alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 1

Альтернативные истребители-монопланы FIAT CR.42 Falco

Перед тем как выложить данную статью я хочу выразить слова благодарности уважаемому коллеге vasia23 за неоценимую помощь (цветные профили) в ее создании.

Предисловие автора: В 1930-е годы в СССР основу истребительной авиации составляли машины, разработанные под руководством Николая Поликарпова, но мало кто знает, что примерно в это же самое время (середина 1920-х – конец 1930-х годов) в другой стране был авиаконструктор, который также как и Николай Николаевич мог претендовать на неофициальный титул «короля истребителей». Речь идет об Италии и одном из ведущих её авиаконструкторов – Челестино Розателли. Достаточно длительный срок на вооружении Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica) состояли созданные им истребители-бипланы: CR.20, CR.30 и CR.32. В конце 1930-х годов им был создан весьма совершенный истребитель CR.42, который был всем хорош, кроме одного: это бы биплан, тогда как в небе уже господствовали монопланы. Нельзя сказать, что сеньор Розателли был ретроградом и фраза Майкла Грегора

«они начнут войну с монопланами, но закончат ее с бипланами»

не соотносится с ним никак. В середине 1930-х годов под руководством Челестино Розателли были разработаны бомбардировщик-моноплан BR.20 Cicogna и дальний истребитель-разведчик CR.25 и, таким образом, имелись все предпосылки к созданию сеньором Розателли проектов истребителей-монопланов. О возможности создать эти истребители-монопланы и пойдет речь в данной серии статей.

* * *


Итальянский авиаконструктор Челестино Розателли

Остроносый истребитель-биплан FIAT CR.32 в 1930-х годах так же определял лицо итальянской военной авиации, как и громоздкие трехмоторные бомбардировщики Savoia-Marchetti S.81 и S.79. Этот самолет стал вершиной эволюции целого семейства истребителей, созданного талантливым инженером Челестино Розателли из компании Aeronautica d’Italia – авиационного отдела концерна FIAT. Истребители CR.32 полностью удовлетворяли итальянских военных и имели большой экспортный потенциал: машины данного типа были закуплены Австрией, Бразилией, Венгрией и Китаем.

Развивая потенциал CR.32 сотрудники КБ компании Aeronautica d’Italia руководством Челестино Розателли продолжали раскручивать удачно начатую тему 32-го. В 1935 году на испытания вышел FIAT CR.33, представлявший собой усовершенствованный вариант СR.32 с 690-сильным двигателем водяного охлаждения FIAT А 33R С35, снабженным трехлопастным винтом и нагнетателем. Одновременно с тремя прототипами CR.33 испытывался FIAT CR.40, совершивший первый полет в марте 1934 года. От предшественника его отличало верхнее крыло типа «прямая чайка», в корне которого размещались синхронизированные 12,7-мм пулеметы. Следующий экспериментальный истребитель CR.40bis, облетанный также в 1934 году, оснащался радиальным авиамотором FIAT А 59R (лицензионный Pratt-Whitney Hornet мощностью 690 л.с. на высоте 2000 метров) показал максимальную скорость 388 км/ч.


Опытный истребитель FIAT CR.33

Опытный истребитель FIAT CR.40

Однако не следует считать сеньора Розателли ретроградом или приверженцем бипланной схемы. Залогом победы в воздушном бою в равной степени являются скорость и маневренность истребителя. Поскольку во второй половине 1930-х годов мало кому удавалось «скрестить» эти качества в одной машине, то во многих странах направления скоростных монопланов и маневренных бипланов развивались параллельно. Одну из таких попыток предпринял и Челестино Розателли.

Первый блин комом

В 1934 году по собственной инициативе Челестино Розателли начал разработку проекта «скоростного экспортного истребителя». Новый самолет должен был обладать высокими летными качествами, низкой ценой и при этом обладать простотой технического обслуживания и ремонта. Одной из особенностей проекта должен был стать большой выбор альтернативных вариантов силовой установки.

Первые проработки были выполнены под закупленный двухрядный 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14Kfz Mistral-Major мощностью 730 л.с.. Затем были выполнены эскизные проекты, в которых в качестве силовой установки были использованы отечественные авиамоторы: 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения 840-сильный FIAT A.74 RC.38 мощностью 840 л.с. и 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Isotta Fraschini L.121 RC 40 мощностью 900 л.с.. Также были разработаны эскизные проекты «скоростного экспортного истребителя» под двигатели Hispano-Suiza 12Ybrs, Bristol Mercury, Bristol Aquila, Pratt-Whitney R-1830.

Все проекты имели много общего: они были монопланами с низкорасположенным крылом. Основу фюзеляжа каждого проекта должна была составлять ферма из стальных труб; в качестве обшивки должны были быть использованы дюралюминий (в передней части) и полотно (в задней части).

Одной из особенностей проекта должно было стать крыло типа «обратная чайка» с большим сужением хорды. Технологически оно состояло из трех частей – центроплана и двух отъемных консолей. Центроплан имел силовой набор из сварных труб и фанерную обшивку. Изготавливался центроплан крыла как единое целое с фюзеляжем и оснащался нишами для основных стоек (на случай заказа убирающегося шасси) и топливными баками, размещавшимися в пространстве между передней кромкой и основным (передним) лонжероном.

В зависимости от платежеспособности клиента консоли крыла могли быть как металлическими, так и деревянными. В первом случае они должны были иметь деревянный силовой набор, а во втором – металлический. В обоих случаях обшивка должна была быть смешанной: фанерная в передней кромке и до переднего лонжерона и полотняная в остальных частях крыла.

Вооружение должно было состоять из четырех пулеметов винтовочного калибра. Поскольку в разных странах были свои калибры, то в целях снижения расходов на синхронизацию оно должно было располагаться в консолях крыла вне зоны ометания винта. Проект с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs в зависимости от желания заказчика мог оснащаться 20-мм мотор-пушкой Hispano-Suiza HS.404.

Шасси проектов также зависело от платежеспособности покупателей самолетов, и конструкторами компании были разработаны варианты с фиксированными и с убирающимися основными стойками шасси. Хвостовая стойка должна была быть фиксированной и закрываться обтекателем.

Поскольку истребитель должен был действовать не только в метрополии, но и в африканских колониях Италии, а также планировался на экспорт в страны второго мира, то сеньор Розателли большое внимание уделил вопросам простоты технического обслуживания и легкости ремонта. Съемные панели обеспечивали быстрый и удобный доступ к системе управления самолетом, амортизаторам шасси и ко всему оборудованию, необходимому для выполнения планового технического обслуживания. Так, например, капот двигателя снимался быстро и легко вне зависимости от типа силовой установки.


Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Gnome-Rhône 14Kfz

( Читать дальше... )

Tags: #самолёты, альтернативная авиация
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативная авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments