alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Малые, да удалые

Одной из характерных особенностей немецкого танкостроения периода Второй мировой войны являлось стремление к максимальному использованию ресурсов даже устаревшей техники. Особенно это касалось машин, которые в какой-то период составляли основу немецких танковых сил. Если танк устаревал, в Германии это вовсе не означало, что он обязательно уйдёт на переплавку. Одни машины отправляли в учебные части, другие проходили модернизацию. Устаревшие танки, особенно лёгкого типа, часто переделывались в самоходные артиллерийские установки и спецмашины. Не миновала эта судьба и Pz.Kpfw.I, первенца немецкого танкостроения, который морально устарел уже к началу Второй мировой войны.

Малая механизация пехотной артиллерии

Немецкие пехотные части к концу 30-х годов были вооружены широким спектром разнообразной артиллерии. Помимо противотанковых пушек и минометов, в их распоряжении были гаубицы и так называемые «пехотные орудия» (Infanteriegeschütz). По ряду параметров (длина ствола, высокие максимальные углы возвышения) эти орудия были близки к гаубицам, а формально относились к полковой артиллерии.

Немецкая пехота использовала пехотные орудия двух типов – легкое 7.5 cm leIG 18 и тяжелое 15 cm sIG 33. Особенно интересным было тяжелое орудие: ничего подобного на вооружении других армий мира не состояло. По некоторым характеристикам оно близко к минометам, что и неудивительно. Основной задачей sIG 33 являлась борьба с вражескими укреплениями. Первоначально орудие проектировалось для перевозки на конной тяге, но позже появилась версия, которая возилась артиллерийскими тягачами. Ее легко отличить по колесам: в «моторизованной» версии появились резиновые бандажи, благодаря чему допустимая скорость перевозки выросла.

Трофейное полевое орудие 15 cm sIG 33 на испытаниях. СССР, 1942 год

Со своими задачами sIG 33 справлялась вполне успешно. Главным недостатком системы был очень высокий для пехотного орудия вес – 1786 килограмм в боевом положении. Отчасти это компенсировалось использованием тягачей, в том числе полугусеничных. Другое дело, что в условиях боевых действий противник вряд ли позволит тягачу свободно ездить по полю боя. Вручную же семь человек расчета это орудие по полю таскали с трудом. Между тем, нередко тяжелым пехотным орудиям приходилось вести огонь практически в упор. Первый такой опыт был получен уже в ходе боев в Польше осенью 1939 года.

Вполне логичным решением, которое созрело к началу 1940 года, стала механизация sIG 33. Справедливости ради, это была не первая попытка перевода данного орудия в самоходную артиллерию. Дело в том, что sIG 33 некоторое время выпускалось в СССР под обозначением НМ. Именно в Советском Союзе впервые возникла идея использования данного орудия в качестве вооружения самоходной артиллерийской установки. Качающуюся часть НМ установили на СУ-5, САУ с использованием агрегатов легкого танка Т-26. Получившаяся машина имела индекс СУ-5–3. По ряду причин она так и не была запущена в серийное производство.

В Германии же эта история имела совсем другое развитие.

15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B без листов рубки. Очень хорошо видно, как орудие крепится на усилителях, приваренных к крыльям. Кроме того, отлично видно, что орудие нависает над механиком-водителем

В самом начале 1940 года предприятие Alkett (Altmärkische Kettenfabrik) из Шпандау получило задание на разработку самоходной установки на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B. Выбор этого предприятия отнюдь не случаен: Alkett являлось дочерним предприятием концерна Rheinmetall-Borsig AG, разработчика и производителя орудия sIG 33.

Вполне логичным выглядит и выбор Pz.Kpfw.I Ausf.B в качестве базы. Во-первых, после польской кампании имелось довольно большое количество ремонтных шасси этих машин. Во-вторых, в ходе той же кампании стало окончательно ясно, что танк с одним лишь пулеметным вооружением мало подходит для современной войны. В-третьих, более мощный двигатель и более длинная, чем у Pz.Kpfw.I Ausf.A, база позволяли делать на основе Pz.Kpfw.I Ausf.B самоходные установки. Что касается Pz.Kpfw.I Ausf.A, то из них немцы делали подвозчики боеприпасов (всего была построена 51 штука). Также в 1941 году 24 танка Pz.Kpfw.I Ausf.A переделали в ЗСУ 2 cm Flak 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Эти машины, построенные на заводе Stöwer в Штеттине, оказались довольно спорными по конструкции и боевым возможностям.

Экипаж этой самоходной установки серьезно доработал свою машину. Хорошо виден импровизированный гильзосборник, а в рубке появилась радиостанция

Весьма спорной по конструкции оказалась и разработанная Alkett самоходная установка, получившая простое и незатейливое обозначение 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B («15-см моторизованное орудие sIG 33 на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B»). Нередко ее называют Sturmpanzer I либо Bison, но эти названия к реальности никакого отношения не имеют.

Полученное Alkett необычное техническое задание стало причиной того, что у тамошних конструкторов получилась весьма неординарная машина. С танка снималась подбашенная коробка, и на этом, в основном, изготовление шасси заканчивалось. Вполне логичным решением могла бы стать установка в машине качающейся части орудия, но техническое задание требовало полного сохранения его оригинальной конструкции. Орудие просто закатывалось на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B без подбашенной коробки и закреплялось. Ширина колеи sIG 33 была такова, что закатывалась она по крыльям. Поскольку те явно не были рассчитаны на такую массу, на крылья приварили специальные усилители, к которым и крепились колеса орудия.

Для защиты от стрелкового огня спереди и частично с боков орудие получило щитовое прикрытие. Общая высота машины достигала 2,7 метра, а боевая масса – 8 тонн. На момент создания это была самая высокая боевая гусеничная машина вермахта. Ее экипаж состоял из семи человек, из которых трое ехали сзади на полугусеничном тягаче Sd.Kfz.10, выполнявшем роль подвозчика боеприпасов. В самой машине находилось всего несколько выстрелов (2–3). Не было у нее и радиостанции. Проблема связи решалась с помощью использования переносных радиостанций.

Пятая машина из s.IG.Kp(Mot.S) 703, июнь 1940 года. Судя по надписи на щите орудия, один военнослужащий из состава расчета САУ погиб 24 мая того же года


Tags: #танки, САУ
Subscribe

Posts from This Journal “САУ” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments