alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Аванпроект малого легкого крейсера

Развитие класса легких крейсеров сопровождалось непрерывным ростом их линейных размеров и водоизмещения. Если в период первой мировой войны легкие крейсеры имели водоизмещение от 3000 до 6000 т, то в межвоенный период их водоизмещение увеличилось до 6000-10 000 т, а во время второй мировой войны до 10 000-12 000 т. Проектируемые и построенные после войны легкие крейсеры имели стандартное водоизмещение от 12 000 до 16 000 т. Рост водоизмещения вызывался повышением тактико-технических требований, предъявляемых заказчиком к вооружению, защите, мореходности, дальности плавания, живучести и обитаемости данного класса кораблей. Все это увеличивало сроки и стоимость постройки крейсеров, а следовательно, замедляло пополнение ими военно-морских флотов.

Помимо традиционного проектанта – ЦКБ-17 Народного комиссариата судостроительной промышленности (НКСП, с 1946 года – Министерства судостроительной промышленности – МСП) перед Великой Отечественной войной и сразу после нее проектные работы по легким крейсерам велись также в ОКБ-5, ОКБ-172 и ОКБ-196 Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), в которых трудились находящиеся в заключении специалисты.

Из-за широты оперативно-тактических задач и разнообразия условий, в которых приходилось действовать легким крейсерам, специалистами ОКБ-5 предлагалось разделить этот класс на несколько подклассов. Было сделано заключение о необходимости наличия в составе ВМФ СССР двух типов легких крейсеров:


  • • большого, способного по силе своего артиллерийского вооружения и броневой защиты вести борьбу с основными крейсерскими силами противника, вооруженными 152-мм артиллерией, защищенными в пределах цитадели 127-мм бортовой и палубной броней;

  • • малого, способного вести борьбу с легкими небронированными и слабо бронированными кораблями противника (эсминцами, лидерами и малыми легкими крейсерами со 127-133-мм артиллерией), защищенными бортовой броней толщиной 76-88 мм и палубной – 51 мм.

Тип большого легкого крейсера был определен еще до начала Великой Отечественной войны: им стал легкий крейсер проекта 68. После войны, с учетом ее опыта, были созданы проекты 68К и 68бис дальнейшего совершенствования крейсеров этого типа.

В то же время тип малого легкого крейсера до конца 40-х годов окончательно не определился, хотя в этом направлении был проведен большой объем научно-исследовательских и проектных работ. С середины тридцатых годов научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации вели работы по поиску облика «малого крейсера дальнего действия». В период 1939- 1941 годов ОКБ-196 по тактико-техническим требованиям того времени разработало целый ряд инициативных проектов малых легких крейсеров, получивших в целом положительную оценку флота:


  • • предэскизный проект малого легкого крейсера дальнего действия МК-4 водоизмещением около 8000 тонн с тремя двухорудийными 152-мм установками МК-4 (решение Управления кораблестроения ВМФ от 2 апреля 1940 года № 86822);

  • • предэскизный проект малого крейсера с универсальной артиллерией МК-6 водоизмещением 7800 тонн с пятью двухорудийными 130-мм универсальными установками МК-18 (решение Управления кораблестроения ВМФ от 20 марта 1941 года № 943);

  • • эскизный проект 94 легкого крейсера (решение Управления кораблестроения ВМФ от 28 апреля 1941 года № 94318).




( Читать дальше... )

Tags: #боевые корабли, ВМФ СССР, крейсера, нереализованные проекты кораблей
Subscribe

Posts from This Journal “крейсера” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments