alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Альтфлот 1906-1939: Палубная авиация Российского флота часть III. По дороге к русскому Авенджеру.

Я вообще не хотел трогать авиацию по одной простой причине, у нас тут на сайте масса «экспертов» которые разметают мои идеи в пух и прах. Но моя альтернатива которую я веду уже год будет не полная без палубной авиации периода ВОВ. Все требования получить ВСЮ авиагруппу по ленд-лизу от американцев расцениваю как вредительство и обижаюсь.)))) Вообщем много букв поэтому разделил на несколько частей.

P.S. Работа была готова еще 3 мая, но я не мог ее сразу выкладывать по вполне понятным причинам. Не так часто от нас уходят талантливые люди, но жизнь продолжается.

К началу войны производство ДГ-60 было только налажено на государственном авиационном заводе «Иркут» (в документах военного ведомства № 125). Выпуск палубных машин не считался приоритетным на заводе который строил в основном двухмоторные бомбардировщики и за полгода удалось выпустить только 15 самолетов, а всего совместно с московским заводом № 39 смогли выпустить всего 31 машину, включая 6 машин с двигателями М-88 и по две опытные с двигателями обоих типов. Этими машинами полностью успели укомплектовать группу с авианосца «Пересвет» (18 машин все с М-82), 4 промежуточные М-88 служили на ТОФ в отдельной учебной эскадрильи палубной авиации, остальные на базе ЧФ в Севастополе. На ТОФ было только четыре машины с М-82, еще две проходили испытания на «Контр-адмирале Можайском» СФ, а первый самолет с этим двигателем оставался на 125 заводе как эталонный.

В итоге  заказ на оставшиеся 34 машины пришлось уже выполнять в военное время, по иронии судьбы московский 39 завод был эвакуирован в Иркутск и передал ему свой номер, поэтому в большинстве документов место изготовление указывается только как 39 авиазавод без географической привязки. Последняя машина заказа 1941 года была выпущена только в начале февраля 1942 года, но еще 6 декабря прошло совещание, которое чуть было не стало фатальным для этого самолета.

На совещании рассматривались планы производства отдельных типов летательных аппаратов на 1942 год  и палубные самолеты могли попасть под сокращение По-3 не удалось отстоять считалось, что их заменят самолеты по программе ленд-лиз, с ДГ-60 было чуть лучше. Командование морской авиации удалось добиться постройки в 1942 году дополнительных 32 машин для восполнения потерь на 3 оставшихся авианосцев («Пересвет» был потоплен в ночь с 22 на 23 июня 1941 года), но после этого должны были свернуть производство в пользу иностранных самолетов. Но тут вмешалось сразу 2 фактора.

Первым фактором как не странно являлись ВВС. Имевшиеся на вооружении одномоторные бомбардировщики Сухого показали себя не плохо, к тому же обходились несколько дешевле двухмоторных пикировщиков. Но у этого самолета было два минуса. Во первых это крайне ограниченные возможности бомбометания с пикирования, а боевое применение Ju-87 показало большую эффективность этого способа. Второе было связано тем что в результате оккупации Харькова где находился основной завод по производству этих самолетов, выпуск Су-2 резко снизился и поднять его в ближайшее время не представлялось возможным, таким образом было решено после использования сохранившихся машинокомплектов выпуск полностью прекратить, но самолет подобного типа для применения в разведывательных и бомбардировочных полках, пока не будет полностью удовлетворены потребности в более совершенных бомбардировщиках был нужен. В итоге обратили внимания на самолет Григоровича-Северского.

Надо сказать, что задание на проектирование подобной модификации у Александра-Николаевича не вызвал каких либо затруднений, поскольку вскоре после начала войны подобная модификация была проработана. Изменений оказалось не так много, во первых отказались от крепления к катапульте, гака и складывающегося крыла (само оно стало на 1,5 метра короче поскольку требования к ВПХ были более щадящие). Все это дало экономию в весе в 200 кг, которые использовали на увеличение бронирования. По требованию военных применили турель по типу Су-2, с более широкими углами обстрела Поскольку максимальную бомбовую нагрузку ограничили 700 кг (вместо 900 кг на палубном самолете – торпеду тягать сухопутному самолету не требовалось), применили более доступный двигатель М-88 которые уже устанавливались на самолетах первой серии. В итоге уже 15 января первый самолет который получил обозначение ДГ-60ВС (войсковая серия) вышел на испытания. Надо сказать, что машина приятно удивила представителей ВВС, скорость оказалась даже выше чем у палубного самолета с тем же двигателем 505 против 487 км/ч (сказалось уменьшение веса и большая нагрузка на крыло), остальные характеристики кроме маневренности (она была выше) соответствовали Су-2. В итоге ВВС заказало 39 заводу сразу 150 машин со сроком сдачи последней 1 ноября 1942 г, это позволило сохранить самолет в производстве, правда этот срок выдержать не смогли и последние 28 ДГ-60ВС вышли из ворот завода только в следующем году, при этом самолеты уже имели двигатель АШ-82А (бывший М-82). Самолеты активно применялись как корректировщики

ДГ-60ВС М-88 ВВС РФГ, 210 БАП, июнь 1942 г.

Второй фактор был связан с США, на следующий день после совещания случился Перл-Харбор и вопрос поставки новых палубных самолетов отодвинулся на год, тем более у штатов уже был один «нахлебник» в виде Великобритании которые собирались частично перевооружить свою палубную авиацию на американские самолеты. Но не только это повлияло на выпуск самолетов для ВВС.

Поскольку По-3 был снят с производства в том же декабре 41 года, а американские машины в ближайшее время поступить не могли в принципе, встал вопрос, что поставить в замен, поскольку на февраль 1942 года боеготовых машин было только 24 на все 3 авианесущих корабля. Да и сами самолеты были не идеальны для службы на севере, о чем уже писалось. Варианты прорабатывали любые, начиная от оснащения кораблей истребителями Яковлева после минимальных доработок и заканчивая вариантом возвращения на палубу старых И-15К которые еще хранились на базе, решение пришло быстро и автором было ОКБ-39 Северского.

Бои 22 июня самолетов с «Пересвета» (о нем я напишу еще не скоро, что бы не нарушать хронологию) показали, что ДГ-60 без подвески и двумя 20 мм пушками в гондолах шасси, неплохо справлялись с итальянскими торпедоносцами (5 машин сбили три из 12, правда столько же потеряли от действий Fiat G.50). Решение было до гениальности простым, учитывая специфику боевого применения на Севере (а именно этот театр считался основным для палубной авиации), а это главным образом прикрытие конвоев от ударных самолетов, попробовать сделать истребитель на базе уже существующего ДГ-60.

Самолет получил обозначение ДГ-61. Самолет стал одноместным  и получил новое крыло. Во первых на нем убрали гондолы для уборки шасси, теперь оно складывалось в крыло по размаху к фюзеляжу, хвостовое колесо наконец то сделали полностью убирающимся. Само крыло получило профиль NACA-230 да и потеряло в размахе с 12,9 до 11,5 м, убрали подкосы хвостового оперения. Правда теперь терялась возможность нести большой объем топлива в центроплане как было сделано на «прародителе», но этот вопрос решили установкой протектированного бака за сидением пилота прикрыв его дополнительной бронезащитой.

Усилили стрелковое вооружение, синхронный пулеметы заменили на 12,7 мм (такие пулеметы с 1943 стали ставить на все самолеты ДГ). В центроплане рядом с узлом складывания поставили по одной 20 мм пушке. Кроме того оставили два бомбодержателя под центропланом, а под фюзелящем появилась возможность подвесить дополнительный топливный бак объемом 300 л.

Барражирующий палубный истребитель ДГ-61 из состава 52 эскадрильи авианосца «Штабс-капитан Нестеров» (ех-«Nassau»), СФ, сентябрь 1943 г.

( Читать дальше... )

Tags: альтернативная авиация
Subscribe

Posts from This Journal “альтернативная авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment