alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.1

Ошибка генерал-адмирала или «алмаз» не граненый?

       Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» был сильнейшим крейсером своего времени. Но и у него были свои недостатки. Генерал-адмирал решил создать еще более сильный корабль. Как, он еще не знал и решил положиться на знания Управляющего Морским министерством И.А.Шестакова. По замыслу ВК – это должен был стать корабль способный стоять в линии, иметь большую скорость (для маневра по охвату головы или хвоста линии противника) и способным быть рейдером. Столь противоположные требования озадачили и Шестакова. В планах Генерал-Адмирала, была эскадра составленная по схеме 5+3 – пять эскадренных броненосцев и три крейсера-броненосца. Крейсера-броненосцы – быстроходное крыло эскадры. Броненосцы в линии связывают неприятеля боем, а крейсера, имея преимущество в скорости и маневре, охватывают голову или хвост вражеской колонны. Идея была правильная, а вот исполнение подкачало.

     В ноябре 1884 года, Шестаков дал задание специалистам МТК разработать «...стратегическую программу наших построек в следующем направлении: строить броненосные эскадренные крейсеры, способные бороться на Балтике (minimum 9'' орудия (mахimum 12'' орудия, но не более двух) и 12'' броня) и быть посланы в даль. По замыслу это должен быть корабль класса эскадренного броненосного крейсера. Адмирал распорядился, чтобы новый броненосный корабль, подобный по общему расположению броненосцу «Император Николай I», имел осадку в пределах 22-25 футов при скорости 17 уз, «наивозможно полно защищен не очень толстою броней, как пояса по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии». Предполагалось строительство трех кораблей.

    На конкурсе проекты нового броненосца разрабатывались одновременно Обществом Франко-Русских заводов, главным корабельным инженером Санкт-Петербургского порта Н.А.Субботиным, и старшим судостроителем Нового Адмиралтейства Э.Е.Гуляевым. Первым был готов проект Общества Франко-Русских заводов: главный уполномоченный Общества П.К. Дю Бюи представил его управляющему Морским министерством И.А.Шестакову уже 11 февраля 1885 года, а 21 мая, Морской технический комитет (МТК) приступил к рассмотрению всех трех проектов. При весьма схожих размерениях кораблей, в проекте Н.А.Субботина все 305 и 229 мм орудия предполагалось разместить в одноорудийных башнях. В проекте Франко-Русского завода предлагались барбетные установки для двух 305 мм орудий и казематы для 229 и 152 мм орудий. В проекте Э.Е.Гуляева четыре 229 мм орудия размещались в двух барбетных установках, а еще четыре - в казематах. Проект Э.Е.Гуляева представлял из себя очень сильно «обжатый» броненосец «Император Николай I». Спустя четыре дня проекты рассмотрел Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович, а 6 июля МТК, признал лучшим проект Э.Е.Гуляева. Генерал-адмирал настоял на изменениях: предложено, носовой и кормовой барбеты с 229 мм пушками, заменить одноорудийными башнями с 305 мм орудиями. Аналогично проекту Н.А.Субботина. Сказалось отсутствие опыта и юношеский максимализм ВК – по-видимому Алексей хотел получить очень мощный и одновременно быстроходный корабль. Он еще не понимал, что для получения преимущества, надо заплатить другим. После согласования изменений с Э.Е. Гуляевым, МТК утвердил спецификацию по корпусу броненосного корабля «№4» - будущего «Гангута». Постройку корабля было решено вести на казенном Новом Адмиралтействе. С постройкой второго и третьего крейсеров решили повременить.

     2 августа Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович, попросил не торопиться с закладкой корабля. Он намеревался «обкатать» корпус броненосца в Англии в опытовом бассейне Фруда. На что у генерал-адмирала была предварительная договоренность. Целью опытов было достижение кораблем скорости 18 узлов при имеющейся силовой установке.  Управляющий Морским министерством И.А.Шестаков высказал свое мнение, что это не реально и огромные средства будут потрачены зря. Однако, 7 августа МТК, по настоянию Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича, приняло решение обкатать модель корпуса нового броненосца в опытовом бассейне. Но послать для наблюдения грамотного офицера. С целью получить сведения для строительства опытового бассейна в России.

    Уильям Фруд первым в мире построил опытный бассейн и стал проводить в нем эксперименты по определению сопротивления на малых моделях судов. С 1859 года он проводил эксперименты с моделями кораблей у себя дома. Сначала в Пейгнтоне, а потом в опытовом бассейне в Торквее. В 1861 году Фруд отправил в Институт Военно-Морских архитекторов статью, которая оказала большое влияние на проектирование кораблей. Отец и сын разработали теорию, позволяющую рассчитать сопротивление воды движению судна по результатам испытаний модели.

   В январе 1886 года Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович получил результаты, из опытового бассейна Фруда,  по броненосцу №4. Читая рекомендации англичанина, Алексей Александрович не смог разобраться в изложенном. На следующий день были приглашены старший судостроитель Нового Адмиралтейства Э.Е.Гуляев, вице-адмирал Попов А.А. и управляющий Морским министерством И.А.Шестаков. Рекомендации гласили: «…Судно должно быть длиннее поперечных волн возникающих при его движении. Рекомендуем удлинить носовую оконечность на 10 футов (3,048 метра) и кормовую оконечность на 9 футов (2,743 метра). Изменить конфигурацию таранного образования и выполнить его со значительным утолщением. Для упрощения понимания, теоретический чертеж корпуса прилагается. Рекомендуем довести мощность силовой установки до 10000-10800 индикаторных сил…». Далее шли таблицы и графики скорости.

  В пояснении по поводу указанного утолщенного таранного образования было указано – «… главный резерв снижения волнового сопротивления водоизмещающего судна заключается в уменьшении высоты и массы носовой волны, возникающей в зоне повышенного гидродинамического давления при встрече движущегося корпуса с невозмущенной еще массой воды. Высота этой волны и ее профиль зависят от распределения гидродинамического давления вблизи форштевня и водоизмещения по длине корпуса, а так же от остроты обводов носовой оконечности судна. Волновое сопротивление может быть снижено в результате использования принципа интерференции - наложения двух последовательных волновых систем таким образом, чтобы они взаимно гасили друг друга. Одно из конструктивных решений этой задачи состоит в применении утолщенных обводов тарана в носовой оконечности судна. Такой таран, представляющий собой хорошо обтекаемое тело, движущееся под водой впереди форштевня судна, формирует свою собственную волну. Поток воды, сбегающий с тарана, подходит к месту подъема гребня носовой волны с пониженным давлением (если бы не было корпуса судна, то здесь образовалась бы впадина на поверхности воды). Происходит наложение впадины волны от тарана на гребень волны от форштевня. В результате носовая волна «оседает», уменьшается также высота поперечных волн по всей длине судна.  Таран продолжает служить средством для стабилизации корпуса и сохранения устойчивости на курсе в условиях волнения. Тем более важно это для высокой скорости хода, такая конструкция тарана, благоприятно сказывается на уменьшении волнового сопротивления также и на спокойной воде».

   Адмиралы, разобравшись с пояснениями, приняли решение учесть рекомендации при перепроектировании и строительстве корабля №4. А теоретический чертеж, полученный от Фруда, принять как основной.

    К маю проект был переработан в соответствии с рекомендациями Фруда и на основе работы Макарова С.О. «О непотопляемости судов» изданной в  1875 году (генерал-адмирал очень настаивал на создании проекта корабля в соответствии с данной работой). В сентябре подготовили весь пакет документов, были подписаны договора на поставку материалов и вооружения.

    Строительство «броненосного корабля №4 для Балтийского моря» началось в эллинге Нового Адмиралтейства 29 октября 1886 года. Торжественная церемония закладки «броненосного корабля №4 для Балтийского моря», во время которой он получил наименование «Гангут», состоялась 20 мая 1887 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, генерал-адмирала Алексея Александровича, управляющего Морским министерством вице-адмирала Ивана Алексеевича Шестакова, главного корабельного инженера Н.А.Субботина и других официальных лиц. Первоначально проектировавшийся как крейсер-броненосец, этот корабль, волею судьбы, стал кораблем, на котором обкатали очень много новшеств: таран-бульб (хотя в то время он так не назывался); система непотопляемости; дополнительная противоминная защита в носовой оконечности; противоосколочное бронирование оконечностей, боевая форсировка котлов. И через многие годы, претерпев аварии и затопление был восстановлен в качестве броненосного крейсера – практически таким, каким его предлагал Гуляев на конкурсе.

    Строителем корабля был назначен младший судостроитель А.Е.Леонтьев 2-й.       Проект предусматривал установку двух вертикальных паровых машин тройного расширения. Суммарная индикаторная мощность машин предполагалась 9800 л.с. при естественной и 13000 л.с. при форсированной тяге. Вооружение броненосца состояло из двух 305 мм орудий с длиной ствола 30 калибров в носовой и кормовой  башенных установках; четырех 229 мм орудий с длиной ствола 35 калибров в каземате на батарейной палубе; восьми 152 мм  орудий с длиной ствола 35 калибров на батарейной палубе; двух 63,5 мм десантных пушек Барановского. Противоминная артиллерия состояла из шести 47 мм пушек с длинной ствола 46 калибров и десяти пятиствольных 37 мм пушек Р37. Корабль имел пять 381 мм надводных торпедных аппаратов.

    В качестве контрагентов для строительства броненосного корабля было привлечено большое количество как казенных, так и частных предприятий. Листовую, угловую, тавровую и другую сталь поставлял Александровский сталелитейный и сталерельсовый завод, броню - Адмиралтейские Ижорские заводы. Большой заказ получил Балтийский завод, который изготавливал паровые котлы и главные машины. Орудия изготавливал Обуховский завод, станки 152 мм орудий - Металлический, а станки 229 мм орудий и 381 мм торпедные аппараты - Общество Путиловских заводов. Путиловский завод представил так же,  проект башни 305 мм орудий, автором которого был французский инженер Г. Канэ.

     6 октября 1889 года «Гангут» благополучно сошел на воду. Углубление форштевнем составило 4,28 м, ахтерштевнем - 4,43 м, «воды в трюме и перегиби при спуске нет» доложим в МТК командир корабля капитан 1 ранга Скрыдлов. 18 сентября 1890 года успешно завершили швартовные испытания, а 14 октября броненосец своим ходом перешел, в сопровождении восьми буксиров в Кронштадт. 3 июля 1891 года «Гангут» вышел на ходовые испытания, но через 19 дней вернулся в гавань для устранения многочисленных неисправностей. Новые испытания состоялись 30 марта 1892 года: во время шестичасового пробега на полном ходу, без форсировки котлов, при суммарной мощности машин 9936 л.с, углублении форштевнем 7,45 м и ахтерштевнем 7,55 м, «Гангут» развил скорость 17,51 уз, причем наблюдалась сильная вибрация верхней части цилиндров. МТК признал результаты этих испытаний неудовлетворительными и журналом от 10 мая 1892 года предложил Балтийскому заводу провести новые испытания. 12 сентября состоялись повторные ходовые испытания. При полной форсировке котлов (13716 л.с.) и осадке 7,6 м, что соответствовало водоизмещению 9459 т, новый броненосец сумел развить максимальную скорость  в 19,34 уз (средняя - 19,12 уз); при запасе угля 725 т. дальность плавания в расчете на 10 узловой ход оказалась равной 3800 миль. Машины работали ровно, без стука и нагревания отдельных частей. Без форсирования котлов, корабль разогнался до 17,92 узла, но заветные 18 узлов преодолеть не смог.

Крейсер-броненосец (броненосец 2 класса) «Гангут» 1892 год

Tags: альтернативное кораблестроение, броненосец
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments