alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. ИС, который получился

9 марта 1943 года на заводские испытания отправился опытный образец тяжелого танка ИС-1, ранее обозначавшийся как КВ-13. Это был полноценный тяжёлый танк, по боевой массе лишь немного уступавший КВ-1с, но превосходивший его в подвижности и броневой защите. На протяжении весны 1943 года машина проходила государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что ей требуется масса доработок, местами очень серьезных. Окончательно «похоронил» ИС-1 немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что для эффективной борьбы с ним требуется хотя бы 85-мм орудие, для размещения которого башня опытного советского танка не подходила. Так начиналась история Объекта 237, ставшего последним шагом на пути к созданию серийного тяжёлого танка ИС.

Глубокая переделка

Необходимость вооружения танка 85-мм орудием с баллистикой зенитной пушки 52-К было одной из главных, но отнюдь не единственной причиной глубокой переделки ИС-1. Уже после первого этапа государственных испытаний стало ясно, что конструкция танка далека от совершенства. Ещё в апреле 1943 года набрался внушительный список необходимых переделок. Концепция шасси с пятью опорными катками на борт, позаимствованная у Т-34, для тяжёлого танка оказалась явно неудачной. Нагрузка на катки была чрезмерной, это отразилось на проходимости при преодолении участков с мягким грунтом. Комиссия дала указание увеличить число опорных катков до 6 на борт.

Неудачной оказалась и конструкция воздухозаборников на крыше моторного отделения. Во время движения в них попадала грязь, с чем не помогла справиться и установка защитных щитков. Решить проблему можно было только переделкой корпуса машины. Нарекания вызвала конструкция смотровых приборов механика-водителя.

Переделанный корпус ИС. Судя по датам на штампе, Котин подписал чертеж 12 мая 1943 года. Уже к тому моменту было ясно, что в исходном виде ИС-1 в серию не пойдет

Ситуация с орудием стала лишь последним гвоздем в крышку гроба опытного танка. Вряд ли Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и Завод №200 обрадовались наметившимся изменениям, поскольку на этих предприятиях уже полным ходом шла подготовка к серийному производству нового танка, как того требовало постановление Государственного комитета обороны (ГКО) № 2943. Начавшиеся было работы по сборке первых 10 танков установочной партии застопорились. В начале мая свой вердикт вынесло КБ завода №9, которое, совместно с челябинскими заводами, работало по теме 85-мм танковой пушки. Переданный через начальника Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) генерал-полковника Я.Н. Федоренко, это вердикт не оставлял машине никаких шансов:

«Согласно Постановлению ГОКО №3288 от 5.5.43 года, на двух опытных образцах танка ИС должны быть установлены 85 мм танковые пушки с зенитной баллистикой.

Конструктивные разработки по установке этой пушки в башне опытного образца танка ИС-1 показали, что условия работы экипажа будут крайне стесненными.

Командир танка, расположенный сзади стреляющего, будет мешать ему при наводке пушки на цель, а заряжающему, вследствие большой длины снарядов (930 мм), будет трудно производить заряжание пушки.

Конструкторы Кировского завода во главе с товарищем Котиным решили расширить погон башни до 1800 мм в свету.

Расширение погона потребовало: расширить подбашенную коробку, увеличить длину корпуса на 420 мм и добавить по одному опорному катку на сторону.

Эти изменения конструкции опытных образцов танков ИС-1 и ИС-2 увеличивают вес танка, снижают удельную мощность и скорость движения.

Прошу обязать Наркомтанкопром (тов. Зальцман) к 10.6.43 года представить на утверждение ГОКО уточненную тактико-техническую характеристику опытного образца танка ИС с 85 мм пушкой и диаметром погона башни в свету 1800 мм.».

Как и 85-мм пушки разработки Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ), проект орудия Д-5 являлся продолжением работ еще 1942 года. Первые тактико-технические требования (ТТТ) на будущую Д-5 были получены еще 26 марта 1943 года, правда, тогда речь шла немного о другом орудии, имевшем меньшую длину ствола и более низкую начальную скорость снаряда. Работы по будущей системе Д-5 начались в апреле 1943 года. Предполагалось, что такую пушку можно будет установить в штатную башню КВ-1с и башню ИС-1. Изменившиеся после обстрела «Тигра» требования эту идею похоронили. «Полновесная» баллистика 52-К, позволявшая пробивать броню немецкого тяжёлого танка, увеличила длину отката с требуемых 350-370 мм до 430 мм.

Возникала и серьёзная проблема с заряжанием: патрон 52-К был существеннее длиннее патрона Ф-34. В пояснительной записке к проекту системы Д-5 конструкторы А.Н. Булашев и Н.Г. Кострулин предлагали увеличить диаметр башенного погона с 1585 до 1700 мм. Это позволяло увеличить боекомплект и значительно улучшить условия работы расчёта. Но также это означало, что башню, а вместе с ней и шасси танка, придётся сильно переделывать. Справедливости ради следует упомянуть, что конкуренты из ЦАКБ тоже делали свою пушку не совсем под штатную башню. Исходный проект 85-мм пушки С-31 хоть и предполагал сохранения штатного погона КВ-1с и ИС-1, но сама башня всё равно переделывалась. Взвесив все «за» и «против», в Челябинске решили пойти по пути более серьёзной переделки машины. Ведь шасси по итогам испытаний всё равно требовалось модернизировать.

Общие виды танка ИС с 85-мм орудием Д-5Т. Конец мая 1943 года

Работы по танку, получившему обозначение ИС и чертежный индекс 237, начались в мае 1943 года. Ведущим инженером машины остался Н.Ф. Шашмурин. Уже к середине мая был подготовлен первый вариант корпуса. Общая его схема не изменилась, но хорошо заметно, что конструкторы СКБ-2 учли опыт весенних испытаний. От сужения к кормовой части они отказались, а сам корпус оказался шире. Переделке подверглись воздухозаборники на крыше моторного отделения и выпускная система. В связи с увеличением погона башни и другими изменениями длина корпуса танка выросла до 6454 мм.

Некоторой переделке подверглась и носовая часть машины. Поскольку конструкция боковых смотровых приборов оказалась неудачной, их заменили на два перископических прибора MK-IV в крыше отделения управления. Это позволило улучшить обзор механику-водителю.

Параллельно был разработан вариант ИС с 85-мм пушкой С-31. На первых порах он имел больший приоритет

Увеличение длины корпуса и рост боевой массы повлекли за собой серьёзное изменение ходовой части. Как и требовало задание, число опорных катков увеличилось до 6 на борт. Но к ходовой части имелись и другие претензии, в результате практически все её элементы пришлось переделать. При том же диаметре опорных катков их конструкция была усилена. Изменились ленивцы, балансиры, ведущие колеса.

Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то здесь изменения оказались незначительными. Конструкция, отработанная на ИС-1, получилась вполне удачной. Вносимые переделки коснулись в основном небольших деталей.

Расчёты, сделанные в первых числах мая 1943 года, показали, что боевая масса ИС возрастала до 43-44 тонн, превысив массу КВ-1с. Максимальная скорость ориентировочно должна была составить 35-37 км/ч (позже увеличившись до 42 км/ч). С этими показателями смирилось и военное руководство, посчитав, что подвижности на уровне КВ-1с для тяжёлого танка достаточно.

Продольный разрез ИС с орудием С-31. Хорошо видно, что у орудия, как и его бронировки, много общего с Ф-34 и маской ИС-1

Общая концепция башни по типу башни КВ-1с с пристыковываемой спереди орудийной установкой осталась неизменной. Но даже с учетом переделок всё ещё оставались претензии к удобству работы расчета башни. Поэтому одним только увеличением диаметра башенного погона дело не ограничилось. Условия работы командира танка оставляли желать лучшего, даже сдвиг командирской башенки влево и появление небольшого выступа помогли лишь отчасти. По этой причине выступ с левой стороны башни увеличился. Также на крыше башни появился перископический прибор MK-IV, которым пользовался заряжающий.

Этот разрез — отличная иллюстрация эволюционного пути развития конструкции ИС. Много общего с ИС-1, но танк уже другой

Благодаря переделке башни внутри стало просторнее, и 85-мм орудие можно было разместить без проблем. Но к 20-м числам мая таких орудий на примете было уже два. Кроме пушки КБ завода №9 Д-7, или Д-5Т-85, свою 85-мм пушку, С-31, готовило и ЦАКБ. И здесь концепция башни КВ-1с и ИС-1 со съёмной носовой частью оказалась как нельзя кстати. Дело в том, что для замены орудия в такой башне требовалось просто отсоединить одну установку и присоединить другую. Отличий в размещении патронов для обеих пушек в башне и корпусе не было.

В ожидании орудий

Согласно постановлению ГКО №3289 от 5 мая 1943 года, опытные образцы танков ИС с 85-мм пушками должны были быть готовы к государственным испытаниям к 1 июля 1943 года. На тот момент речь шла ещё об ИС-1, и сроки не изменились даже из-за необходимости серьёзной переделки танка. При этом для подстраховки параллельно были запущены работы по усилению вооружения КВ-1с. Решение абсолютно верное: КВ-1с находился в серии, а его переделка под новое орудие явно заняла бы меньше времени, чем постановка в серию ИС.

Первый опытный ИС на испытаниях, июль 1943 года

( Читать дальше... )

Tags: танки ИС, танки СССР, тяжёлые танки
Subscribe

Posts from This Journal “танки ИС” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments