alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Как крутили "Динамо"

Уважаемый и хорошо знакомый у нас на сайте историк авиации Вячеслав Кондратьев, выложил разгромную рецензию на фильм Дюнкерк, а точнее на ту его составляющую которая представляла войну в воздухе. Поскольку его рецензия вызвала бурную реакцию публики он выложил две статьи, которые я собрал в одну, рассказывающие о том что реально происходило в воздухе над Ла-Маншем, в 1940 году.

3 июня 1940 года завершилась операция "Динамо" - эвакуация английских войск с Дюнкеркского плацдарма. Я не буду ее подробно расписывать, поскольку она достаточно известна, а кто не в курсе - легко может посмотреть в Википедии. Лучше остановлюсь на том, чего чего в Википедии нет, а именно - на оценке эффективности действий авиации в этих боях. В англосаксонских странах принято считать, что британские ВВС над Дюнкерком превосходно себя проявили, сорвав попытку помешать эвакуации и нанеся Люфтваффе очень суровый урон. Особенно выделяют якобы чрезвычайно успешный боевой дебют новых английских истребителей "Спитфайр".


Однако, если рассмотреть в деталях ход воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами, то вырисовывается совсем иная картина. Англичане и их французские союзники понесли гораздо более высокие потери в самолетах и не смогли эффективно защитить от атак свои корабли. За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу войск, немцы утопили 243, в том числе девять эскадренных миноносцев, корвет и пять тральщиков, причем большинство этих жертв на счету авиации.

Гораздо более важную роль в том, что большинство английских солдат и офицеров, окруженных в Дюнкерке, все-таки удалось спасти, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, когда с континента беспрепятственно вывезли почти 54 тысячи человек, германская авиация вообще не летала из-за дождя и сплошной низкой облачности. А когда распогодилось, англичанам из-за убийственного противодействия Люфтваффе пришлось вывозить свои войска лишь в короткие ночные часы.

При этом вывезти удалось далеко всё и не всех: свыше 40 тысяч солдат и офицеров, в основном - французов, в итоге были брошены на  берегу и сдались в плен. Кроме того, немцам досталось более 65 тысяч автомобилей и тракторов, 20 тысяч мотоциклов, свыше 300 танков, почти 2500 орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, а также 370 тысяч тонн боеприпасов и иного военного имущества.

Посмотрим на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком сквозь призму статистики потерь противоборствующих сторон. Потери приведены только безвозвратные, только боевые и только - в районе сражения.

27 мая, первый день полномасштабной эвакуации. Немецкие ударные машины под прикрытием истребителей бомбят суда, англичане пытаются им помешать. В воздушных боях сбито 10 бомбардировщиков "Дорнье" Do-17Z, три "Юнкерса" Ju-88A, четыре "Хейнкеля" Не-111, семь двухмоторных "Мессершмиттов" Bf-110С, три одномоторных Bf-109Е и один разведчик "Хеншель" Hs-126. Итого - 28 машин.

Англичане в этот день потеряли в налетах на немецкие войска под Дюнкерком четыре бомбардировщика "Бленхейм", четыре легких многоцелевых самолета "Лайсендер", а в атаках на бомбардировщики и их эскорт -  14 "Харрикейнов" и пять "Спитфайров". Наиболее серьезный урон понес 145-й дивизион "Харрикейнов", лишившийся шести самолетов. Французы потеряли три легких бомбардировщика "Потэз-631" и два истребителя "Блок" МВ-152. Общие потери союзников - 32 машины.

28 мая. Погода ухудшилась и немцы резко снизили интенсивность авиаударов. Их потери составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р. Англичане потеряли в боях с "Мессершмиттами" три "Спитфайра", восемь "Харрикейнов" и три двухместных истребителя "Дефайент". В этот раз не повезло 213-му дивизиону "Харрикейнов", чей списчный состав уменьшился на пять самолетов. Зато "отличились" пилоты 610-го дивизиона "Спитфайров", сбившие над Ла-Маншем два английских морских пикировщика "Скьюэ". Таким образом, общие потери англичан - 16 машин, в четыре раза больше, чем у немцев.

29 мая. Англичане бросают все, что можно в атаки на cжимающие плацдарм немецкие войска и на торпедные катера Кригсмарине, топящие транспорты. В результате "Мессершмиттами" сбиты четыре "Бленхейма", три "Энсона" и пять бипланов "Суордфиш" из 825-го дивизиона берегового командования RAF. Истребительное командование потеряло 10 "Харрикейнов" и семь "Спитфайров". Потери французов в воздушных боях - один бомбардировщик Дуглас DB-7 и один истребитель Кертисс А-75. Немецкие потери: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17Z и один Bf-110. Соотношение - 31:20 в пользу немцев.

30 мая. Из-за плохой погоды у авиации "отгул", летали только разведчики и перехватчики. Англичане "завалили" два разведывательных Do-17P, а заодно и собственный метеоразведчик "Энсон". У немцев в этот день воздушных побед не было.



0779cfe189bdcdfd2a0d99e85dfd8abf



l03 1N3200 Sangatte Beach 1940 German Troops Peter R Arnold Collection. 01



1-P9374-01-004

Немцы после взятия Дюнкерка позируют на фоне сбитых "Спитфайров".



Dunkirk-5

Подбитый 29 мая и севший на дюнкеркский пляж Ju-88 командира 6-й эскадрили 1-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе Альфреда фон Эльхавена.



Dunkirk-4

Еще один "Спитфайр", сбитый над Дюнкерком и сгоревший на прибрежном песке.

0c26c06eb736af0ee38bcc7445cede4b



31 мая. В этот день значительно активизировалась французская авиация на внешнем фронте дюнкеркского котла. Бомбардировочные эскадрильи атаковали немецкие позиции в районах Амьена и Абвилля. Результат этих налетов был незначительным, а цена - очень высока. Немцы сбили девять бомбардировщиков LeO-451, четыре DB-7, два "Мартина-167" и один "Бреге-693", а также четыре истребителя сопровождения "Девуатин" D-520 и один "Моран-Солнье" MS-406, всего 21 самолет. Потери Люфтваффе в этих боях составляли лишь три "Мессершмитта", два из которых сбили воздушные стрелки, а третий из-за ошибки пилота врезался в атакованный им бомбардировщик.



Тем временем над Дюнкерком и прилегающей к нему акваторией Ла-Манша вновь разгорелись схватки между немцами и англичанами. В них были сбиты два Ju-88, четыре Не-111 и 10 истребителей Bf-109. Потери англичан оказались гораздо крупнее: 10 "Харрикейнов", семь "Спитфайров", шесть "Дефайентов", а также два легких бомбардировщика "Скьюэ" и три "Лайсендера", безуспешно атаковавших немецкие шнелльботы. По итогам дня союзники списали в расход 49 самолетов, немцы - 19.





1 июня. В первый день лета Люфтваффе добились наибольшего успеха с начала операции. Им удалось потопить возле Дюнкерка четыре эскадренных миноносца: английские "Базилиск", "Авант", "Кейт" и французский "Ле Фудроян". На аэродромы не вернулись восемь Bf-109, три Bf-110, три пикировщика Ju-87, один Do-17Z, один Ju-88, один Не-111 и один Hs-126.



Боевые потери авиации союзников снова были выше: шесть "Харрикейнов", 11 "Спитфайров" (в т.ч. четыре - из 222-го дивизиона), три "Лайсендера", два "Бленхейма" и два французских истребителя Кертисс А-75. Таким образом, счет 18:24 в пользу немцев, причем наибольшие потери приходились на долю "Спитфайров".



2 июня. Впервые соотношение потерь над Дюнкерком было в пользу англичан, которые сбили шесть Не-111, четыре Ju-87 и один Bf-109, потеряв пять "Спитфайров" и три "Харрикейна". Итого - 11:8.



3 июня. Последний день операции. Из-за очередного ухудшения погоды над Ла-Маншем немецкая бомбардировочная авиация снова осталась на земле. Над плацдармом отмечен только один воздушный бой, в котором "Мессершмитты" без потерь сбили "Харрикейн". Следующим утром бомбардировочныэ эскадры Люфтваффе были переброшены на другие участки фронта.



Как говорится, подобьем итог. Прикрытие эвакуации и воздушная поддержка войск на Дюнкеркском плацдарме обошлись союзникам в 162 самолета (132 английских и 30 французских), в том числе 52 бомбардировщика. Немцы потеряли 102 самолета, из них 54 бомбардировщика. Не слишком большая плата за потопление почти 250 кораблей и принуждение свернуть эвакуацию, когда на берегу еще оставались десятки тысяч английских и французских солдат.



c239ee749f48c8a614a56d6238862314

Подбитый Ju-87, совершивший вынужденную посадку на берегу в районе Дюнкерка.



Dunkirk-6

Немцы возле французского истребителя D-520, сбитого 31 мая 1940 года над Абвиллем.



tumblr_n8i0sc3Gbi1qc0pn9o1_1280

Немецкие механики разбирают на запчасти сбитый над Ла-Маншем Не-111.



Dunkirk-7

Обломки Do-17Z - последнего самолета этого типа, сбитого в районе Дюнкерка.

Далее - окраски самолетов, участвовавших в воздушных боях в ходе операции "Динамо".



213-151 Sqn

"Харрикейны" из 213-го и 151-го истребительных скуадронов британских Королевских ВВС.



54-92

"Спитфайры" из 54 и 92 истребительных скуадронов.



141-264 Sqn

"Дефайенты" из 141 и 264 скуадронов.  



BF109E4

"Мессершмитты" Bf-109E из 26-й и 53-й истребительных эскадр Люфтваффе. Кстати, на рисунках хорошо видно, что немецкие истребители, воевавшие над Дюнкерком, не имели ярко-желтых капотов, которыми сверкают "Мессершмитты" в фильме Нолана. 



stuka

"Юнкерсы" Ju-87B из 1-й и 2-й эскадр пикирующих бомбардировщиков.

Источник - http://alternathistory.com/kak-krutili-dinamo


Tags: Вторая Мировая Война, авиация, самолёты Второй Мировой
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment