alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.2.1. Полтавы и Севастополи

Проектирование и закладка в постройку броненосца «Сисой Великий» ознаменовалось окончательным выбором в типе броненосца для Императорского флота. Тип русского броненосца был определен. Знающие люди понимали, что «Сисой …» был по сути тем же «… Александром II», только с новым типом бронирования, новой энергетикой, немного измененной архитектурой, но с прежней концепцией – достаточного броненосца для боя в линии. По своим техническим и боевым характеристикам этот броненосец ничем не выделялся на фоне мирового кораблестроения, правда и не уступал лучшим броненосцам Германии, Франции, САСШ и Британии. ВК запланировал закрепить успех постройкой восьми броненосцев типа «улучшенный Сисой Великий» - два на Черном море и шесть на Балтике. Алексей Александрович, протолкнул дополнительную программу кораблестроения ускоренного развития Балтийского и Черноморского флотов на 1890-1895 годы. Программа разрабатывалась и продвигалась Морским министерством «в связи с быстрым ростом флота Германии» и дополняла двадцатилетнюю программу строительства флота 1883-1902 годов. При разработке технического задания МТК учитывал, что в случае обострения отношений с Китаем или Японией новым броненосцам предстоит быстро перейти на Дальний Восток. Однако планам свершиться было не суждено - русская поговорка «проси больше – потому как получишь меньше» оправдалась полностью. Новый министр финансов Сергей Юльевич Витте, назначенный на свой пост в 1891 году, был против «разорительной» кораблестроительной программы. Госсовет выделил деньги только на шесть броненосцев – два на Черном море и четыре для Балтики и Дальнего востока. Да и то по минимуму: запрошенные 10 млн. инвестиционных рублей на каждый броненосец, были урезаны до 9,2 млн. руб. Между Генерал-адмиралом и Витте «затлел» конфликт, перешедший в откровенную вражду и закончившийся выдворением Витте в отставку в 1897 году. Денег явно не хватало на шесть броненосцев, но ВК надеялся добиться дополнительного финансирования по итогам строительства. Правда этого не потребовалось.

     Корабли закладывались одновременно, начиная с 1892 года, в Новом Адмиралтействе ("Полтава"), в Новом эллинге Адмиралтейской верфи ("Петропавловск"), в старом эллинге Адмиралтейской верфи ("Москва"), на верфи Общества Путиловских заводов («Севастополь»), в двойном эллинге Общества НАОС в Николаеве («Ростислав» и «Николаев»). Однако не всем им удалось дожить до достройки – 1 октября 1892 года в старом деревянном эллинге Адмиралтейской верфи на Галерном острове случился пожар. И броненосец «Москва», имеющий корпус в 7% готовности, сгорел. Восстанавливать и перезакладывать корабль не стали. «Высвободившиеся» деньги были пущены на достройку оставшихся пяти броненосцев и строительство нового эллинга. При этом «Севастополь» и «Николаев» были достроены по несколько измененному проекту.

     Проект броненосцев, разработанный Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК), предусматривал водоизмещение в 12 500 тонн, дальность плавания 5600 миль с запасом угля 1320 тонн и скоростью полного хода до 18 узлов, а также вооружение из четырех 305-мм и двенадцати 152-мм орудий, размещенных в двухорудийных башнях. Противоминная артиллерия, по проекту, включала в себя двадцать 47-мм одноствольных пушек, шесть 37-мм револьверных и восемь одноствольных пушек.  Корпуса броненосцев изготавливались из стальных листов, методом клёпания, и имели гладкую верхнюю палубу, прямой форштевень и скруглённую корму. В отличие от предыдущих русских кораблей форма надводной части корпуса, этих броненосцев, была необычной: борта были сильно завалены внутрь, что способствовало компенсации весовых нагрузок установленных на верхней палубе башен среднего калибра. Корабль имел двойное дно, носовую и кормовую платформы, жилую (броневую), батарейную и верхнюю палубы. Форштевень, который образовывал носовую оконечность, выполнял и функцию тарана. Таран выдавался вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2 метра и подкреплялся броневой палубой изнутри и шпироном снаружи. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, каземата, башен и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса. Броневая палуба имела форму свода (карапасная) с толщиной 63-мм в средней части и 76-мм на скосах и проходила ниже ватерлинии. Все люки жилой палубы закрывались броневыми 63-мм крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы толщиной 51-мм. Главная энергетическая установка броненосцев механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 22 водотрубными котлами Бельвиля, которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях. Паровые машины тройного расширения, производства Балтийского завода (улучшенная машина по типу «Сисой Великий») суммарной номинальной мощностью 13 300 л.с.. Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины "Сименса-Гальске" мощностью по 38,4 кВт каждая и 1 динамо-машину "Сименса-Гальске" мощностью 19,2 кВт, которые служили для питания шести прожекторов "Манжена" с диаметром отражателя 75-см, электроиндикаторов руля, указателей орудий, электрических звонков, стационарной радиостанции системы Попова — Дюкрете с дальностью действия до 15 миль, а так же бортового и внутрикорабельного освещения.

      Уже во время строительства 47-мм противоминная артиллерия была заменена на 16 87/50-мм пушки, размещенные на батарейной палубе. А одноствольные 37 миллиметровки на марсе заменены трехлинейными пулеметами М95. При опробовании шестидюймовых башен стрельбой, выявлена недостаточная скорострельность этих установок. В 1900 году произведена модернизация башен среднего калибра, в следствии чего скорострельность увеличилась и почти сравнялась со скорострельностью казематных орудий броненосца «Сисой Великий». В 1903 году 37 миллиметровые револьверные пушки заменены на автоматические пушки АК-25. А так же радиостанция заменена на более мощную и современную. Кроме того броненосцы получили по два длиннобазных дальномера. Правда расположение дальномеров нельзя назвать удачным. Кормовой дальномер не имел возможности работать в очень больших углах по носу и по корме. А носовой, расположенный выше дымовых труб, при попутном ветре застилался дымом и так же был недоступен для использования.

     Во время русско-японской войны, в Порт-Артуре на броненосцах «Полтава» и «Севастополь», была проведена так называемая «военная модернизация». По которой произвели подшивку 51 мм железом плутонги противоминной артиллерии в оконечностях кораблей. Кроме того дальномерные посты были обшиты 76 мм железом на высоту 1,6 метра – в три слоя 25 мм листами котельного железа. Железо защищало только от мелких осколков. Тем неменее, ни один дальномерщик на этих кораблях не погиб. По этой же программе модернизации с боевых марсов снято по четыре пулемета – те пулеметы, к которым имелись десантные станки на каждом броненосце. Снятые пулеметы были отправлены на сухопутный фронт. А оставшиеся два пулемета были сделаны съемными, с целью переноса в амбразуры марса в сторону направления откуда имелась угроза.

Эскадренный броненосец "Полтава"

Tags: альтернативное кораблестроение, броненосец
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments