alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Танк Сиркена. Искра благородного безумия

Очень интересный проект танка раскопал Андрей Мартьянов. Думаю он будет интересен особенно коллеге Ансару. На его основе альтернатив у нас ещё не было.

Имеются весьма обоснованные сомнения в том, что летопись танкостроения конца ХХ или начала ХХI веков историки найдут хоть сколь-нибудь интересной или занимательной — сплошные модернизации предыдущих образцов, развитие линий «основных» танков, но не более: крайне редко можно встретить поистине прорывной образец наподобие «Арматы», кругом одна скука.

Увы, но взрывной рост интереса к конструированию самых невероятных (и тем не менее вполне пригодных для постройки и последующих испытаний) танков отмечен в единственный краткий промежуток — ориентировочно с середины 20-х годов прошлого века и вплоть до начала Второй мировой войны, когда стало не до инженерных изысков: всем воюющим сторонам требовались простые, надёжные и хорошо защищённые массовые танки, которые можно было бы выпускать колоссальными сериями с минимальными затратами на производство. Из этого ряда несколько выбивается Германия с её «Тигром» или «Пантерой», которых простыми в производстве и эксплуатации никак не назовешь, но тут надо заметить, что «Пантера» к 1944 году практически изжила «детские болезни» и стала одним из лучших средних танков Второй мировой...

20–30-е годы были эпохой затишья; войны если и случались, то в основном колониальные, где «традиционные» рода войск вроде кавалерии или мобильной конной артиллерии гоняли бунтующих туземцев, а бронетехника относительно массово использовалась всего два раза — во время Гражданской войны в Испании и в советско-японском конфликте на Халкин-Голе и Хасане, и то тяжёлые танки там не применялись. Зато инженерная мысль вырвалась на простор, а конструкторские бюро в Европе, США и, конечно же, в СССР в самом буквальном смысле этих слов заболели танкоманией — данная сфера разработки военной техники стала невероятно модной, передовой и позволяющей претворить в жизнь самые новаторские идеи.

Танки и пехота идут в атаку. Халхин-Гол, 1939 год

Самое любопытное было в том, что единой концепции применения танков тогда не существовало — военные большинства государств полагали, что следующая большая война в общих чертах будет повторять Первую мировую с её «зависшими фронтами», преодолением могучих оборонительных позиций и столкновением многомиллионных масс пехоты, поддерживаемой танками, авиацией и артиллерией. Не отказывались и от кавалерии — в отдельных кругах отечественной интеллигенции почему-то принято смеяться над «замшелыми» взглядами советских маршалов Ворошилова и Будённого, которые в противовес чрезвычайно «прогрессивному» Тухачевскому всячески отстаивали сохранение и развитие кавчастей в РККА.

А мы интеллигенции ответим: в безусловно современнейшей армии Германии конца 30-х годов оставались два кавалерийских полка, которые с началом войны были сведены в 1-ю кавалерийскую бригаду. И надо же такому случиться — в боях за Польшу «архаичный» род войск показал великолепные результаты: в условиях польского бездорожья кавалерийские полки оказались значительно мобильнее даже танковых и моторизованных частей, не говоря уже об обыкновенной пехоте. Совершая стремительные обходные марши по просёлочным грунтовым дорогам и лесным тропинкам (причём — скрытно, без рёва двигателей и облаков пыли, выдававших направление передвижения механизированных частей), германские кавалеристы внезапными ударами во фланг и тыл успешно громили противника. Более того, с реализацией плана «Барбаросса» и началом осенней распутицы именно кавалерия (численно усиленная вдвое и превращённая в 1-ю кавалерийскую дивизию) осталась единственным родом наземных войск Германии, который мог продраться через вязкую грязь, в которой по люки утопали немецкие танки. 1-я конная дивизия вермахта действовала в Полесье — болотистом районе на стыке Западной Украины и Белоруссии, где напрочь отсутствовали дороги и где механизированные части вообще не способны были продвигаться.

Разъезд 1-й кавалерийской дивизии вермахта в разведке. Украина, 1941 год

Пассаж про кавалерию тут не случаен: англо-французская школа применения танков включала и такой пункт классификации бронетехники, как «кавалерийский» (или «крейсерский») танк, который должен был выполнять роль конных частей: лёгкая и быстроходная машина, обязанная быстро проскакивать в полосу прорыва фронта и начинать громить тылы, обозы и коммуникации неприятеля. В Советском Союзе эту роль выполняли танки серии БТ и даже первые Т-34.

Второй половиной «дуалистичной» концепции использования бронетехники являлись танки «пехотные» — тяжёлые хорошо бронированные монстры с максимально возможным вооружением, обязанные поддерживать идущую в атаку пехоту. А ещё такой танк просто обязан быть длинным, с гусеницами, охватывающими корпус — оптимально восемь-одиннадцать метров, для преодоления рвов и траншей. Примеры мы уже рассматривали: пятибашенный англичанин «Индепендент» или «самый тяжёлый британский танк» TOG-II — впрочем, толку от обоих было как от козла молока, а потому оба страшилища сразу по завершению проектов были отправлены в музей на веки вечные.

Ещё один пример танковой гигантомании – французский FCM 2C

Вернёмся, однако, в Советский Союз. В созданном в 1929 году Управлении по механизации и моторизации РККА (с 1934 года — Автобронетанковое управление) сидели весьма прогрессивные люди, пытавшиеся разработать собственную, советскую классификацию бронетехники — в итоге появилось пять типов танков: разведывательный, общевойсковой, оперативный, танк качественного усиления, мощный танк особого назначения (см. Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г).

От этой печки и можно было плясать конструкторам — поле для деятельности обширнейшее, поскольку первые три типа относились к танкам лёгким или средним, а то и вовсе к танкеткам, а последние два — к тяжёлым машинам, причём тяжёлые разнились по функциям: танк качественного усиления обязан участвовать в прорыве сильно укреплённых оборонительных полос и при том иметь хорошую броню и вооружение в комплексе с быстроходностью, позволяющей поддерживать механизированные соединения. А вот «мощный танк особого назначения» — тут понимай как хочешь: спецификация предписывала противоснарядную броню и возможность работать артиллерией против бетонных укреплений. Иначе говоря — артиллерийская САУ.

Словом, концепция довольно новаторская, как и положено первому в мире рабоче-крестьянскому государству, где пролетариат горел техническим энтузиазмом. Одна беда: до индустриализации ещё несколько лет, производственные мощности ограничены, культура производства низкая, инженерный состав слабо подготовлен. Однако раз партия, правительство и лично товарищ Сталин поставили трудовую задачу — надо выполнять.

Эскиз Т-42 (он же – ТГ-5), проект которого был представлен летом 1932 года, – ещё одна вариация на тему многотонного монстра

( Читать дальше... )

Tags: #танки, нереализованные проекты СССР, нереализованные проекты танков, тяжёлые танки
Subscribe

Posts from This Journal “нереализованные проекты СССР” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments