишкой».

В общем, получилось то, что получилось. Текст являлся проблемой некоторое время, но наконец-то я сел и написал его. Вся более или менее ценная информация в статье приведена ниже.

Эсминец нового поколения

956-е эсминцы на редкость прекрасны, не в последнюю очередь благодаря суровой и простой по форме надстройке.

Начало 70-х годов XX века стало для науки и техники одним из самых бурных периодов своего развития. Технические новшества, изобретаемые едва ли не каждый день, успевали морально устареть еще до своего внедрения в широкие массы, а научно-популярные издания пестрели прогнозами ближайшего светлого будущего. По-своему этот процесс сказался и на военной технике, и даже более того – именно вооруженные силы стали первооткрывателями многих технологий в то время, подтверждая высказывание древних, что война – мать всему.

Среди прочих перспективных проектов военной тематики несколько грозили кардинально изменить облик будущих военно-морских сил. Одновременно и в США, и в России – двух ведущих странах мира – начали разработку единой БИУС [1] для всех типов кораблей. По расчетам ученых, новые «мозги» корабля должны были собирать в единый центр всю информацию со всех РЛС и прочих систем обнаружения, анализировать ее и выдавать точные целеуказания для всех видов вооружения, а также позволить кораблям активно обмениваться информацией в пределах одной эскадры. Все это должно было позволить повысить качество обработки информации и ускорить реакцию, а также уменьшить количество людей, привлеченных к обслуживанию различных корабельных комплексов, и уменьшить влияние «человеческого фактора» на боевые характеристики корабля. Американский проект получил название «Aegis» («Эгида»), русские же назвали свою программу «Ультиматум».

Новшества одной перспективной БИУС не ограничивались. В разработке находилась программа «Довод», в которой создавались новые компактные пусковые установки для ракет, расположенные вертикально. Вместе с этим начиналась или уже находилась в самом разгаре разработка новых образцов ракет – зенитных, противокорабельных, противолодочных. Вот-вот ученые должны были выдать сверхмощную гидроакустическую станцию «Полином» (которая, однако, уже в проекте весила в несколько раз больше предыдущих систем и требовала много места и больших кораблей) и РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», а со стапелей уже готовился сойти первый русский атомный авианосец проекта 1160 [2]. Все это заставляло задуматься о перспективах будущего флота, и так или иначе наталкивало на мысль, что к концу десятилетия понадобится его тотальное обновление. В результате в МГШ было принято решение приступить к разработке кораблей новых типов, которые должны были учесть все современные наработки и впитать хотя бы половину из того, что обещали ученые. Приоритет проектированию кораблей назначили самый высший, а для надежности финансирования флотских начинаний была получена поддержка наследника престола цесаревича Николая, а также премьер-министра Красина и министра финансов Колокольцева [3]. Одновременно были начата разработка крейсеров I и II рангов, эсминцев, подводных крейсеров II ранга [4] и миноносцев. Приоритет отдавался глубокой модернизации уже существующих кораблей, хотя общая «идеология» оставалась прежней – все корабли первой линии сводились в ударные эскадры, которые в свою очередь делились на боевые отряды, формирующиеся вокруг авианосцев или составленные из небольших кораблей, предназначенных для выполнения второстепенных задач. Между КБ крупнейших предприятий военного судостроения [5] был объявлен секретный конкурс на проектирование кораблей.

Проекты для основных типов кораблей были выбраны достаточно быстро, однако с эсминцами получилась накладка. Виноватым в этом оказался сам флот, а также значительный бюрократический бардак в МТК и МГШ, вызванный реформами их структуры. Дошло до того, что требования ТТЗ (весьма размытые и во многом противоречивые) были озаглавлены как «Требования к перспективному эскадренному эсминцу», что среди моряков вызывало соответствующую реакцию. Как результат – время шло, конкурсанты нервничали, но высшие чины не могли решить, какой проект корабля строить. Еще больше ситуация осложнилась из-за раскола среди представителей заказчика – «максималисты» требовали в один корпус поместить как можно больше возможностей и вооружения, а «минималисты» требовали строить «рабочих лошадок для флота» - относительное дешевые и универсальные корабли, которые можно было бы строить быстро, а главное – массово, что позволило бы покрыть огромные потребности шести ударных эскадр. Обе стороны лоббировали свои интересы, отстаивая свои проекты, которые даже успели получить свою нумерацию. «Максималисты» требовали выбрать для постройки проект 956, представленный Черноморским заводом, а «минималисты» настаивали на 1555-м проекте Путиловских верфей. Тем временем заводы простаивали, требовалось срочно решить хоть что-то – и в 1978 году было решено заложить корабли обоих проектов, первоначально – по 2 единицы каждого. Позднее к ним были добавлены еще по 2 единицы.

Тем не менее, борьба за единый эсминец продолжалась. Одновременная постройка двух различных типов кораблей одного класса была по меркам РИФ возмутительной, и разразился самый настоящий скандал. Промышленников обвинили в лоббировании собственных интересов и отсутствии патриотизма; те в ответ назвали моряков скупердяями, не желающими идти в ногу со временем и обвинили их в выдаче противоречивых и невполнимых требований к кораблю. В конце концов, проблему решили прямым вмешательством высших чинов - из независимых экспертов создали особую комиссию, которая провела ревизию обоих проектов, после чего результаты сравнили на особом совещании МГШ. Оказалось, что корабли проекта 956, не имея особых выгод перед пр. 1155, были почти в полтора раза дороже из-за особенностей своей конструкции и начинки. После этого приговор был однозначным – четыре заложенных корабля пр. 956 в строй ввести, но все дальнейшие работы над русским эсминцем проводить над проектом 1155. «Минималисты» победили, а РИФ в результате начал стабильно получать в свое распоряжение эсминцы единого образца, достаточно простые в обслуживании и эффективные на случай ведения боевых действий.

Эскадренные миноносцы пр. 956 Черноморского завода

Эсминец "Капитан Бурнашев" в составе Российского Императорского флота.

( Читать дальше... )

Tags: #альтернативная история, ВМФ России, альтернативное кораблестроение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments