alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Одна мачта, одна труба, одна пушка – одно недоразумение. Эскадренный броненосец «Гангут»


День 12 июня 1897 года на Транзундском рейде начался как обычно. На кораблях Практической эскадры Балтийского флота в 5 часов утра сыграли побудку; уборка коек, умывание, молитва, завтрак, приборка шли своим размеренным порядком. Когда медь заблестела в лучах солнца, палубы были вымыты, снасти обтянуты, и началась подготовка к рабочему дню. Согласно расписанию занятий и учений кто-то готовился к постановке сетевых заграждений, кому-то выпала очередь свозить десант на берег. В 7 ч 15 мин эскадренный броненосец «Гангут» под флагом начальника эскадры вице-адмирала С. П. Тыртова снялся с якоря и направился в Выборгский залив на артиллерийские стрельбы.

Каждый год корабли эскадры занимались здесь боевой подготовкой. Район изучили до мелочей: низкие покрытые лесом берега, небольшие островки, спокойная в июне гладь залива, ни океанских приливов, ни отливов. Словом, тихий, райский уголок. К осени здесь уже неуютно, но к этому времени большинство судов эскадры, закончив кампанию, становится на зимовку в гаванях Кронштадта. Неудобство для плавания в этом районе доставляли лишь подводные камни. Последний раз промеры глубин выполнялись здесь в 1834 году, и не проходило кампании без посадок на мель или ударов о камни. К этому привыкли, впрочем после серьезной посадки на мель броненосца «Император Александр II» в 1895 году приняли решение произвести в шхерах гидрографическое траление. Его начали с выходных фарватеров из портов, и к 1897 году до района острова Рондо, куда направлялся «Гангут», очередь еще не дошла.

Эскадренный броненосец «Гангут» находился в строю всего несколько лет и среди моряков пользовался не очень лестной репутацией. О нем говорили:

«Одна мачта, одна труба, одна пушка – одно недоразумение».

Управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков считал водоизмещение и стоимость предшествующих броненосцев («Петр Великий», «Император Александр II» и «Император Николай I») слишком большими как для Балтийского морского театра, так и для бюджета. 4 июля 1887 года Шестаков приказал приступить к проектированию четвертого балтийского броненосца (по действовавшей тогда классификации – броненосного корабля), который должен быть подобен по общему расположению двум предыдущим, иметь осадку не более 20 футов (6,1 м) при скорости 15 уз,

«наивозможно полно защищен не очень толстою броней, как пояса по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии».

Задание на проектирование, утвержденное 17 ноября 1887 года, определяло, что новые корабли должны быть сильнее германских броненосцев, способны дойти от Кронштадта до Зунда и обрат-носо скоростью 14-15 уз. Осадка в пределах 6,7 м должна обеспечить проход Балтийскими проливами, как Большим и Малым Бельтами, так и Зундом.

Значительно осложняло задачу проектантов требование, чтобы новый малый броненосец для закрытого морского театра был способен «в случае необходимости» совершить переход в Средиземное море и даже на Дальний Восток. Пресловутый принцип «экономии» проявился и в выборе главного калибра артиллерии. Чтобы избежать применения дорогостоящих и сложных гидравлических механизмов, главный калибр ограничили 229-мм орудиями с длиной ствола 35 калибров, полагая их достаточными против 240-мм орудий германских броненосцев типа «Ольденбург» (30 калибров) и 260-мм у типа «Заксен» (22 калибра). Снаряды 229-мм орудия Обуховского завода, как ожидалось, могли пробить броню большинства кораблей вероятных противников. Артиллерию среднего калибра предполагалось усилить скорострельными 75-мм и 120-мм пушками. Ориентировка при проектировании на уже находящиеся в строю корабли вероятного противника приводила к тому, что при вступлении в строй новый броненосец оказывался слабее своих зарубежных современников.

В начале 1888 года в Морской технический комитет (МТК) поступили проекты старшего судостроителя Э. Е. Гуляева, главного корабельного инженера Петербургского порта Н. А. Субботина и инженера Франко-русских заводов П. К. Дюбюи. В проекте Субботина два 305-мм орудия располагались в носовой и кормовой одноорудийных башнях и четыре 229-мм в одноорудийных побортно. Дюбюи предлагал носовую барбетную установку для двух 305-мм и казематное расположение четырех 229- и восьми 152-мм орудий. Исходя из указанных выше соображений, за основу приняли проект Гуляева с вооружением из шести 229- и четырех 152-мм орудий, предпочтя увеличенный запас угля и лучшее бронирование более сильной артиллерии других проектов.



( Читать дальше... )

Tags: ВМФ России, РИФ, броненосец
Subscribe

Posts from This Journal “броненосец” Tag

promo alternathistory февраль 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments