alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Французы первыми освоили серийное производство самоходных артиллерийских установок. Этим машинам не хватило буквально нескольких месяцев, чтобы поучаствовать в Первой мировой войне. После её окончания интерес к САУ несколько угас, и вернулись к этой теме во Франции только в начале 30-х годов. В этом материале речь пойдет о французских самоходных установках, создававшихся на базе средних танков, и прежде всего о SOMUA SAu 40, которая почти смогла попасть на конвейер.

От машины поддержки до истребителя танков

У истоков французской самоходной артиллерии стоял Эмиль Римайо, главный конструктор Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt (FAMH). Именно он создал концепцию самоходного лафета, воплощённую в семействе самоходных установок, часть из которых дошла до стадии серийного производства. Известны эти машины под обозначением Saint-Chamond (по названию города Сен-Шамон, в котором располагалось предприятие).

Точно также назывались и танки, которые разрабатывала и производила компания FAMH. Изюминкой этих танков стала электрическая трансмиссия. Но ещё интереснее выглядели самоходные установки конструкции Римайо. Электродвигатели САУ питались по кабелю от идущего впереди тягача, который одновременно выступал в роли подвозчика боеприпасов. А ведь до появления широко известных танков Порше с электрической трансмиссией оставалось ещё два с лишним десятилетия!


Патент на самоходную установку Эмиля Римайо, датированный 1921 годом. Похожую концепцию главный конструктор FAMH позже воплотил в жизнь в виде легкой САУ для поддержки кавалерии

Окончание Первой мировой войны ударило и по французской военной промышленности. Построить крупную серию самоходных установок Saint-Chamond для французской армии не удалось, но у производителя оставались надежды на зарубежные заказы. После Первой мировой войны распалось сразу несколько империй, осколки которых превратились в независимые государства. Локальные конфликты в это время не являлись редкостью, и даже тяжелая экономическая ситуация в мире не стала непреодолимой преградой для наращивания военного потенциала.

В то же время большое количество бывшего в употреблении вооружения и военной техники наводнило рынок, что несколько усложняло задачу заводам, выпускавшим военную продукцию. Тем не менее, некоторые предприятия, среди которых была и компания FAMH, разрабатывали новые образцы бронетанковой техники. Велись эти работы с прицелом в первую очередь на экспорт, поскольку французской армии с лихвой хватало того, что оставалось с войны. Больше того, французское правительство активно продавало излишки оружия на экспорт, усложняя тем самым жизнь отечественным производителям.


Такой должна была стать Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924

Одним из скромных успехов FAMH на поприще экспортных поставок стала колесно-гусеничная танкетка Saint-Chamond Modele 1921 Chenillette. Разрабатывалась эта машина под руководством Римайо как развитие идеи 3-тонных танкеток, заказанных французской армией. У французских военных интерес к танкеткам оказался кратковременным. В марте 1919 года маршал Петен опубликовал письмо о необходимости подобных машин, а затем до конца 20-х годов активности французских военных по этой теме не наблюдалось. В связи с этим FAMH ориентировалась на экспорт. Одну такую танкетку купили японцы, интересовались ею поляки, а Испания купила целых 7 штук. Это был первый экспортный успех бронетехники французской разработки межвоенного периода.

На базе танкетки Римайо разработал еще несколько машин. В их числе оказалась и САУ Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924. Эта машина, имевшая боевую массу 11 тонн, предназначалась для сопровождения кавалерийских частей. Конструкция получилась необычная: помимо того, что машина была колесно-гусеничной, так еще и орудие располагалось в её кормовой части. Чтобы вести огонь по врагу, самоходную установку пришлось бы разворачивать задом наперед. Впрочем, по подобной схеме Римайо проектировал и большинство своих предыдущих САУ. Это был типичный «самоходный лафет»: броня в виде орудийного щита здесь полагалась только артиллерийской установке. Дальше проекта работы по Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924 не продвинулись, поскольку зарубежных заказчиков для неё не нашлось, а французские военные интереса к новой САУ не проявили.


Охранный танк конструкции Garnier-Renault, 1935 год

Tags: САУ, танки Второй Мировой, танки Франции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 25
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments