alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

История «Черной акулы» глазами создателей. Часть 7


«Рубеж-2004» или «Черная Акула в голубом небе Иссык-куля»

Описываемые события произошли в 2004 г. Следует вкратце напомнить о сложившейся на тот момент ситуации вокруг фирмы «Камов». Предприятие было уже не один год акционировано. 50% акций находилось в руках государства и было передано в распоряжение РСК «МиГ», являвшегося, можно сказать, столпом одной из двух формируемых тогда авиастроительных корпораций. Идея была интересная, за модель, по всей видимости, был взят Китай с его AVIC-1 и AVIC-2. Правда, в подробности управления китайской авиапромышленностью, похоже, ни тогда, ни сейчас никто не вдавался. Так или иначе, но в стране были сформированы две корпорации, конкуренция между которыми должна была стать предпосылкой для развития. Хотели, как лучше... Часть оставшихся акций была куплена АФК «Система», которая решила, как казалось, выступить в роли генерального инвестора и диверсифицировать направления своей активности, а другая находилась в руках миноритариев, в том числе работников КБ. По счастью, каких-либо турецкоподданных в числе владельцев акций не имелось.

Государственный оборонный заказ был на тот момент еще очень и очень ограниченным. Страна еще оправлялась от знаменитого кризиса 1998 г. Нефтедоллары уже бежали, но не в госбюджет, а в карманы олигархов. Применительно к вертолетостроению это означало финансирование, да и то в ограниченном объеме, только ОКР. Естественно, что конкуренция между фирмами «Камов» и «Миль» в этих условиях только обострялась. Надо сказать, что в начале 2000-х гг. инициатором «гонки» был уже не МВЗ имени Миля, а серийный завод в Ростове-на-Дону, чей директор Б.Н. Слюсарь неоднократно заявлял, что добьется заказа на серию Ми-28 любой ценой, ибо от этого зависит судьба крупного предприятия и десятков тысяч людей.

И вот в июне 2004 г. представитель ФГУП «Рособоронэкспорт» в Киргизии П.Л. Костромин позвонил в Москву и спросил, будет ли Ка-50 участвовать в учениях ОДКБ «Рубеж-2004». Оперативно проведенное изучение вопроса показало, что камовцев никто никуда не приглашал. ВВС России планировали направить на учения Су-24, доработанные фирмой «Гефест и Т» и ночные вертолеты Ми-24ПН. В конце концов Костромин сообщил, что готов обратиться к министру обороны Киргизии Э. Т. Топоеву с идеей пригласить фирму «Камов» на учения. Правда, отдельно от ВВС России, которые сразу же заняли позицию стороннего наблюдателя. Деньги нашли, естественно заемные. Уж что тогда директор предприятия по экономике А. Н. Аносов в очередной раз оставил в залог - знают, наверное, только архивы бухгалтерии.

Основным препятствием виделось расстояние. Все же надо было перебросить машину из подмосковного Чкалов-ского Через три границы на российскую авиабазу в Канте. Еще повезло, что Минобороны не стало чинить препятствия в форме запрета на «отвлечение Ка-50» от испытаний. Ведь вертолет являлся собственностью военных, а они могли бы и не разрешить. Противодействие шло в форме кулуарных нашептываний. Так, Главком не нашел ничего более уместного, чем за несколько дней до начала учений позвонить киргизскому министру обороны и долго его убеждать в том, что приглашение Ка-50 является пустой тратой времени. По словам Михайлова, этой машины в войсках все равно не будет.

День «X» приблизился незаметно. Вертолет перелетел в Чкаловский. Туда же прибыл заказанный Ил-76. Ка-50 достаточно быстро разобрали и закатили в чрево транспортника. Собрали экспедицию. 22 человека, включая двух фотографов и одного переводчика (правда, с арабского, английского, французского и иврита, вряд ли востребованных в ОДКБ, но все же...). Начальником экспедиции назначили главного конструктора Е. В. Сударева, отвечавшего в КБ за Ка-50. Участник афганской войны и старший в экспедиции в Чечню В. В. Зарытов также вошел в состав команды, захватив так понравившийся ему в Грозном-Северном аппарат космической связи. Финансисты, скрепя сердце, выписали немерен-ное количество валюты (24000 долл. США, невиданная сумма по тем временам). Начальник отдела маркетинга, получив деньги, подумал, что в случае чего, вряд ли за эту сумму сможет рассчитаться в течение ближайших десяти лет.



( Читать дальше... )

Tags: Камов, вертолёты
Subscribe

Posts from This Journal “вертолёты” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments