alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

"Шайтан-арба" обр. 1935 года

Колёсный танк (бронетрактор) КТ-1 начали выпускать в 1932 году.

И, разумеется, помимо положительных качеств, как и свойственно любой модели №1, у него неизбежно в ходе эксплуатации непрерывно вылезали и всевозможные косяки.

Так, скорость машины считалась недостаточной (хотя чего можно требовать от фактически колёсного бронетрактора, который и так на ровном шоссе умудрялся разгоняться до 50 км/ч?!). Большие металлические колёса тракторного типа, при всех своих рессорах и резиновых бандажах-грунтозацепах, обеспечивали машине не только хорошую проходимость, но и беспощадную тряску не то что на неровной местности, но даже на булыжной брусчатке.

Масса и размеры тех стальных колёс гарантировали быстрый износ рулевого управления при интенсивной эксплуатации. Во время распутиц, когда на колёса пришпандоривались ещё и развитые металлические шпоры-грунтозацепы, эти самые хреновины не просто помогали танку двигаться по плохим дорогам, они ещё и активно способствовали окончательному превращению плохих дорог в уже абсолютно убитые.

А ещё, серьёзное повреждение любого из колёс автоматом выводило боевую машину из строя – возить такую массивно-габаритистую «запаску» было негде.

И шум! Довольно примитивная (по отсутствию специальных ШРУСов) трансмиссия полного привода отчаянно шумела, и не редко этот шум плавно переходил в перегрев и всевозможные поломки.

Не слишком удобными оказались и компоновка с установкой вооружения. Башня была, наконец, официально признана тесной для двух человек и штатного вооружения КТ-1 (1 ККП и спарка 6,5-мм пулемётов). К тому же, при повороте башни на угол близкий к 90 гр. один из башнёров неизбежно упирался в спину водителя.

В общем, машину, несмотря на все её положительные боевые и эксплуатационные качества, ещё ого-го было куда модернизировать! И КБ Выксунского з-да приступило к этой работе практически незамедлительно, сразу вслед за постановкой КТ-1 в серию.

Прежде всего броневик получил более мощный, форсированный до 115 л.с. мотор с более эффективной системой охлаждения и усовершенствованную «скоростную» КПП. (Этот двигатель был разработан на ЯГАЗе специально для тяжёлого трёхмостового грузовика Яг-М-10, грузоподъёмностью до 10 т).

Тогда же, проведя серию экспериментов со специально закупленными за границей ШРУСами различных типов, было принято решение о строительстве при ВАБТЗ (Выксунский автобронетракторный з-д) цеха по производству наиболее простых и технологичных ШРУСов Тракта. Для этого были закуплены лицензия со всей необходимой технологической документацией и соответствующий станочный парк. Кстати, не дорогой, поскольку ШРУСы Тракта для своего производства в принципе не требовали какого-то сложного и дорогого оборудования, да и изготавливались из недефицитных и недорогих материалов. Собственно, почему и было отдано предпочтение именно им.

В итоге, новая машина получилась более совершенной, мощной и быстроходной (даже при усиленных бронезащите и вооружении). Но, эти изменения потребовали отказа от громоздких и совершенно не подходящих для высоких скоростей тракторных колёс. И как раз в 1934 году в СССР освоили серийный выпуск синтетической резины – неопрена, что позволило начать эксперименты с массивными широкопрофильными шинами большого диаметра с развитыми грунтозацепами. К концу 1934 года эксперименты закончились вполне удачно, и по заказу Выксы, специально ради нового КТ-2, начался выпуск ошиновки для новых, больше похожих на автомобильные, колёс этой машины. Во избежание прострелов, шины наполнялись гуссматиком. Предполагалось, использовать эти же, очень прочные ошинованные колёса и для некоторых образцов тяжёлых артиллерийских орудий.

Компоновку броневика тоже несколько пересмотрели. Двигательный отсек стал шире, что позволило улучшить систему охлаждения мотора. Задняя часть приобрела вполне респектабельный автомобильный вид – что опять-таки сделало кормовое отделение более просторным и ещё увеличило ёмкость бензобака. В отделении управления уже свободно помещались два сиденья – водительское и походное командирское. Оба сиденья были вплотную придвинуты к бортам и теперь, при вращении башни, спинка водительского сиденья уже не так фатально мешала башнёрам.

Тесную башню от КТ-1 заменили на более просторную, конструктивно подобную башне танка Т-26, но вместо 45-мм пушки там впервые в СССР появилась новенькая 25-мм автоматическая пушка (танковый вариант зенитки, разработку которой начали ещё в конце 20-х) в спарке с тоже новой, танковой версией 6,5-мм станкового пулемёта. При этом, командирская башенка сохранялась!

Бронезащиту тоже немного усилили. Башенная броня сохранила стандартную (для Т-26 и БТ-5) толщину в 15 мм, такой же стала и лобовая часть корпуса броневика. Прочее вертикальное бронирование усилили всего на 1 мм (9 против 8).

(Колёсный танк КТ-2 обр. 1935 г. Боевая масса до 5,5 т. Двигатель карбюраторный 115 л.с. Скорость до 68 км/ч. Броня 15–9 мм. Вооружение: 25-мм АП (БК 750 патронов), 6,5-мм пулемёт. Экипаж 3 чел.)

( Читать дальше... )

Tags: #танки, альтернативное танкостроение, бронеавтомобили России, бронеавтомобиль
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативное танкостроение” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments