alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтфлот 1906-1939: Вторая молодость (учебные крейсера типа «Богатырь»).


Написав про легкие крейсера типа «Яхонт» я вроде как с крейсерами покончил, но тут оказалось что на Балтике к 1929 году, у меня остались только две «Светланы». При том что, несмотря на то что БФ потерял статус «главного» флота страны, он стал главной учебной базой, как раз учебных кораблей у меня не густо оказалось, особенно с ПТУ. Но зато у меня остались 3 не самые старые «колоши» из племени крейсеров (увода в Безерт флота не было), вот и подумал можно ли найти им применение или нет? Думаю можно, тем более у меня судостроение не так уж и раздолбано, в принципе оставшийся в РИ «Кагул» восстановили меньше чем за два года после того как в апреле 1919 по приказу бритов подорвали главные механизмы и это в стране которая практически лежала в руинах. Предупреждаю, тут даже для меня много букв.

По новой концепции строительства флота, которая была принята в 1922 году Балтике, отводилась роль главной учебной базы ВМФ. Фактически главной ударной силой России на море становился Черноморский флот, а при обороне балтийского побережья основная нагрузка легла на легкие силы, минные заграждения, подводные лодки и береговую артиллерию. Поддержку должны были оказывать три оставшихся дредноута типа «Севастополь» и авиация, крейсерам оставалось лидирование эсминцев и по возможности дальняя разведка.

Надо заметить, что темпы строительства флота по сравнению с довоенными годами упали по вполне понятным причинам, новые корабли не закладывались, на это просто не хватало ресурсов, но со времен «проклятого» царизма остался очень не плохой задел, например только на Балтийских верфях к 1921 году находилось 14 различных вариаций на тему ЭМ «Новик» в разной степени готовности и 6 ПЛ, это не считая 3 легких крейсеров и того же количества линейных, а также различной мелочи, но и для достраиваемых кораблей квалифицированные экипажи.

Но тут сложилась ситуация когда соединение ВМС которое отвечало за подготовку личного состава просто не имело вменяемых учебных кораблей, притом практически все достраиваемые корабли имели паротурбинную силовую установку. Кроме того требовалось обучить не только машинные команды, но и матросов других специальностей, а технологии во время первой мировой войны сделали большой шаг вперед.

Первое время из положения пытались выйти, гоняя с новобранцами действующие корабли флота (лучше всего для этого подходили турбинные крейсера), но это была вынужденная мера, поскольку это уменьшало ресурс и мешало боевой службе штатных экипажей. К тому же в составе флота оставались только два таких крейсера «Светлана» (1917) и «Адмирал Бутаков» (1923), а достраиваемый по измененному проекту «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» переводились в состав ЧФ, который стал сильным геополитическим инструментом в регионе и его усиление было первоочередной задачей.

Мысль перевести с Дальнего востока турбинный учебный корабль «Владивосток» (ех-«Рюрик») отмели сразу, силы на Тихом океане были очень небольшими, а события 1918-1920 г.г. показали, что доверять заклятым «друзьям» в регионе не стоит, к тому же вошедший в строй весной 1924 года «Владивосток» хотя и числился учебным кораблем имел на вооружении 6х254 мм орудия которые остались в соответствии с соглашением, что было хорошим довеском в случае нападения на одноименный город. Даже переданный французами трофейный крейсер «Kolberg» после ремонта было решено включить в состав Сибирской флотилии, куда он и убыл в том же году, хотя командующий Балтфлотом адмирал Бахирев требовал оставить его в качестве учебного.

Таким образом ситуация была аховая и полностью к ее осознанию подошли только в компании 1924 года, когда плановый ремонт головного крейсера «Светлана» из-за износа механизмов затянулся на 2 месяца дольше планируемого срока, а стоимость подскочила на 50%. Выйти в море он смог только в июле. Вопрос надо было решать при том незамедлительно.

Предложение купить турбинное торговое судно за границей или построить у себя так же не получило поддержки, поскольку такой вариант все равно не мог обеспечить полный комплекс боевой подготовки, а в случае постройки у себя к тому же отодвинуло решение проблемы на пару лет, да и денег на это особо не был на это. Тогда обратились к тому, что уже было.

В принципе вариантов на Балтике было как раз не много, из старых крупных кораблей, оставался только бронепалубный крейсер «Богатырь» немецкой постройки, который вступил в строй еще в 1902 году. В отличие от крейсера «Олег», он был в худшем техническом состоянии и  с мая 1918 года находился на хранении в Кронштадтском порту,  там его собирались разоружить (например,  часть 130 мм орудий должно было уйти на вооружение черноморских «Светлан»),  но 18 июня 1919 года «Олег» был потоплен как потом выяснилось британскими ТКА. Это заставило вывести «Богатырь» из резерва и после необходимого ремонта ввести в состав морских сил Балтийского флота. После ввода в строй турбинного крейсера «Адмирал Бутаков» значение старого бронепалубника стало падать. В принципе «Богатырь» уже тогда де-факто стал учебным кораблем, на нем проходили подготовку коммендоры, благо на нем с 1916 года стояли 130 мм орудия, а не на что большее, по мнению руководства флота, он был не годен. К тому же отсутствие должного ремонта сделало свое дело и компанию 1923 крейсер снова встретил на хранении, уже шли переговоры с несколькими компаниями Германии о сдаче его на слом, считали, что обычный ремонт устаревшего корабля будет бессмысленным, если бы не история со «Светланой».

Проект переоборудования крейсера поручили КБ Петроградской верфи «Новое адмиралтейство» которая стоила систершип «Богатыря». Требования были минимальные, корпус по возможности оставить прежним, в связи с необходимостью обучения машинных команд заменить паровые машины турбинами, при том любыми которые могут быть в наличие, отдельно предусматривалась замена котлов при том желательно было использовать их сразу двух типов которые были распространены на флоте - Ярроу и Норманд. В остальном давалась полная свобода действий, кроме двух дополнительных условий - быстро и дешево.

Надо сказать, что к этому «заказу» там отнеслись позитивно, верфь планировала заняться достройкой ЛКР «Наварин» по новому проекту (правда работы смогли начать только в 1925 году из-за отсутствия новых орудий), а «Бородино» вышел на ходовые испытания в конце 1921, правда получил весь комплект вооружения и оборудования смог двумя годами позднее. Кроме того для достройки на завод были отбуксированы 3 ЭМ типа «Изяслав» из Ревеля и 4 типа «изменённый Гогланд» с Усть-Ижорской верфи. Других заказов для крупного завода в ближайшее время не планировалось и что бы сохранить кадры и производственный потенциал, КБ выложилось на все сто процентов.

Задание поняли буквально, поставить любую котлотурбинную установку что была в наличие, а в наличие как раз ничего и не было. Турбины со списанного ЛК «Полтава» были уже фактически разукомплектованы для восстановления оставшихся кораблей, в тоже время на заводе оставались четыре котла Ярроу с этого же линкора, два из них решили поставить на крейсер. Четыре котла системы Норман-Вулкан согласился поставить государственный Франко - русский завод (такие же стояли на ЭМ типа «Орфей»). Котлы располагались в двух отделениях, при этом носовое вместе с трубой было ликвидировано. С турбинами вопрос решили взысканием с фирмы «Шихау»  двух оплаченных, но не полученных еще перед первой мировой турбин «Кертис-АЭГ-Вулкан» для крейсеров Сибирской флотилии.

Продольный раздел крейсера «Богатырь» после модернизации.

( Читать дальше... )

Tags: #боевые корабли, #крейсер, альтернативное кораблестроение, крейсера
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное кораблестроение” Tag

  • Мир-10

    Предыдущие части цикла 24 октября 1917 года. Сводный отряд охотников 3-й Сибирской дивизии. Ночлег на германской линии окопов. - Господин…

  • Нереализованные проекты кораблей для Российского императорского флота конца 19-го – начала 20-го век

    Нереализованные проекты кораблей для Российского императорского флота конца 19-го – начала 20-го веков Всем доброго времени суток. Данный…

  • (no subject)

    Корабельная артиллерия – поколение III В 1882 г. Пампушко Семен Васильевич занял место репетитора химии в артиллерийской академии, а…

  • Двенадцать японских перевертышей

    Реанимация одного (двух/трех) своих старых проектов. Первоначально крейсера типа "Миоко" должны были нести 8 203-мм орудий, когда стало…

  • Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 8.5.3

    Корабельная артиллерия второго поколения В марте 1882 года начаты проектные работы по созданию второго поколения корабельной артиллерии (и…

  • Мир-3

    Уже вечером минзаг Припять завалил пролив Соэлозунд минами. Еще немного добавили три теплохода. Когда накал боев на Кассарском плесе стих, появилась…

  • (не очень) Aльтернативная программa 1898года. версия 2.0

    Уважаемые коллеги, бурный всплеск интереса к кораблям для РЯВ, учиненый нашим коллегой Стволяра „по причине отпуска“ неизбежно докатился…

  • Проект "Миротворец"

    Данный материал – своего рода «аллаверды» коллеге Юра27. Первоначально думал выложить это в комментариях к его статье про дешевые…

  • Мы наш, мы новый мир построим

    14 июля 1941 года. Рижский залив. - Где же этот конвой. Все проверили, даже в устье Даугавы. - Так может, его и не было. - Был, был он. Разведка…

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments