alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтернативные истребители Saab J 19B. Швеция

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного доработан. Хочу виртуально попривет­ствовать нашего немецкого коллегу моделиста-альтернативщика, который, судя по форуму сайтаhttp://www.whatifmodellers.com, регулярно посещает сайт Альтернативной истории.


Истребитель Saab J 19B (бортовой номер 31) из состава 3-й флотилии ВВС Швеции; Лидчёпинг, начало 1941 года

Военно-воздушные силы Швеции (Svenska flygvapnet) были основаны 1 июля 1926 года в результате объединения авиационных частей сухопутных сил и военно-морского флота. В 1930-х годах вследствие эскалации международной напряженности шведские ВВС были реорганизованы и расширены с четырех до семи флотилий. Когда в 1939 году началась Вторая Мировая война, ВВС Швеции продолжили свое расширение, которое завершилось лишь после окончания Второй Мировой войны.

Хотя Швеция не планировала вступать в войну (и к счастью для нее не вступила), большие военно-воздушные силы считались необходимыми для предотвращения угрозы вторжения и противостоять давлению и военным угрозам со стороны великих держав. К 1945 году в составе шведских ВВС насчитывалось более 800 боеспособных самолетов, в том числе 15 истребительных авиагрупп.

На момент начала Второй Мировой войны основную часть самолетов-истребителей шведских военно-воздушных сил составляли устаревшие бипланы-истребители Gloster Gladiator (J 8). Чтобы увеличить боевую мощь, командованием ВВС Швеции в Соединенных Штатах были заказаны 120 истребителей Seversky P-35 (J 9) и 144 истребителей P-66 Vanguard (J 10). Однако 18 июня 1940 года руководство США объявило эмбарго на экспорт оружия любой стране за исключением Великобритании. В результате шведские ВВС неожиданно столкнулись с нехваткой современных истребителей. Были рассмотрены несколько альтернативных вариантов с покупкой иностранных машин, среди которых были такие экзотичные, как финский VL Myrsky, советский И-16 и даже японские Mitsubishi A5M и Nakajima Ki-27. Все эти варианты были сочтены неудовлетворительными, причем советская машина была отвергнута по политическим причинам, а японцы, сославшись на секретность, отказались не то что продавать, но даже сообщать характеристики своих истребителей. В результате единственным выходом было создание современного отечественного истребителя.

Старт работ по истребителю Saab 19 относится к началу Второй Мировой войны. 4 сентября 1939 года – незадолго до объявления Соединенными Штатами эмбарго – компания Saab представила министерству проект истребителя, который должен был заменить устаревшие бипланы Gloster Gladiator. Проект истребителя имел внутрифирменное обозначение L-12 и был разработан в сотрудничестве с работавшими в Швеции американскими инженерами, которые должны были помочь в организации лицензионного производства легких бомбардировщиков-штурмовиков Northrop 8-A 1 и учебных самолетов NA-16-4 M.

Внешне L-12 был очень похож на созданный примерно в это же время японский истребитель Mitsubishi A6M Zero, имея, впрочем, меньшие размеры. Проект L-12 представлял собой очень перспективный цельнометаллический самолет с полотняной обшивкой отклоняющихся поверхностей. Силовая установка L-12 должна была состоять из 14-цилиндрового двухрядного радиального двигателя Bristol Taurus мощностью 1065 л.с., который должен был разгонять истребитель до 605 км/ч. Относительно тяжелое вооружение истребителя состояло бы из четырех установленных в консолях крыла 13,2-мм пулеметов и двух синхронизированных 8-мм пулеметов, установленных над верхней частью двигателя и стрелявших сквозь зону ометания винта.

Проект был быстро утвержден, и новый самолет должен был быть принят на вооружение под обозначением J 19A. Серийные машины должны были оснащаться более мощными двигателями Bristol Taurus II, которые при потреблении 100-октанового бензина должны были разгонять самолеты до 630 км/ч. Однако начавшаяся война изменила планы буквально за ночь: проект L-12 был приостановлен, поскольку запланированные для установки на самолеты двигатели (в варианте покупки или лицензионного производства) стали недоступными. Это была серьезная проблема, поскольку на авиазаводе в Трольхеттане (Trollhättan) [1] уже началось производство первых планеров истребителей проекта L-12. На различных стадиях производства находились около шестидесяти планеров предсерийных (пять планеров) и серийных самолетов, но к ним не было двигателей!

Имея под рукой только безмоторные «половинки» перспективных самолетов и испытывая острую необходимость в истребителях, шведское правительство решило оснастить первые серийные машины нелицензионными копиями американских 1600-сильных радиальных авиадвигателей Wright R-2600-6 Twin Cyclone. Синхронизированные пулеметы были сняты в связи с отсутствием внутреннего пространства в фюзеляже и в целях сохранения веса. Первоначально изготовление крупных криволинейных пластин их плексигласа сопровождалось большим количеством брака, и фонарь истребителя получил более плотный переплет. Модифицированным машинам было присвоено обозначение J 19B. Однако данные самолеты были всего лишь временным решением.

В качестве более перспективной силовой установки рассматривались двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp (модификация должна была получить обозначение J 19C), однако Соединенные Штаты отказались продавать их Швеции. В результате данный вариант J 19 реализован не был.

Начальная партия из двадцати четырех J 19B была окончательно достроена и передана базировавшейся в Лидчёпинге (Lidköping) флотилии F3 в конце 1940 года. Постройка планеров велась небольшими темпами, и после первой серии истребителей лишь семь машин были оснащены двигателями R-2600. Незавершенные планеры были оставлены на заводе в качестве источников запасных частей и, поскольку вопрос о двигателе не мог быть решен, дальнейшее производство было остановлено в середине 1941 года.

Истребитель J 19B был спорным самолетом не только из-за его сомнительного двигателя. Хотя это был быстрый и проворный самолет, тяжелый двигатель R-2600 был довольно громоздким и не очень подходил для истребителя. Управление самолетом на земле требовало повышенного внимания, и во время посадки за счет передней центровки случилось несколько капотирований J 19B.

Как следствие, J 19B просто не мог полностью развить свой потенциал и не мог сравниться с современными и более скоростными истребителями, такими как Bf 109 или Spitfire. Однако нехватка авиапарка вынуждала сохранять в строю самолеты в течение всей Второй Мировой войны, переводя совсем уже старые машины на вспомогательные роли – в первую очередь на выполнение функций истребителей-бомбардировщиков и легких штурмовиков.

К концу Второй Мировой войны в качестве истребителей первой линии J 19B были дополнены еще одним типом машин отечественного производства – истребителями FFVS J 22, которые при немного меньшей скорости (вместо 1600-сильных они оснащались 1050-сильными Pratt & Whitney R-1830 SC3-G или отечественными 1065-сильными STWC-3) имели смешанную конструкцию и, соответственно, были более дешевыми.

В компании Saab были планы возобновления серийного производства истребителей J 19B с двигателями Pratt & Whitney R-1830, однако военные не выразили заинтересованности в таких машинах, поскольку в этом случае по летным характеристикам они уступали FFVS J 22 и кроме того были более дорогими за счет цельнометаллической конструкции.

Однако программа J 19 получила второе дыхание. В начале 1944 года стартовали работы по разработке «шведского мустанга» – варианта J 19 с двигателем Packard V-1650-7, получившего обозначение J 19D и запущенного в малосерийное производство перед самым окончанием войны.

Поскольку Швеция оставалась нейтральной и не вмешивалась в конфликт с соседями, находящимися в состоянии войны, то ее военно-воздушные силы (в том числе и J 19) не принимали участие в боевых действиях (исключение составляли сопровождение нарушителей шведского воздушного пространства и выдворение их или принуждение их посадке и интернированию).

После окончания Второй Мировой войны J 19B были оставлены на вооружении и эксплуатировались вплоть до 1948 года, когда оставшиеся машины были списаны и отправлены на слом. Также следует сказать, что после войны компании Wright была выплачена просроченная плата за лицензию первоначально нелицензионных двигателей. Более совершенный вариант J 19D оставался на вооружении еще несколько лет, пока вместе с J 26 (американский истребитель North American P-51 Mustang) не был сменен на реактивные de Havilland Vampire, и шведские ВВС вступили в новую эпоху – эпоху реактивной авиации.



( Читать дальше... )

Tags: #самолёты, альтернативная авиация
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативная авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment