alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Быстроходная поддержка для шведской пехоты

Поначалу развитие шведских штурмовых самоходных установок сильно напоминало аналогичные процессы в других странах. САУ Sav m/43 выглядела как типичный «штурмовик» — в меру подвижный, в меру защищенный, с мощным орудием. Правда, к концу Второй мировой войны, когда Sav m/43 пошла, наконец, в серию, уровень её защищенности выглядел уже несерьёзно. Противотанковые пушки того периода безо всяких проблем пробивали лобовую броню толщиной 50 мм. Некоторое время шведы проектировали штурмовые САУ с мощной бронезащитой лобовой части корпуса, но к концу 40-х годов их подход к созданию такой техники сильно изменился. Одной из машин, созданных в соответствии с новыми взглядами, стала лёгкая САУ Ikv 103.

Инициатива от Bofors

На протяжении 30-х и 40-х годов в шведском танкостроении доминировала компания AB Landsverk. В начале 30-х конкуренцию компании из Ландскруны пыталась составить Bofors, которая на тот момент находилась под контролем немецкого концерна Krupp. В тот раз из этого ничего не получилось, дело не дошло даже до создания опытных образцов. Bofors прочно обосновалась в нише производителя вооружения, в том числе танкового, которую занимает и по сей день. Но желание расширить сферу деятельности оставалось, тем более что что разработки Landsverk во второй половине 40-х годов буксовали.

Орудийная система, патент на которую получил инженер Генри Алдрин, работавший на Bofors

Начиная с 1943 года Bofors работала над концепцией магазинного питания для танковых орудий. Впервые магазинное питание было спроектировано для среднего танка Strv m/42, который планировалось перевооружить длинноствольным орудием калибра 75 мм. Был даже построен полноразмерный макет башни, но в конце концов от орудия с обоймой на 5 патронов военные отказались.

Тем не менее, на Bofors работы по данной тематике свёрнуты не были. В результате появилась новая система, которую позже запатентовал инженер фирмы Генри Алдрин. На сей раз магазин находился не сбоку, а сзади орудия. Обладавшая определенной гибкостью система подачи патронов позволяла перезаряжать орудие при разных углах горизонтальной и вертикальной наводки. Существенным минусом конструкции было то, что она занимала большой объем позади орудия. В качестве механизма заряжания для танковой пушки её можно было использовать только при наличии у башни большой кормовой ниши. А вот при использовании такой конструкции на самоходной установке проблем было бы куда меньше.

Эскизный проект Bofors Sav 12 cm

Bofors разрабатывала разнообразную артиллерию, в том числе и корабельную. Новую систему подачи патронов получила серийная корабельная пушка 12 cm automatkanon M/50, которая устанавливалась на эсминцах. Скорострельность орудия составляла 45 выстрелов в минуту.

На танках или САУ столь громоздкая система выглядела излишней, но морской калибр 120 мм конструкторы сохранили. Длину ствола сократили до 18 калибров, при этом начальная скорость снаряда уменьшилась до 525 м/с. В результате получился «окурок», очень похожий на 75-мм орудие 7.5 cm StuK L/24, ставившееся на немецкие САУ StuG III. Орудие получило внутреннее обозначение Automatkanon 120 mm. Хитрая система подачи снарядов позволяла сохранить углы наводки в достаточно большом диапазоне – от −10 до +25 градусов по вертикали, а также 30 градусов по горизонтали. Скорострельность орудия при этом составляла 50 выстрелов в минуту. Получилась очень интересная система, отлично подходящая для поддержки пехоты.

Продольный разрез Bofors Sav 12 cm. Видно, что орудие и его боезапас занимали внушительную часть внутреннего объема

В 1948 году начались работы по созданию самоходной установки с вооружением в виде Automatkanon 120 mm. Работы над машиной, как и над самими орудием, велись Bofors по собственной инициативе. Проект опытной штурмовой машины был готов в конце декабря 1948 года, а построили её год спустя. Внутри Bofors её называли просто Sav, также она известна как Bofors Sav 12 cm. Самоходная установка получилась не менее необычной, чем орудие, которое на ней стояло. Шасси с открытым сверху боевым отделением было довольно длинным, широким и очень низким. Высота САУ составила чуть больше двух метров, при этом линия огня находилась в 1800 мм от земли. Орудие, установленное на специальной тумбе, довольно сильно выступало вперед. Уравновешивалась конструкция благодаря тому, что агрегаты моторно-трансмиссионной группы находились сзади.

Значительную часть боевого отделения занимал магазин, в котором находились 62 патрона к Automatkanon 120 mm. Благодаря использованию автомата заряжания экипаж установки составил всего 3 человека.

Ещё одной необычной деталью Bofors Sav 12 cm стало крайне слабое бронирование. Толщина брони в лобовой части составляла 30 мм, а на бортах и корме – всего по 15 мм. Конструкторы Bofors посчитали, что защиты от стрелкового вооружения для их САУ вполне хватит.

Единственная известная фотография опытной САУ от Bofors. Шведские военные интереса к ней не проявили

( Читать дальше... )

Tags: САУ, Швеция, танки Швеции
Subscribe

Posts from This Journal “танки Швеции” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments