alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Первые броненосцы Армады Эспаньола (Gran Espana)

Доброго времени суток, коллеги! Наконец-то я добрался до испанского флота. Для того, чтобы уйти в запил, требовалось создать базу в виде краткой истории Испанского королевства в моей альтернативе, и составить модель промышленности Испании – и я таки это сделал! Так что, разрешите представить первые две серии испанских броненосцев в моей альтернативе Gran Espana.

Вступление

Вообще, я хотел заняться испанскими дредноутами, и даже начал прикидывать, что и как приращивать к "Эспанье", дабы запилить из нее хорошего, годного испанского первенца, но потом осознал, что мне некомфортно будет пилить дредноуты, не зная, что было перед этим с броненосцами. И потому было принято "мудрое" решение сначала разобраться с броненосцами. Со всеми 13 сериями, да. Просто чтобы заняться дредноутами.

Тут. собственно, и начались первые проблемы, ибо я не особо фанат флотов 60-70 годов XIX века, за исключением разве что утюгов конфедератов, но раз надо – то надо, и батарейные и казематные броненосцы пришлось таки пилить. При этом я схитрил, и так уж получилось, что целая эпоха в броненосном кораблестроении в случае Испании сведется по сути к двум сериям кораблей. Причем по количеству построенных кораблей на этом этапе Испания пока еще не будет отжигать по полной, их будет всего 12 штук – не шибко-то и много, но это позволит занять Армаде Эспаньол твердое 5-е место в таблице могущественных флотов мира всего на 1869 год, а это уже определенно отличный результат. В дальнейшем Испания закрепится и немного поднимется в этом списке, но это будет потом.

Небольшое замечание под конец. Внимательные коллеги могут заметить, что на корме кораблей развивается флаг не королевской, а франкистской Испании. Все верно – я выбрал его в качестве официального флага Испании при династии де Веласко по причинам чисто эстетическим. Ну люблю я птичек на гербах и флагах, что поделать! Да и сам флаг по себе выглядит несколько более впечатляющим, чем обычный испанский. Так что так уже и будет. Идеологические причины при выборе флага и рядом не стояли.

Батарейные броненосцы типа "Каталунья"

Вот как-то так. Это хоть и реальная "Нумансия". но где-то рядом с моей "Каталуньей".

Несмотря на наметившийся прогресс в Испании после революции 1815–1818 годов и становление либерально-патриотической [1] партии короля Франциска де Веласко как главенствующей силы в стране, развитие государства какое-то время сильно тормозилось. Причиной тому были реформы в государстве и постоянные восстания карлистов-реакционеров, которые привели к трем крупным Карлистским войнам (1820–1824, 1831–1836 и 1845–1854). Пока правительство было занято этими проблемами и пыталось дать толчок для старта индустриализации в стране, флот королевства фактически застыл на месте. Новые корабли строились, но чаще всего по проверенным технологиям и на замену старым, а к 1855 году оказалось, что самым современным кораблем Армады Эспаньола [2] является королевская винтовая яхта "Velasco", которая в военное время выполняла функции вспомогательного крейсера. При общем упадке матчасти Адмиралтейство старалось поддерживать высокий уровень подготовки моряков, в чем удалось добиться значительного успеха. Но профессиональным морякам требовались новые корабли, которые государство пока что предоставить не могло

А тем временем прогресс науки и техники не стоял на месте. Французы в Крымскую войну применили броненосные плавбатареи "Devastation", британцы строили свои броненосцы, и постепенно намечалась настоящая революция в военном кораблестроении – на смену парусным и парусно-винтовым линкорам приходили обшитые броней броненосцы, вооруженные бомбическими пушками и с паровой машиной в качестве двигателя. Само собой, это привлекло внимание испанских кораблестроителей, и как только закончилась Третья Карлистская война, Морское министерство подняло вопрос о постройке броненосных кораблей для собственного флота. Была принята поправка к текущей судостроительной программе, согласно которой к 1868 году требовалось построить 12 броненосцев, позднее срок сдачи последнего сдвинули на 4 года – к 1872.

К проектированию первых броненосцев испанцы подошли очень серьезно. В это же время Адмиралтейство реформировалось и значительно расширялось, вводились структуры Адмиралштаба (в оригинале Cuartel General de la Armada, т.е. Штаб-квартира Армады, или штаб Армады), гидрографической службы, медицинской и прочих. Из-за того, что технический прогресс постепенно набирал обороны, при Адмиралтействе (Ministerio de Marina) было решено создать также Secretaria Tecnica Marina – Морской Технический секретариат, на который возложили решение технических вопросов вооружения флота. STM сразу же приступил к проработке техзадания к проекту корабля, и самое главное – отработке будущих технологий. Уточнялись производственные возможности отечественных предприятий, на испытательном полигоне Армады близ Кадиса провели испытание с первыми бронеплитами, предоставленными недавно построенным заводом в Авилесе. Постепенно был составлен базовый проект корабля, и в 1860 году на Королевском арсенале в Ферроле и Картахенском арсенале были заложены два первых корабля. При этом процесс совершенствования техники не прекращался, в результате чего все последующие пары кораблей имели некоторые отличия друг от друга.

Головные "Каталунья" и "Наварра" представляли собой деревянные корабли, обшитые 100-130-мм броней. Вооружение было представлено гладкоствольными дульнозарядными 72-фунтовыми пушками производства завода "Онторио" в Бильбао. Паровые машины пришлось закупать в Великобритании – единственной на тот момент стране, которая не относилась настороженно-враждебно к Испании. Котлы производились Барселонским обществом заводов МТМ. Броневые листы крепились на деревянную подкладку болтами, часть брони также пришлось закупать в Великобритании из-за недостаточных производственных мощностей Испании.

Корабли второй серии, "Кантабрия" и "Кастилья", уже защищались отечественной броней, а "Кастилья" к тому же получила испанскую паровую машину производства МТМ – при этом по качеству сборки она мало уступала британской. Наибольшие изменения претерпела артиллерия – вместо гладкоствольных 72-фунтовых орудий были применены дульнозарядные нарезные того же калибра.

Наконец, корабли третьей серии ("Балеарес", "Астуриас", "Андалусия" и "Галисия") строились полностью силами отечественных предприятий. Вооружение вновь претерпело изменения – были установлены новые казнозарядные 72-фунтовые (210-мм) нарезные орудия, одни из лучших своего времени. Тем не менее, проблемы с финансированием (Адмиралтейство перенаправило основную часть средств на модернизацию береговой инфраструктуры) и производством новой артиллерии привели к тому, что если первые 4 броненосца строились в среднем по 2 года, то вторая четверка строилась уже по 3-4 года. Сами же пушки вышли хоть и хорошими, но не без недостатков всей казнозарядной артиллерии того времени – склонности к разрывам и проблем с надежным закрыванием замков, из-за чего четверка этих броненосцев получила прозвище "пожирателей экипажей": всего из-за разрывов артиллерии за время службы на этих кораблях погибло около 50 человек.

Стоит также отметить и модернизации кораблей этого типа. В конце 70-х все 8 броненосцев получили новую артиллерию – вместо 72-фунтовых орудий трех различных типов были установлены новые 155/30-мм казнозарядные орудия. Несколькими годами ранее была заменена мелкокалиберная артиллерия – устаревшие гладкоствольные 18-фунтовые пушки заменили на одноствольные 50-мм противоминные. Собственно этим модернизации броненосцев типа "Каталунья" и ограничились.

Тем не менее, к 1867 году удалось ввести в строй 8 броненосцев, что значительно усилило Армаду Эспаньола. И хотя батарейные броненосцы типа "Каталунья" быстро устаревали, их вклад в развитие флота сложно переоценить – став первыми броненосными кораблями Испании, они дали инженерам, кораблестроителям и морякам бесценный опыт, который в будущем позволил вернуть государству статус великой морской державы. Сами же броненосцы активно использовались в мирное время, проводя учения в перерывах между заграничными походами. Это обусловило быструю изнашиваемость кораблей и механизмов, а капитальный ремонт стоил денег, которые Адмиралтейство предпочитало вкладывать в новые корабли. В результате по истечению 20-летнего срока службы все 8 кораблей были перестроены в плавказармы, а еще спустя десяток лет обветшавшие корпуса были окончательно проданы на слом. В войне довелось поучаствовать лишь двум броненосцам – в ходе Тихоокеанской войны [3] "Галисия" и "Андалусия" были отправлены в составе особой эскадры для поддержки перуанского флота, и то – чилийцы предпочитали уклоняться от прямого обострения отношений с Испанией, в результате чего перуанские корабли без труда осуществляли действия на коммуникациях своего противника, прикрываясь де-юре нейтральной испанской эскадрой. Открыть огонь по врагу испанским кораблям так и не пришлось.

"Каталунья" в профиль.


( Читать дальше... )


Tags: #боевые корабли, Испания, альтернативная история, альтернативное кораблестроение, броненосец
Subscribe
promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments