alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.2

Эксперименты – как способ избежать ошибки

    После неудачи с «Гангутом», ВК стал значительно внимательнее относиться к проектам кораблей. Но после непродолжительных раздумий пришел к выводу: «ошибки неизбежны, ошибка дает возможность увидеть, что нужно исправить». Да Генерал-адмирал теперь знал, каким должен быть броненосный крейсер – крейсер способный стать грозой торгового флота и при удачной возможности стоять в линии. Эти крейсера уже проектируются – русские рейдеры типа «Р». Но сейчас нужно было закладывать броненосцы. А на вопрос, каким должен быть русский броненосец, так до сих пор ответа нет.

Идеальным, по мнению Алексея Александровича, был «Император Николай I», но мощь «Екатерин» заставляла в этом усомниться. В конце концов, чаща весов перевесила в сторону «Императоров» и новые проекты стали обретать черты классического броненосца. Теперь требовалось определиться с энергетикой. Конечно, цилиндрические котлы списывать никто не собирался, но уже есть отработанный водотрубный котел Бельвиля. И пусть Бельвиль продолжают отрабатывать на полуброненосном фрегате «Минин», для броненосцев он то же подойдет. Есть еще одна новинка – котлы Нормана. Очень заманчивое предложение – производительные и легкие, они очень привлекали Генерал-адмирала. Одна загвоздка – Норман не отработан и капризен. Гоняют его на Черном море в чреве миноносца, но это не то. Использование периодическое, да и котлов в эксплуатации мало – наработка медленная. Еще одна закавыка – отсутствие прорывной технологии по паровым машинам. Нет и самого образца этой машины. С французами в «Адмирал Корнилов» вышла промашка, а образец нужен – ох как нужен. К закладке планируется четыре броненосца – два для Балтики и два для Черного моря. «Двенадцать Апостолов» уже строится, он с цилиндрическими котлами. Еще один броненосец проектируем под цилиндрические котлы – пусть он тоже будет на Черном море. Один корабль с котлами Бельвиля – для Балтики. Ну и с одним опять рискнем – один корабль с котлами Нормана. Рассуждая так, Алексей вдруг подумал: «Ох, и вляпаюсь я опять, с этими новшествами. Да ладно не ошибается только тот, кто ничего не делает. Рискну. Есть у русского флота еще один бич под названием «перегрузка». Наверное, следует ввести в техзадание на проектирование кораблей запас плавучести, для компенсации этой самой перегрузки. Думаю запросить 5% от проектного водоизмещения для этого. Да, наверное 5% все таки многовато, а сколько хватит компенсировать неумение правильно считать весовую нагрузку? И уж ни в коем случае не позволять проектировщикам «разгружать» проект за счет артиллерии. Все-таки, корабли строятся для пушек. И как преподнести, этот самый запас плавучести? Что бы его хоть немного старались оставлять в проектах? Ах да – резервирование для модернизации. Очень правильный аргумент – так и запишем». Алексей, немного подумал, усмехнулся в усы и поставил перед 5% троечку и запятую. Получился стандарт запаса водоизмещения 3,5%.

Броненосный корабль «Двенадцать Апостолов»

    Во время разработки требований на конкурс, Управляющий Морским министерством адмирал И.А. Шестаков, предложил строить малый броненосец, с водоизмещением 8 000 тонн. Однако Генерал-адмирал настоял на увеличении водоизмещения до 9 300-9 500 тон и полный броневой пояс – аналогичный строящемуся в Германии броненосцу «Брандербург». ВК продвигал свою теорию о бесполезности кораблей, построенных с заниженными боевыми качествами в угоду дешевизны. Его теория была проста: «Полноразмерный корабль, в сравнении с ужатым - с целью экономии средств, будет иметь значительно большую боевую устойчивость. К тому же на полноразмерном корабле возможно расположение более сильной артиллерии и значительно более мощных машин. От того, корабль на котором экономили в постройке, всегда будет обделен броней, артиллерией и маневром (скорость). Отчего всегда будет в проигрыше перед полноразмерным кораблем. А посему экономия на боевых качествах – есть преступление и бесполезная растрата казенных средств. Однако гигантизм и монструозность никогда небыли перспективны, поэтому в постройке корабль должен быть в компромиссе, с целью обеспечения ему достаточных боевых качеств и хорошей боевой устойчивости. России малых броненосцев не требуется».

    Одним из требований к проекту было использование башен главного калибра по типу броненосца «Император Павел I» - МК-IIIА. Еще одним обязательным требованием к проекту было установка механизмов с парохода «Опыт» – бывшей царской яхты «Ливадия».   Всего было представлено 11 проектов, которые 6 июля рассмотрели в МТК. При их рассмотрении лучшим признали проект Э.Е. Гуляева. Но и он подвергся корректировке со стороны Генерал-адмирала. Пересмотренный проект получил цитадель, которая вышла достаточно протяжённой и хорошо защищённой. Правда пришлось отказаться от высокого борта - в ущерб мореходности и возможности вести огонь в плохую погоду – что не нравилось Алексею, однако он смирился. Но зато в проекте не пострадала средняя артиллерия: классические двенадцать 6-дюймовых орудий размещены в бронированном каземате, возведенном на спардеке. Артиллерию СК разместили в два яруса. По первоначальному проекту 6-дюймовок планировалось иметь только четыре штуки. 7 сентября утвердил теоретический чертеж и спецификацию корпуса, чертеж мидель-шпангоута корабля водоизмещением 9587 т. Корпус нового броненосца в деталях конструкции в основном представлял собой подобие корпуса, строившегося в Петербурге броненосца «Император Александр II», а его отношение длины к ширине составляло 5,76. Учитывались и наработки полученные по «Гангуту». По проекту, весовые нагрузки распределялись следующим образом: на корпус с броневой палубой, броневыми решетками дымовых труб и вспомогательными котлами и механизмами из общего водоизмещения 9587 т приходилось 3738,93 т (39%), броню с подкладкой из лиственницы – 2841,58 т (29,64%), артиллерию – 671,1 т (7%), машины с котлами – 1212 т (12,6%), запас угля нормальный – 575,2 т (6%), минное вооружение с сетями – 85 т (0,88%), якоря с цепями – 103,8 т (1,08%), питьевую воду – 67,1 т (0,7%), провизию и шкиперские запасы – 153,39 т (1,6%), гребные и паровые суда – 44,74 (0,5%), команду и багаж – 95,87 т (1%).

    29 марта 1888 года, в 7-м эллинге Николаевского Адмиралтейства состоялась закладка броненосного корабля для Черноморского флота. К августу корпус вырос до нижнего броневого шельфа, после чего вплотную приступили к сборке рубашки под броню пояса по ватерлинии. В феврале 1889 года корабль, получивший незадолго до этого имя «Двенадцать Апостолов», зачислили в списки первого черноморского экипажа. В это же время Морское министерство заключило контракт с английским заводом «Камель и К°» на изготовление сталежелезных броневых плит, вес которых составил 1689 т. Броня изготовлялась по новому способу, разработанному английским инженером Вильсоном, который заключался в сваривании стальной плиты, составлявшей треть толщины всей плиты, с плитой прокатанного железа. Малокалиберная артиллерия первоначально состояла из шестнадцати орудий четырех калибров, позже – двадцати одного орудия трех типов. Окончательное вооружение броненосца составило: четыре тридцатипятикалиберных 305-мм орудия по два в носовой и кормовой башенных установках, двенадцать тридцатипятикалиберных 152-мм орудия в каземате, двенадцать 47-мм, шесть 37-мм револьверных пушек, пять 37-мм одноствольных пушек Гочкиса и две 63,5 десантные пушки Барановского. В минное вооружение вошли четыре бортовых, один носовой и один кормовой торпедные аппараты на жилой палубе и, кроме того, три паровых катера броненосца имели метательные торпедные аппараты и один шестовую мину. Эти изменения влекли за собой перегрузку в несколько десятков тонн. На броненосце по проекту Э.В. Гуляева вес артиллерии возрос с 671,1 т до 911,24 т.

    Весь 1889 год интенсивно набирали корпус, а к концу года в Николаев из Англии доставили более 700 т брони. В начале 1890 года началась подготовка корпуса к спуску в бассейн реки Ингул. К тому времени его конструкцию довели до верхней палубы, а вес составил 2413 тонн (или 71% от общего проектного веса). К тому времени на заводе «Камель и К°», изготовившем более 60% плит, начались перебои. Давний поставщик брони для русского флота впервые, ввиду заказа огромного количества плит для большой серии строившихся броненосцев типа «Роял Соверен», не смог выдержать такого темпа работ, что сказалось на качестве нескольких плит, которые и забраковал наблюдающий за их изготовлением инженер-механик Гуго-Крюйс.

    Перебои с броней из Англии, а так же неустойчивая работа Брянского завода, подвигли ВК Алексея Александровича, озадачится металлическим заводом на Черном море. Завод должен был обеспечивать Николаевскую и Севастопольскую верфи прокатом и броней. В апреле 1889 года было учреждено «Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество» для разработки руд в районе Никополя и других полезных ископаемых во всей империи, а также для строительства металлургических трубных и корабельных заводов в Мариуполе. В июле 1890 года в пяти километрах от города начали свою работу геодезисты. К осени, были вырыты котлованы под фундаменты и началось возведение заводских корпусов. «Никополь-Мариупольское общество» приобрело в США и полностью перевезло в Мариуполь металлургический, металлопрокатный и трубный заводы. В Англии было приобретено оборудование по производству брони. Инициатором и пайщиком «Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества» был Великий Князь Алексей Александрович.

   Почти одновременно с «Никополь-Мариупольским горным и металлургическим обществом», Бельгийское общество «Провиданс» также получило у Мариупольской городской управы два участка земли. И на одном из них в 1889-90 г.г. началось строительство завода. «Провиданс», с целью привлечения бельгийского и русского капиталов, создали дочернюю компанию «Русский Провиданс». Инициатором и пайщиком общества «Русский Провиданс», был Великий Князь Михаил Александрович. В 1890 году завод «Русский Провиданс» уже работал: функционировали 2 доменные печи, 2 мартеновские печи, 3 томасовских конвертора, 126 коксовых батарей, крупносортный и рельсобалочный цеха. Железную руду везли из Керчи на пристань, расположенную на берегу Кальмиуса. Таким образом, в конце XIX века в Мариуполе работали бок о бок 2 металлургических завода. А с 1892 года отпала необходимость закупать броню за границей.

   Спуск броненосца на воду, планировавшийся на 30-е августа 1890 года, не состоялся. Подвело спусковое устройство. Спустили корабль на воду лишь через день 1 сентября. 28 апреля 1892 г. Броненосец перевели в Севастополь для окончательной достройки. Официальные сдаточные испытания состоялись 9 октября 1892 года. Броненосец развил скорость 16,2 узла на естественной тяге и 17,42 узла при форсировании котлов. Корабль обошелся казне в 7,8 млн. руб. – всего на 600 тысяч дороже «Гангута».

Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов" 1892 год

( Читать дальше... )

Tags: альтернативное кораблестроение, броненосец
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments