alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Проекты палубных самолетов-разведчиков Klemm E 63 и Klemm E 64. Германия

Статья Карлхайнца Кенса (Karlheinz Kens) «Borderkunder für deutsche Flugzeugträger. Die unbekannten Klemm-Flugzeuge» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 8/2007 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в мае 2017 года.

Предисловие редакции: В свое время Ганс Клемм (Hanns Klemm) в равной мере отказался от проектирования боевых самолетов и самолетов-бипланов. Такими были его размышления, основанные на научной основе тех лет и ставшие основой его планов. Результатом этого решения стало то, что проекты Клемма по формальным причинам, либо целенаправленно выпадали из привычных рамок.

Имя Ганса Клемма (1885-1961) является синонимом легких самолетов-низкопланов. Но так было не всегда. Первым летательным аппаратом Ганса Клемма был легкий одноместный самолет-высокоплан L15, разработанный им в 1919 году. Его первым успешным низкопланом – самолетом окончательно выбранной концепции – был легкий двухместный самолет L 20. Модель этого самолета, но с компоновкой высокоплана, была исследована в аэродинамическом научно-исследовательском институте (Aerodynamischen Versuchsanstalt – AVA), Гёттинген. Хотя применение схемы самолета-высокоплана и позволяло получить лучшие результаты по сравнению с альтернативной схемой низкоплана, Ганс Клемм, несмотря на то, что был связан дополнительными лицензионными обязательствами, сделал выбор в пользу низкорасположенного крыла. Данная схема обещала как конструктивные преимущества, так и обеспечивала удобство при попадание на борт самолета и при покидании его.

Однако выбор Клеммом схемы моноплана с низкорасположенным крылом не удерживал его от постоянного стремления к поиску особых решений по улучшению подъемной силы и уменьшению посадочной скорости. Здесь очень полезными оказались установленные в июне 1920 года тесные контакты с модельной лабораторией гёттингентского аэродинамического института AVA. Контакты Ганса Клемма с AVA начались в августе 1917 года, и ознакомление с авиацией состоялось благодаря тогдашнему директору предприятия Hansa- und Brandenburgischen Flugzeugwerke Эрнсту Хейнкелю, сумевшему разглядеть его потенциал.

В качестве технического директора расположенного в Зиндельфингене (Sindelfingen) кузовного завода компании Daimler Motoren Gesellschaft Клемм при помощи AVA помимо аэродинамических испытаний различных форм корпусов автомобилей также проводил аэродинамические исследования в области авиации. Его целью было создание и постройка дешевых легких самолетов с высокой безопасностью при эксплуатации и с как можно меньшей посадочной скоростью. Для этих целей летом 1923 года он начал исследования нового типа профиля крыла.

Данное крыло могло разделяться и раскладываться и в определенных режимах полёта было практически идентично бипланной коробке. В таком состоянии подъемная сила заметно возрастала. Если бы конструктивные сложности кинематической схемы не были бы столь большими, то возможно опытный образец самолета Клемма был бы бипланом в самом широком смысле слова.

15 сентября 1926 года правительственный советник по вопросам строительства (Regierungsbaurat) Ганс Клемм создал самолетостроительную компанию Leichtflugzeugbau Klemm (Klemm). Первоначально компания представляла собой акционерное общество, а с 1928 года была перерегистрирована как общество с ограниченной ответственностью (GmbH). Продукция данной компании хорошо продавалась. В критические 1929-1932 годы компания Klemm выжила в основном за счет экспортных заказов. Но в 1933 году – после смены власти в стране – развитие компании стало тормозиться. Государственный дирижизм [1] руководства Третьего рейха привел к тому, что для производимых компанией Klemm самолетов государственные заказы стали выдаваться все реже.

Подходящая ниша *

Руководству компании Klemm требовалась богатая фантазия для получения официальной поддержки проектам самолетов, а также найти нишу для их применения и получить заказы на последующие разработку и производство. 7 февраля 1935 года Ганс Клемм и руководитель конструкторского бюро компании Klemm дипломированный инженер Фридрих Фехер (Dipl.-Ing. Friedrich Fecher) прибыли в Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) для обсуждения доктором технических наук бароном Вольфрамом фон Рихтгофеном (Dr.-Ing. Wolfram Freiherr von Richthofen; 1895-1945), который в 1934 году в звании майора стал руководителем отдела разработок LC II (Entwicklungsabteilung LC II) технического управления.

Клемм и Фехер представили фон Рихтгофену на рассмотрение планы по разработке нового самолета для участия в европейских соревнованиях Europarundflug. Новая гоночная машина должна была отличаться высокой крейсерской скоростью. Но поскольку ходили слухи о том, что следующие всеевропейские соревнования могут не состояться, от создания гоночного самолета пришлось отказаться.

Вместо этой спортивной машины фон Рихтгофен предложил разработать скоростной двухмоторный гражданский самолет, способный перевозить четыре человека в условиях плохой видимости с использованием пеленгатора. В свою очередь Клемм стремился получить дополнительные задания для разработки боевого самолета. Вольфрам фон Рихтгофен с пониманием отнесся к этому стремлению и после соответствующе проверки, ознакомил Ганса Клемма с проектом авианосца и потребовал представить предварительный проект палубного самолета.

Когда фон Рихтгофен 24 апреля 1935 года посетил компанию Klemm, то с руководством компании вновь обсуждался вопрос разработки боевого самолета. Ганс Клемм был обнадежен известием о том, что было принято решение о постройке серии авианосцев. Также Ганс Клемм получил обещание ускорить рассмотрение и выдачу директив, касавшихся данного самолета. Уже в июне 1935 года компания Klemm получила задание на разработку палубного самолета-разведчика для авианосца, закладку киля которого планировали на конец 1936 года.

Интерес Ганса Клемма к разработке боевых самолетов по всей вероятности был передан и новому руководителю конструкторского бюро (главным конструктором компании Клемм назначил себя) Фридриху Фехеру (1904-1986), который в 1933 году сменил на этой должности перешедшего из компании Heinkel Роберта Люссера (Robert Lusser). Новый руководитель конструкторского бюро был коренным гессенцем и в период с 1922 по 1929 годы под руководством профессора Эбергарда (Eberhardt) изучал машиностроение в политехническом институте Дармштадта (Technischen Hochschule Darmstadt). Второй специальностью Фехера было авиастроение и вместе со своим сокурсником Ритцем (Ritz) он представил дипломную работу: разработанный для летной школы Дармштадта двухместный биплан D18 с большим выносом верхнего крыла.

С 1 января 1929 года Фридрих Фехер стал в авиастроительной компании Heinkel Flugzeugwerke, Вернемюнде, ассистентом конструктора Регелин (Regelin), который в свою очередь перешел из компании Rohrbach. В данной компании Фехером были получены знания, касавшиеся постройки цельнометаллических и боевых самолетов. В 1930 году Фридрих Фехер в качестве ассистента вернулся в Аэродинамический институт при дармштадтском политехническом институте и после смерти профессора Эбергарда вплоть до 1933 года читал лекции по авиастроению.

Klemm создал штаб по расширению конструкторской активизации, в который входили господа Хорн (Horn) и Ганс (Gans). Позже эта деятельность приобрела более конкретные формы созданием в Халле (Halle) филиала компании Klemm. Из-за неудачного стратегического расположения руководство RLM распорядилось перенести цеха для окончательной сборки самолетов компании Klemm из Бёблингена (Böblingen) в центральную часть Германии. Ганс Клемм согласился с данным предложением и интенсивно искал подходящее место. В итоге в мае 1934 года это привело к обсуждению переноса производства в расположенный на реке Зале (приток Эльбы) город Халле.

( Читать дальше... )

Tags: #самолёты, нереализованные проекты самолётов
Subscribe

Posts from This Journal “нереализованные проекты самолётов” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments