alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIX. Корветы нового строя

Уважаемые коллеги, наконец, то я дошел до того, что Вы так долго ждали, до боевых кораблей. Прошу прощения, что столь долго испытывал Ваше терпение, но я, как Вы знаете, сторонник того, что без простых трудяг, флот это не флот, а плавающая жестянка. Впрочем, некоторые уважаемые коллеги, следящие за моим творчеством, без труда узнают крейсер. Да-да-да… Это тот «самый плохой крейсер». Правда видоизмененный, модернизированный, с несколько увеличенным водоизмещением и немного возросшей скоростью. Тем не менее, я стою на позициях, что такие вот небольшие и дешевые корабли очень нужны под Порт-Артуром. А кроме того, моя АИ живая. Общаясь с Вами, я получаю полезную информацию и стараюсь прислушиваться к интересным замечаниям и комментариям. Так, что этот крейсер, скорее работа над ошибками с учетом Ваших пожеланий и замечаний. Приятного чтения.

До 1892 года программы строительства «малых» крейсеров в России просто отсутствовала. Считалось, что «малые» крейсера, в силу своих размеров имеют малый запас топлива для обеспечения достаточной дальности, низкую мореходность и неудовлетворительную устойчивость «артиллерийской платформы». Главный упор делался на строительство крейсеров с водоизмещением 6 тыс. тонн и выше.

В 1889 году, в Великобритании был принят «Акт о морской обороне», по которой в Англии закладывались 29 новых бронепалубных крейсеров  II и III рангов. Такая «активность» англичан не прошла мимо Р.В. Хорошихина.

В 1890 году ГМШ возглавил адмирал Р.В. Хорошихин. Сразу после своего вступления в должность, он подал на высочайшее имя, докладную записку о выделении средств на постройку крейсеров для учебного отряда. По мнению Хорошихина – «Такой отряд в мирное время, давал бы резерв дельных офицеров и команд нижних чинов для перворанговых кораблей, а в военное время, сочетая в себе качества канонерской лодки и крейсера, выполнял бы задачи возложенные на них». В своей докладной записке Хорошихин упирал, на то, что – «в настоящее время российский флот имеет значительное количество устаревших канонерских лодок, а так же паровых корветов, несущих малое вооружение, но значительную парусную оснастку». По мнению адмирала Хорошихина по мере готовности «малых» крейсеров, они должны будут со временем заменить устаревшие канонерское лодки и парусные клипера, тем самым дав казне экономию, а так же офицеров и команды подготовленные на более совершенных кораблях. По мнение адмирала Хорошихина, общее число таких крейсеров не должно было превышать, 8 шт.

В 1892 году в Российском императорском флоте произошли два значительных события. Адмирал Хорошихин был назначен морским министром, а Александр III принял «10-летнюю чрезвычайную программу строительства флота». По этой весьма амбициозной программе Россия должна была до 1902 года построить – 30 броненосцев, 14 «больших» крейсеров и 22 «малых» крейсера. С 1892 по 1902 только на строительство флота предполагалось истратить 600 млн. руб.

Но, несмотря на грандиозность замыслов Александр III, был не чужд приступам экономии и даже скаредности. Программа строительства «учебных» крейсеров была урезана с 8 до 5 единиц.

В 1882 году компания Sir W.G. Armstrong объединилась с судостроительной компанией Митчелла, образовав Sir W.G. Armstrong Mitchell & Company. А в 1885 году Адмиралтейство покинул уже ставший довольно известным Филип Уоттс, перейдя работать на верфь «Элсвик шипбилдинг» дочерней компании «Армстронг». Адмирал Хорошихин, тщательно следил за новинками кораблестроения, в том числе и за работай верфи «Элсвик шипбилдинг», где до этого трудился не менее известный кораблестроитель Уильям Уайт.

Адмирал С.О. Макаров, давно вынашивал идею быстроходного с мощным вооружением «безбронного» крейсера, как дальнейшее развитие «элсвикских» крейсеров. И неоднократно продвигал эту идею перед адмиралом Хорошихиным. Однако тот далеко не всегда сходился взглядами со Степаном Осиповичем. Неизвестно повлияли ли мировоззрения Макарова, на Хорошихина, но при выборе крейсеров для учебного отряда, его взор обратился на элсвикские верфи «Армстронга»

Руководство «Армстронга» было немало удивлено, получив необычный заказ из России. В то время как все, сколько-нибудь значимые морские державы, старались получить максимально хорошие крейсера, с высокой скоростью и мощным вооружением, визитной карточкой элсвикских крейсеров, эти странные русские шли на сознательное ухудшение проекта. Задание гласило, что при водоизмещении не выше 2000 тыс. тонн, скорость крейсера не должна была превышать 20 узлов, а вооружение состоять из шести 120-мм. орудий. Но «клиент всегда прав» и Филип Уоттс, взялся за дело, тем более, что к заданию был приложен эскизный чертеж будущего крейсера.

По договору Армстронг, должен был построить один корабль. А после его испытаний, если те пройдут успешно, предполагалось, заказать еще 4 корабля. Причем только два из них должны были строится в Англии, а на еще два «Армстронг», обязывался передать всю документацию и чертежи и оказать помощь в строительстве крейсеров в России.

В 1894 году первый крейсер с именем «Шторм» был спущен на воду и после сдаточных испытаний передан России. Конструктивно «Шторм» представлял собой гладкопалубный крейсер. На крейсере были установлены простые, надежные, экономичные, но устаревшие и тяжелые огнетрубные котлы. Уложится в заданное водоизмещение 2000 тонн не удалось, перегруз составил 250 тонн. Тем не менее на испытаниях «Шторм» уверенно развил скорость в 20 узлов и держал её в течении 6 часов. Последующая эксплуатация выявила не очень хорошую мореходность крейсера. При свежей погоде он «зарывался» носом в волну. На последующих кораблях, этот недостаток пытались убрать путем придания носовой оконечности некоторой «седловатости», но до конца изжить, эту особенность крейсера не удалось. Тем не менее, крейсерок оказался «ладно скроен и крепко сшит». Особенно привлекательной оказалась его цена. В чаянии крупного заказа «Армстронг» вышел на цену 45 фунтов или 426 руб. за тонну. Общая сумма за крейсер без вооружения составила 912 000 руб. И хотя официально крейсер «Шторм» сначала считался крейсером II, а затем и III ранга, по настоящему крейсером он никогда не был. Скорее за сумму обычной канонерской лодки Российский флот получил, быстроходную канонерскую лодку.

Крейсера III ранга «Шторм», «Шквал», «Смерч», «Пассат». «Бриз»

Tags: альтернативное кораблестроение, крейсера
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments