alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Categories:

Палубный торпедоносец 509. ОКБ Туполева. 1950г.

В СССР вопрос о палубной авиации принял вполне отчетливые формы в конце сороковых годов, когда была принята грандиозная программа по созданию океанского флота. В ней предусматривалось и строительство авианосцев различного класса. Тогда же авиационные КБ получили задания на проектирование палубных самолетов. Истребителями занялся коллектив А.С.Яковлева, бомбардировщиками и штурмовиками — А.Н.Туполев.


В 1950 году ОКБ А.Н.Туполева получило задание исследовать возможность создания палубного торпедоносца-бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1 со следующими данными:

- максимальная взлетная масса - 15 т;
- максимальная скорость на высоте 5000 м - 900 км/ч;
- практический потолок - 12000 м;
- дальность полета с 1500 кг бомб - 1500 км;
- длина разбега с 2 ускорителями при ходе авианосца в 20 узлов - 220 м;
- габарит со сложенным крылом по размаху - 8 м;
- длина самолета - 15 м;
- высота самолета - 6 м;
- стрелково-пушечное вооружение:
вперед - 2  пушки ;
назад в КДУ - 2 пушки;
- калибр пушек - 23 мм;
- экипаж - 2 чел.

Эскизное проектирование и выпуск чертежей были завершены к 1953 г.

Проект палубного торпедоносца- бомбардировщика «509» (девятый проект 1950 г.) создавался на базе самолета «81» (торпедоносец ВМФ Ту-14 )  с уменьшением всех массогабаритных параметров примерно на треть.. Желание использовать эту машину в качестве прототипа было понятным и естественным. Ее компоновка и принятые технические решения, как показали летные испытания (1947- 49 гг.), себя оправдали. Силовая установка предполагалась из двух ТРД ВК-1 с центробежным компрессором. Главным отличием были складывающиеся консоли крыла и тормозной гак для посадки с аэрофинишером.

Проработка задания показала, что имеется возможность уложиться в заданные габариты и обеспечить требуемые данные при взлетной массе 13-15 т и площади крыла 50-60 кв.м. Для дальнейших расчетов был выбран вариант со взлетной массой 14,8 т и площадью крыла 54 кв.м. Определенные трудности были связаны с размерами КДУ и прицельной радиолокационной станции ПРС-1 "Аргон".

Все тактико-технические данные были выполнимы за исключением длины разбега с палубы авианосца в 220 м, которая могла быть обеспечена только с использованием 4-х ускорителей.

"Проект 509" был доведен до стадии технического предложения с двумя вариантами носовой части фюзеляжа (от "самолета 81" или от "самолета 82"), с размахом крыла 18,2 м, площадью крыла 55 кв.м, удлинением крыла - 6, взлетной массой 15 т и бомбовой нагрузкой до 3000 кг.

После смерти Сталина в марте 1953 г. новое руководство страны приняло решение о значительном сокращении кораблестроительной программы, в первую очередь авианосцев. Палубная авиация стала ненужной.

Источник: “Мир Авиации” 1994  Спецвыпуск: Крылья над морем

Реконструкция:  Сергей Сыч

Источник - http://alternathistory.org.ua/palubnyi-torpedonosets-509-okb-tupoleva-1950g





Tags: Туполев, нереализованные проекты СССР, нереализованные проекты самолётов, торпедоносец
Subscribe

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 23
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments